ТОКИО СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ: «О ЖЕНЩИНАХ И АСУРАХ» — ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ЯПОНСКИХ ЖЕНЩИН

На Netflix вышла японская семейная драма — «О женщинах и асурах». Ремейк одноимённой телевизионной классики рассказывает о четырёх сёстрах, узнавших, что их пожилой отец изменяет своей жене. Сериал снял японский режиссёр Хирокадзу Корээда, известный по фильму «Магазинные воришки», получившему Золотую пальмовую ветвь.

Абулхаир Жусупов разбирается, как Корээда рассказывает о болезненной ценности семьи, почему «О женщинах и асурах» можно назвать энциклопедией японского быта и зачем сегодня смотреть ремейк японской классики 80-х.

СЮЖЕТ

Такико — третья по старшинству сестра, работающая в библиотеке, узнаёт, что её отец изменяет матери и растит семилетнего ребёнка. Девушка сообщает об этом остальным трём сёстрам: Цунако — мастеру по икебане, имеющей отношения с женатым мужчиной; Макико — домохозяйке, подозревающей своего мужа в измене; Сакико — официантке, живущей с начинающим боксёром.

Все четыре сестры бояться рассказать пожилой матери о похождениях отца, так как это может повредить её здоровью. Но и оставлять её обманутой тоже нельзя.

Asura,' Kore-eda's Series Portrays The Variegation Of Sisterhood | Cinema Daily US

ТРИ ЭКРАНИЗАЦИИ

Сценарий к оригинальному сериалу в 1979 году написала японская писательница Кунико Мукодо, известная по рассказам «Выдра», «Собачья будка» и «Имя цветка», победивших в главном японском конкурсе для массовой литературы — премии Сандзюго Наоки. Сериал мгновенно стал эталоном жанра «семейная драма» благодаря откровенности семейных отношений: исследование темы измены было не характерно для консервативной повестки того времени. Кунико Мукода сумела запечатлеть портрет типичной семьи конца эпохи Сёва (1929-1989 год).

向田邦子の傑作ドラマ「阿修羅のごとく」テーマ曲も怖いが四姉妹も怖い!

В 2003 году режиссёр Ёсимицу Морита снял одноимённый фильм-ремейк, получивший сразу три награды от Японской киноакадемии: «Лучший режиссёр», «Лучший сценарий» и «Лучшая женская роль второго плана». Морита сумел подлинно воссоздать дух эпохи на пороге коллапса, наложив фильтр ностальгии по несбывшемуся будущему: теперь разваливающаяся семья Такэзава представляет собой не «героев нашего времени», а портрет стареющей Японии, вынужденной жить с последствиями своих ошибок и находящейся на пороге нервного срыва.

阿修羅のごとく - Apple TV (日本)

Спустя 22 года Netflix выпускает очередную инкарнацию сериала в исполнении живого классика японского кинематографа — Хирокадзу Корээды. Режиссёр сам адаптировал сценарий Кунико Мукоды и снял все серии. Его позвал продюсер Ясуо Яги, работавший над оригинальным сериалом «О женщинах и асурах». В интервью Nikkei Cross Trend Корээда рассказывал:

«В своих работах я часто ссылался на творчество Мукоды, а на семинарах брал сцены из «О женщинах и асурах» и интерпретировал под свою режиссуру. Мне всегда хотелось поработать над семейной драмой Мукоды. Когда мне предложили работать над проектом, я не поверил. На бумаге проект выглядел скорее как несбыточная мечта Ясуо Яги, поэтому я расспросил людей в индустрии. Тогда я удостоверился, что проект решили снимать ещё до того, как я согласился».

Watch 阿修羅のごとく | Netflix Official Site

НЕОТВРАТИМОСТЬ СЕМЬИ

С первой же серии Корээда задаёт вопрос о семейных ценностях, погружая в пронзительный контекст жизни семьи Такэзава. У режиссёра получается короткими эпизодами сестринского быта выстроить каркас сложноустроенных взаимоотношений, в которых у каждой героини есть несказанные претензии друг другу. Их ничего не объединяет, кроме общей фамилии и родителей, что особенно подчёркивают камера и диалоги: долгая статичная камера фиксирует атмосферу лампового дискомфорта, нагнетаемого диким темпом диалогов, в которых персонажи вечно перебивают друг друга.

