Сюжет
Питер Паркер поступает в престижную школу ради её отделения робототехники. Но спокойствию приходит конец в первый же день, когда из портала появляется Доктор Стрэндж, сражающийся с Веномом. Маг побеждает инопланетянина и отправляется обратно в своё измерение, но случайно оставляет на поле битвы паука, укусившего Паркера.
Питер обретает паучьи сверхсилы, надевает костюм и начинает спасать горожан от преступников, попутно строя обычную подростковую жизнь и карьеру у местного миллиардера — Нормана Осборна.
Том Холланд или «Что если…?»
В 2021 году мультсериал анонсировали как приквел к трилогии «Человека-паука» с Томом Холландом. Изначально проект назывался «Первый год» и должен был рассказывать о том, как Питер Паркер из новой трилогии стал Человеком-пауком. Так как фильмы про дружелюбного соседа регулярно собирали миллиарды долларов в прокате, Marvel были уверены в успехе сериала и анонсировали сразу три сезона.
Вскоре выяснилось, что «Первый год» перенесут в альтернативную вселенную, следуя примеру сериала-антологии «Что, если…?». Все мультипликационные проекты студии объединили в «Анимационную вселенную Marvel», которая тем не менее связана с мультивселенной игровых фильмов. Главной темой сценария стал вопрос: «Что, если главным наставником Человека-паука станет не Железный человек, а Зеленый гоблин?».
Роль Питера Паркера озвучил Хадсон Темз, вернувшийся к роли после «Что, если…?», а из основной вселенной к касту присоединились Чарли Кокс и Винсент Д’Онофрио — исполнители ролей Сорвиголовы и Кингпина. В 2023 году сериал переименовали в «Ваш дружелюбный сосед Человек-паук», чтобы не ассоциировать его только с первым годом в школе.
Стилизация — баг или фича
Несмотря на успех предыдущего проекта анимационного подразделения Marvel — «Люди Икс ‘97», к производству привлекли других аниматоров: место корейцев из Studio Mir и Tiger Animation заняли японцы из Polygon Pictures и китайцы из CGCG Inc. В отличие от предыдущих художников, специализирующихся на 2D-анимации, новые аниматоры предпочитают 3D-анимацию, причём с применением технологии цел-шейдинга.
Цел-шейдинг — специальная обработка 3D-изображения, имитирующая 2D-рисовку. Она особенно развита в аниме-индустрии и экранизациях комиксов, так как помогает мультфильму сохранить плоский внешний вид, приближающий картинку к комиксной эстетике. Подобная техника применялась в «Аркейне», новом «Тригане» и «Человеке-пауке: Через вселенные».
При неправильном подходе цел-шейдинг создает ощущение отторгающей неестественности. «Ваш дружелюбный сосед Человек-паук» на первый взгляд перенял всё самое худшее у этого подхода: минимальное количество теней делает трёхмерных персонажей и окружающую среду неестественными; низкое количество полигонов — граней, из которых состоит 3D-модель персонажа, примитивизирует внешний облик героев; высокое значение кадров в секунду делает движения персонажей заторможенными и чересчур плавными.
Цел-шейдинг был необходим создателям, чтобы передать комиксную эстетику «Человека-паука» 60-х годов. Шоураннер проекта Джефф Трамелл отдаёт дань уважения визуальному стилю культовых иллюстраторов Стива Дитко и Джона Ромиты, поэтому использует яркие контрастные цвета, глубокие тени, а также постоянно делит кадр фреймами. Подобная стилизация помогает низкополигональному моделированию временами выглядеть уместно, а бодрая постановка экшн-сцен — периодически забывать о промахах графики.
Питер Паркер — новый или старый
С первой же серии понятно, что при написании Питера Паркера опирались на интерпретацию Тома Холланда: любовь к робототехнике, связь с миллиардером-изобретателем и adorkable-образ — неловкий, но обаятельный заучка. Более того, местного Человека-паука окружают почти одинаковые люди: лучший друг в роли координатора, мрачная влюбленная подруга, главная красавица школы как объект обожания и молодая тётя Мэй.
