Сюжет
В процветающую столицу северного государства Рохана прибывает делегация из соседней страны Дунланд. Король дунландцев Фека хочет женить своего сына Вульфа на принцессе рохиррим Хере. Этому противиться как король Рохана — Хельм Молоторукий, так и его дочь. Между дунландцами и рохирримом долгие века идёт вражда и подобным союзом Фека мечтает узурпировать трон Рохана. В потасовке Хельм случайно убивает Феку и тем самым провоцирует Вульфа начать очередную войну между народами.
Как связано с «Властелином колец»
Рохиррим — название народа, проживающее на территории страны Рохан. Они участвовали в Войне Кольца, противостоянии Гондора и Мордора. Именно всадники Рохана участвовали при битве на Хельмовой пади — финальном акте второго фильма трилогии Питера Джексона.
Дунландцы — люди, проживающие к западу от Рохана. Они присягнули на верность Саруману и участвовали в осаде Хельмовой пади, в которой укрывались союзники Фродо и Арагорна. Крепость считается нерушимой благодаря своему географическому положению: сзади ее укрывает тонкое ущелье и высокие скалы, через которые невозможно пробраться ни одной армии, а спереди она укреплена массивными каменными стенами и нерушимыми железными воротами.
Хельмова падь названа в честь короля Рохана — Хельма Молоторукого, голыми руками защищавшего своих поданных в рохирримо-дунландской войне. Осада проходила зимой, а сам он бился в одиночку с армией захватчиков во время страшной бури так долго, что в итоге его тело заледенело в боевой позе.
Как написано
«Война рохирримов» основана на событиях, описанных в одной из глав Легендариума Толкина — собрании сочинений и незавершённых текстов писателя, состоящих из легенд о Средиземье. Туда вошла история, которая не поместилась во «Властелина колец», «Хоббита» и «Сильмариллиона». Она напоминает учебник истории, объясняющий мироустройство Средиземья в промежутках между большими войнами.
В Легендариуме война между дунландцами и рохирримом обозначена как конец королевской династии Рохана и причиной возникновения названия Хельмовой пади — крепости, в которой произошла финальная битва второй части «Властелина колец» — «Две крепости». Но в книге самой войне уделяется не так много внимания, поэтому драматургию для фильма пришлось выстраивать с нуля.
Идея экранизировать события рохирримо-дунладнской войны пришла продюсерам из New Line Cinema в 2021 году во время празднования 20-летия «Властелина колец». Тогда же выяснилось, что за анимацию будет отвечать анимационное подразделение Warner Bros вместе с японской студией CG-анимации Sola Digital Arts. В режиссёрское кресло посадили Кэндзи Камияму, до этого поставившего провальный аниме-сериал по вселенной «Бегущего по лезвию».
Изначально сценарий писали шоураннеры крепкого анимационного проекта «Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления» — Уилл Мэттьюз и Джеффри Аддиз. Их консультировала Филиппа Бойенс, одна из сценаристок оригинальной трилогии «Властелина колец». Ей сценарий не понравился, так что она наняла свою дочь Фиби Гиттинс и её одногруппника Арта Папагеоргиу переписать его. Бойенс рассказывала, что идея снять мультфильм по мотивам Легендариума Толкина обсуждалась многие годы, но только в 2021 году это стало возможным. Вместе с ней продюсеры подтянули и самого Питера Джексона с ещё одной сценаристкой первых трёх фильмов, Фрэн Уолш.
Как анимировано
В качестве визуальных референсов команда Кэндзи Камиямы ориентировалась прежде всего на трилогию Питера Джексона. Режиссёр хотел сделать персонажей и локации настолько реалистичными, насколько возможно. С другой стороны продюсеры фильма настаивали на узнаваемой аниме-стилистике, что повлияло на дизайн персонажей: например, Хера изначально должна была иметь более грубые черты лица, но в итоге получила миловидную внешность.
Чтобы добиться реалистичных движений, аниматоры использовали технологию захвата движений. Они переводили записанные движения в 3D-формат для того, чтобы создать ощущение реальной операторской работы с большим количеством пролётов камеры. Но вместо традиционного ротоскопинга — метода покадровой перерисовки движений с реальных людей, Камияма настоял, чтобы получившаяся 3D-версия движений стала только референсом для традиционной 2D-анимации. Лишь после того, как анимация персонажей и фоны были готовы, их поместили в 3D-модель окружающего мира. Этот процесс часто используется для экшна в аниме-индустрии, чтобы сэкономить силы и время аниматоров.
Из-за масштабных батальных сцен, в которых приходилось анимировать не только людей, но и большое количество лошадей, очень сложных для отрисовки движений, к работе над фильмом привлекли более 60 разных анимационных студий со всего мира. Продюсер ленты и глава студии Sola Джозеф Чоу рассказал, что это был самый тяжёлый в производстве проект, над которым он и Камияма когда-либо работали. Бюджет «Войны рохирримов» составил 30 млн долларов, что делает его таким же дорогим, как фильмы Хаяо Миядзаки.