Asura (2025) 'Netflix' Series Recap & Ending Explained: Can a Family's Love Ever Be Stronger Than Their Secrets? - High On Films

Главное достоинство сериала — это проработанный сценарий, жонглирующий отношением зрителя к тому или иному персонажу. Так как Корээда самостоятельно адаптировал его под свою режиссуру, он прекрасно понимает, где и какими средствами подчеркнуть неоднозначность героев: комедией положений, как в сценах со старшей сестрой Цунако и её любовником; или диалоговой перестрелкой между Макико и её мужем, пытающимся всячески избежать разговора об измене с секретаршей. Сильнее всего зритель почувствует дискомфорт в самые приятные моменты, связанные с пожилым отцом-изменником: режиссёр намеренно показывает его заботливым и молчаливым, создаёт уютную атмосферу, но не забывает словесно напомнить о его проступках.

Несмотря на все недомолвки, персонажи никуда и ни от кого не уходят. Будто сцепленные красными цепями судьбы, они, как и зритель, мечутся от ненависти и злости к любви и близости. Связано это не только с условностями японского общества, но и с глубоким одиночеством каждого из героев. Самоопределение через своих близких играет важнейшую роль в поступках сестёр, что Корээда подчеркивает монтажом: во время сцен общего приёма пищи камера фиксирует смех, ругань и жизнь, в то время как в сценах, где героини наедине с самими собой, звенит мрачная тишина или глухой плач. 

Asura (2025) Takes A Quiet Approach To Drama - But Why Tho?

Оригинальный сценарий построен на балансе комедии и трагедии, служащем для демонстрации пороков членов семьи и создания атмосферы близости. Для зрителей, незнакомых с японским кинематографом, будет особенно непривычно видеть отсутствие каких-либо внятных диалогов на важные темы, но это компенсирует режиссура Корээды и точная, будто вышедшая из реальной жизни, игра актрис. В моменты смены регистра на повседневность каждая из основного ансамбля стирает границу в виде экрана и позволяет буквально дотронуться до сестёр, изнывающих от подступающей панической атаки.

Корээда рассказывал:

«Когда я пересмотрел работу Мукоды, то почувствовал, насколько хорошо должны быть переданы её диалоги. Например, сцена, где сёстры собираются в доме Макико. Тема — измена отца, но когда читаешь сценарий и заставляешь актёров действовать, понимаешь, что главные герои — Макико и Такао. За историей её отца заложены семена глубинной темы: Макико подозревает Такао в измене. Кроме того, упоминая измену отца, фильм тонко передаёт различия во взглядах каждой из сестёр на мужчин и любовь. Эта слоистая структура была заметна повсюду, и я подумал, что она очень глубокая».

КРИЗИС ЖЕНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В интервью для Oricon Корээда подробно объяснил важность исторического контекста для понимания поведения женских персонажей в сериале:

«Этот период времени необходим для «О женщинах и асурах». Мать из довоенного поколения. Старшая и вторая дочери помнят военное время. Третья и четвёртая дочери родились после войны: четвёртую тянет к современному образу жизни, опережающему 1980-е, включая её взгляды на любовь. Мукода так изысканно понимает эту эпоху. Даже ценности старшего поколения до сих пор не изменились так сильно. Поэтому четыре сестры здесь одинаково важны, как и детали. Если вы измените время действия, вам придётся изменить персонажей тоже».

Asura (2025) 'Netflix' Series Recap & Ending Explained: Can a Family's Love Ever Be Stronger Than Their Secrets? - High On Films

Но даже Корээда понимал, что каким бы проработанным и исторически достоверным ни был оригинальный сценарий, современному зрителю будет сложно его понять. Основная проблема заключается в женских персонажах, зависящих от мужчин рядом. Чтобы не переборщить со страданиями и жертвенностью героинь, режиссёр значительно переработал их образ, вдохновляясь «Маленькими женщинами» и «Барби» Греты Гервиг. Например, Цунако стала менее пассивной и более осознанной, что заметно в демонстрации собственной сексуальности и открытом признании нездоровой привязанности к любовнику.

Сложнее наблюдать за мучениями второй сестры Макико, выбравшей путь домохозяйки и игнорирующей явные улики измены мужа. Для понимания поведения Макико достаточно одной фразы, сказанной её матерью: «если женщина признает измену, то она проиграет». Родители семьи и старшие сёстры росли в довоенное время, когда в Японии проводилась пропаганда идеологии «хорошая жена, мудрая мать», в которой «долгом женщины» считались деторождение и вся работа по дому.