Отсюда и схожие проблемы: идеальный главный герой без острых углов в характере, отсутствие главной проблематики персонажа в виде баланса между силой и ответственностью, минимальные условия для каких-либо усилий. Более того, заход с престижной школой для особо одаренных заставляет только зевнуть, потому что повторяет сюжетную арку Тома Холланда.
Одним из главных элементов взросления именно Питера Паркера в комиксах и фильмах всегда была борьба с задирами: Флэш Томпсон в школе, Джей Джона Джеймсон и Эдди Брок в газете. Идейное противостояние dork vs jorks было главным повествовательным элементом и находило отражение в дизайне злодеев: Носорога, Венома, Могильщика и многих других.
«Ваш дружелюбный сосед Человек-паук» лишает героя этой важной проблематики, не предлагая новых идеологических препятствий: спортсмены с ним дружат, богатые его обожают, а в учебе, карьере и супергеройстве у него всё получается. При этом сценаристы не показывают, за что именно зрители и другие персонажи должны полюбить или проникнуться героем. Поэтому сам Питер Паркер в сериале выглядит менее интересным, чем его собратья из других вселенных, включая Майлза Моралеса.
Сэмпл, байт или отсылка
«Ваш дружелюбный сосед Человек-паук» полон отсылок на Киновселенную Марвел и предыдущие проекты по Человеку-пауку. Например, глобальный сюжет сериала повторяет события «Первого мстителя: Противостояние», а знакомство Питера Паркера с Норманом Озборном покадрово повторяет встречу героя Тома Холланда с Тони Старком. В опенинге также мелькают кадры из мультсериала 1994 года, а среди драфтов костюмов затесались образы, которые Человек-паук примерял только в комиксах: Шершень, Рикошет и Сумрак.
Помимо этого, всё окружение Питера Паркера в сериале — это злодеи и герои комиксов. Например, в школе он дружит с Лонни Линкольном, будущим Могильщиком, и Нико Минору, одной из героинь серии комиксов «Беглецы». То же самое касается и его знакомых на стажировке в Oscorp: там появятся новый Халк, Ящер, Чародей и многие другие. Среди заклятых врагов Человека-паука успели засветиться Носорог, Скорпион, Хамелеон и Доктор Осьминог. Из-за этого порой кажется, что в Нью-Йорке сериала нет обычных людей, а есть только суперы.
«Ваш дружелюбный сосед Человек-паук» играет на узнаваемости бренда среди фанатов персонажа, причём по всем фронтам: кино, мультсериалы и комиксы. Но скрываясь за ширмой отсылок, происходящие события теряют самодостаточность и воспринимаются как филлеры, главная проблема которых — отсутствие сюжетной важности в контексте глобального сюжета. Смещая фокус на референсы, проект неминуемо становится вторичным и воспринимается как фестиваль косплея, нежели продуманная стройная история.
Итог
«Ваш дружелюбный сосед Человек-паук» пытается балансировать на наследии прошлого, при этом показав что-то новое в измученном перезапусками ориджине персонажа. Это касается и внешнего вида, смешивающего новые технологии и визуальную эстетику 60-х, и сюжета, переваривающего наработки всех предыдущих авторов Человека-паука и идеи новых сценаристов. Но шоураннер Джефф Трамелл слишком надеется на силу ностальгии, порой перегружая историю отсылками, будто желая вместить как можно больше персонажей, костюмов и даже кадров из проектов прошлого.
У сериала всё ещё есть пространство для маневра, осталась ровно половина первого сезона и ещё два впереди. Возможно, будь за рулём человек с более внушительным послужным списком, чем одно успешное детское шоу, проект вышел бы куда более сбалансированным и самодостаточным. Временами «Ваш дружелюбный сосед Человек-паук» показывает, что он может стать чем-то большим, чем необязательный анимационный придатое к «Что, если…?», но ему мешает крайне несерьёзный тон повествования, нестабильная анимация и критическая нехватка собственных идей.