Как выглядит
У «Войны рохирримов» есть одно большое достоинство — она бережно обращается с лором. Сценаристы проделали титаническую работу, чтобы убедительно связать ключевые события истории между собой. От истории веет атмосферой «Властелина колец»: повествование в духе героического эпоса, масштабные баталии, темы долга и кровной мести, королевские ставки на кону, то есть всё то, за что любят рыцарское фэнтези.
Внешне «Война рохирримов» тоже выглядит солидно. Кэндзи Камияма начинал карьерный путь как художник фонов, поэтому в его режиссуре окружению уделяется отдельное внимание. Он рос по карьерной лестнице сначала в студии Ghibli, работая с Хаяо Миядзаки, а позже в студии Madhouse, где впервые стал режиссёром анимации культового фильма «Оборотни» Хироюки Окиуры. Этот опыт отразился на его режиссуре настолько, что даже спустя 24 года он до сих пор следует стандартам того времени, уделяя большое внимание реализму и убедительности изображения.
Всё это при просмотре «Войны рохирримов» создаёт ощущение игрового кино. Помимо реалистичных и детальных фонов, будто сошедших со скриншотов фильма «Властелин колец: Две крепости», сама анимация очень хочет походить на реальные движения. Зачастую в аниме не уделяют внимание микродвижениям персонажей, так как они несут не так много информации и без должного внимания начинают выглядеть крайне неестественно. Но Камияме было важно приблизить героев к реальным людям, поэтому «камера» фиксирует множество необязательных движений, работающих на визуальное раскрытие характеров.
Что не так
Проблема «Войны рохирримов» состоит в том, что она морально устарела на всех уровнях: от истории до внешнего вида. Сюжет фильма следует всем клише героического эпоса, из-за чего становится предсказуемым с первых минут фильма. Даже главный антагонист, который поначалу обладал двойственностью и противопоставлялся Хельму Молоторукому не в пользу последнего, в итоге скатывается в озлобленного тирана с одной единственной целью — отомстить. В его глазах даже не виднелись проблески желания завоёвывать и править, оттого он выглядит жалко. Особенно на фоне известного всем Саурона, представляющего собой хоть и банальное, но абсолютное зло.
Вместе с Вульфом досталось и Хельму Молторукому. Описанный в Легендариуме как суровый правитель Рохана и победитель множества войн, в «Войне рохирримов» выступает эгоистичным и горделивым сумасбродом. Возможно таким образом сценаристы проводят параллель между ним и вражеским захватчиком, стирая грань между правыми и неправыми. Но легенда, изначально посвящённая подвигам несломленного до самой смерти короля, отдаёт главную роль Хере — дочери Хельма, у которой в Легендариуме даже имени не было. Нет ничего плохого в подобном переосмыслении, но в таком случае теряется логика повествования и появляются закономерные вопросы. Например, почему о Хере не сложат никаких песен, хотя все современники знают её подвиг? Или как Хельм стал великим правителем, если был до глупости гордым и наивным, так ещё и силами своими управлять не мог? Ведь убийство Феки с одного удара кажется комичным, учитывая, что оно не было запланированным.
Внешний вид фильма не предлагает франшизе и индустрии ничего нового. Возможно, если бы Камияма смог продавить больший реализм в дизайне персонажей, то «Война рохирримов» воспринималась бы с куда большим интересом. Но в итоговом результате создатели оставили компромиссное решение оставить внешний вид героев конвенционально красивым. Это привело к тому, что, например, главную героиню Херу невозможно серьёзно воспринимать как воина: на ней нет шрамов или следов увечий, которые она должна была получить в буйном и вольном детстве и юношестве. Из-за упора на реализм также пострадала изобретательность анимации. Фильм выглядит так, будто его откопали из архивов студии Madhouse 90-х годов и добавили немного ярких красок. А из-за сжатых графиков те самые микродвижения, призванные имитировать реальную актёрскую игру, выглядят в контексте анимации неестественно и дёргано.
«Война рохирримов» будто не попадает ни в одну аудиторию, на которую она нацелена. Для любителей аниме фильм чудовищно плоский: в нём отсутствует экспрессия, динамика и необычные визуальные образы. Сценарно он слишком полагается на трилогию Питера Джексона, превращаясь на полпути в фансервис: спасение рохиррима при Хельмовой пади сильно напоминает аналогичное подкрепление от Гендальфа в «Двух крепостях», а сама Хера своим поведением похожа не на миядзаковскую Навсикаю, которой Камияма и Бойенс якобы вдохновлялись, а на упрощённую версию Арагорна.
Итог
«Война рохирримов» подойдёт тем, кто возможно никогда не смотрел «Властелин колец» и любит аниме конца 90-х. Это складный фильм, умеющий слегка надавить на эмоциональные струнки зрителя в нужный момент. Но кроме этого фильму нечего предложить. Он никак не развивает саму франшизу, не предлагает новых взглядов и идей, в нём слишком много предсказуемых поворотов и вредящей повествованию связи с фильмами Питера Джексона. Толкинисты будут ругать ленту за выдуманные подвиги главной героини, а фанатов кинофраншизы будет преследовать зудящее чувство дежавю. Приходится констатировать, что очередной аниме-эксперимент западной кинофраншизы обернулся провалом.