Зритель наблюдает подобный быт у Макико: помимо, а иногда во время разговоров с семьёй, вторая по старшинству сестра только шьёт, готовит, убирается в доме, и только измена отца отвлекает её от ежедневной рутины, заставляя погружаться в собственные страхи. Героиня проходит путь от игнорирующей проблемы домохозяйки до язвительной и подозрительной жены. Для большей наглядности режиссёр начинает подчёркивать нестабильность психического состояния домохозяйки: развитие клептомания, паранойя, приступы агрессии и деиндивидуализация.

Asura (2025) 'Netflix' Series Recap & Ending Explained: Can a Family's Love Ever Be Stronger Than Their Secrets? - High On Films

ПОРТРЕТ ЯПОНСКОЙ ЖИЗНИ

Каждая из четверых сестёр символизирует четыре стороны японского общества того периода: Цунако — всё ещё слышимые отголоски войны в виде большого количества вдов и традиционного уклада жизни; Макико — современный стереотип семьи с мужем-офисным работник, женой-домохозяйкой, двумя детьми и частным домом; Татико — новое поколение эмансипированных японских женщин, родившихся во времена бэби-бума; Сакико — быстро разбогатевшая молодёжь, выросшая на индустрии развлечений.

d; on X: "every frame in hirokazu koreeda's asura (2025) looks like it belongs in a family photo album https://t.co/7E0qPzMOLs" / X

Если оторвать взгляд от главных героинь, то можно заметить не самые очевидные следы японской культуры: в родительском доме висит тэру-тэру-бодзу — японская кукла для защиты от дождя; в одной из серии сестры празднуют Сэцубун — Японский Новый год по лунному календарю, празднуемый разбрасыванием бобов; Макико постоянно вспоминает «Момотаро» — сказку о мальчике Момотаро, появившемся из большого персика и сражавшемся с демонами; персонажи ходят на японские традиционные постановки театра но и бунраку.

Даже в самом изображении чувствуется имитация Японии 80-х: в офисных помещениях преобладает зеленоватый фильтр, а внутри домов — тёплое освещение. Для пущей достоверности Корээда добавляет камере зернистость. Эти детали не мешают повествованию, без них весь сюжет предельно понятен, но понимание контекста помогает обогатить зрительский опыт и добавить атмосферности для большего погружения. Например, знание японской культуры поможет избежать лишних вопросов о том, что такое котацу, икэбана и асуры.

d; on X: "every frame in hirokazu koreeda's asura (2025) looks like it belongs in a family photo album https://t.co/7E0qPzMOLs" / X

ВЫВОД

«О женщинах и асурах» — это многослойная семейная драма, работающая как ретроспективный портрет японского общества и простая повседневная мелодрама. Оригинальная дорама в своё время сильно повлияла на историю телевизионных сериалов, расширив границы дозволенного для показа. Хирокадзу Корээда обогатил её актуальным контекстом и нежной режиссурой, в очередной раз эстетизировав японский быт.

Но даже без наслоения локальных особенностей, «О женщинах и асурах» отлично работает для любого зрителя по всему миру. Для казахстанского зрителя положение героинь может быть особенно актуальным, учитывая сходное гендерное неравенство в обеих странах и сохранившийся уклад семейной жизни. Сериал создаёт порой ощущение безысходности, но сёстры раз за разом находят в себе силы справится с трудностями и объединиться, несмотря на все размолвки. И это светлое пятно греет в этом сериале лучше любого чая.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Дэвид Линч: Смерть в искусстве
Культура
#кино
Дэвид Линч: Смерть в искусстве
Женский марш под запретом акимата: в Алматы пройдёт пресс-конференция с организаторками
Ликбез
#общество
Женский марш под запретом акимата: в Алматы пройдёт пресс-конференция с организаторками
Автора QazNews24 Темирлана Енсебека задержала полиция
Ликбез
#общество
Автора QazNews24 Темирлана Енсебека задержала полиция
«Настоящая боль»: тихий хит, принёсший Кирану Калкину «Золотой глобус»
Культура
#кино
«Настоящая боль»: тихий хит, принёсший Кирану Калкину «Золотой глобус»
ПЕРЕДОЗ, ДЕПРЕССИЯ И TAKE THAT: КАК РОББИ УИЛЬЯМС СТАЛ БРИТАНСКОЙ ИКОНОЙ ПОП-МУЗЫКИ
Культура
#музыка
ПЕРЕДОЗ, ДЕПРЕССИЯ И TAKE THAT: КАК РОББИ УИЛЬЯМС СТАЛ БРИТАНСКОЙ ИКОНОЙ ПОП-МУЗЫКИ