Кончится лето: маленький якутский фильм от двух номинантов на «Оскар»

Уже почти неделю в казахстанском прокате идёт российская картина прямиком из Республики Саха с Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым в главных ролях. Криминальная драма о двух братьях против всего мира выиграла гран-при на фестивале «Маяк» и получила восторженные отзывы критиков. О том, почему вам стоит обратить на неё внимание, причём тут Балабанов и документальное кино рассказывает наш редактор Рамазан Малик.

Кеша возвращается домой из тюрьмы, где сидел за мелкое хулиганство. Здесь его ждут отец и младший брат Тима, который только окончил университет и теперь готовится к поступлению в далёкий Новосибирск. Отец сначала причитает, что там его никто не ждёт, но затем, расчувствовавшись, просит уезжать и не возвращаться. На родине Тиме делать действительно нечего: семья живёт в небольшом якутском посёлке, далеко от «большой земли», откуда нечасто доносятся новости. Из альтернатив у него только армия, где сейчас «неспокойно», и работа на добыче золота — единственном предприятии в округе.

Именно туда устраивается Кеша. Однако отношения с коллективом у него не залаживаются: все видят в нём бывшего зэка, а значит потенциального преступника и урку, за которым нужен глаз да глаз. Вскоре после очередного конфликта охранники подбрасывают ему «украденное» золото, а хозяин артели, чтобы не поднимать лишней шумихи, заставляет подписать увольнение по собственному желанию. Не готовый мириться с такой несправедливостью, Кеша решает ограбить начальника, чтобы «взять своё» и заодно помочь Тиме расплатиться за учёбу. Всё, как всегда, идёт не по плану, и братья пускаются в бега, всё крепче затягивая кровавый узел вокруг собственной шеи.

Про жизнь в Якутии режиссёры знают не понаслышке, сами они саха и писали фильм с большим вниманием к провинциальной жизни родного края. Даже историю с ворованным золотом они взяли из реальности — услышали от работников артели. А финал картины снимали в отдалённой деревушке, на родине одного из режиссёров. 

В изначальном драфте сценарии главные герои тоже были якутами, но потом Владимир Мункуев — сорежиссёр и автор сценария — узнал, что на артели работают одни русские, потому что саха не решаются грабить собственную землю. В итоге решили, что лучше показывать всё так, как есть в жизни, а от якутского происхождения главного героя осталось только имя Кеша, широко распространённое среди саха.

Картина, которая начинается как классическая криминальная драма или фильм об ограблении, быстро превращается в якутский нео-вестерн, замешанный с роуд-муви. Тут тебе и грязное золото, прямиком из классических спагетти-вестернов, и китайская мафия, и бандиты из картин Балабанова, и напряжённые перестрелки, и растянувшийся на половину фильма побег, в итоге оказавшийся побегом от самих себя. 

Но несмотря на то, как смело авторы обращаются с жанрами, сама история остаётся простой, знакомой, предсказуемой. Ну правда, разве не видели мы уже и раньше всего этого в «Брате», «Бумере» или «Лёхе Чесноке». Однако даже в достаточно тесных рамках жанрового кино им удаётся находить неожиданные драматургические решения, которые выделяют фильм на фоне сонма похожих картин.

То же можно сказать и о персонажах. «Кончится лето» — это насквозь мужское маскулинное кино, где нет места женщинам даже на втором плане. В кадре сплошь знакомые мужские персонажи: одинокий отец; два брата, непохожих друг на друга ни характером, ни ценностями; бывшие бандиты, присевшие на комфортные должности; деревенские мужики, готовые проломить кому-то голову за бутылку водки. Всё это отнюдь не симпатично, но очень знакомо, почти осязаемо.

Юру Борисова в роли Кеши в который раз сравнивают с Сергеем Бодровым-младшим в «Брате». Те же добрые глаза, непоколебимые принципы и готовность защищать эти принципы самыми жестокими методами. Добро с кулаками, бандит с золотым сердцем — образ, закрепившийся за ним ещё со времён «Быка» и только подкрепившийся в «Аноре». Однако здесь создатели идут дальше, ставя огромный знак вопроса над фигурой благородного разбойника, загнанного обстоятельствами и тяжёлыми временами.

Суровые сильные мужики в фильме на поверку оказываются надломленными пацанами, потерявшимися в жизни, а их «правда», в которой как известно вся сила,  — просто чередой оправданий своих преступлений и жестокости. Борисов в очередной раз доказал, что не просто так получил номинацию на «Оскар», показав пронзительный переход от обаятельного Ивана-дурака с добрым сердцем до кровожадного преступника с глазами загнанного волка. 

Ни в какой момент он не перестаёт быть человеком, всё понимает и обо всём сожалеет, но чем дальше он бежит на север от полиции, людей и цивилизации, тем больше становится похож на зверя. Его отлично дополняет Макар Хлебников в роли Тимы, мечущегося между старшим братом и совестью. Он — единственный по-настоящему положительный персонаж картины, постепенно разочаровывающийся в главном герое вместе со зрителем, который с документальной отрешённостью наблюдает за героями и их моральным выбором. 

Максим Арбугаев — оператор и сорежиссёр фильма — меньше всего озабочен красивыми кадрами, он освобождает камеру, позволяет картине быть неаккуратной, неидеальной, настоящей. Этот метод он привнёс в художественное кино из собственного опыта: ранее он уже успел снять несколько документальных картин, за одну из которых его с сестрой даже номинировали на «Оскар». 

Благодаря такому подходу не только рушится барьер между постановкой и реальностью, но и все экшн-элементы ощущаются более значимыми. Драки, кражи и убийства становятся более реальными, жестокими и полными какого-то тупого сожаления. А насилие лишено привычной эстетики и смакования, оно прямолинейно и всегда порождает только ещё больше насилия. 

«Кончится лето» — это неидеальное кино, двойственное и полное противоречий. Это художественный фильм, снятый как документальный. Это народный фильм, который, тем не менее, так и не стал хитом. Это жанровый фильм, остающийся вполне ясным авторским высказыванием. Это фильм про Якутию, в котором оба главных героя — русские. Наконец, это маленькое авторское якутское кино, над которым работали двое номинантов на «Оскар». 

Владимир Мункуев и Максим Арбугаев сняли неровное кино, местами вторичное, местами отталкивающе беспросветное, но неизменно вызывающее эмоции своей честностью и неподдельностью. И я верю, что за это им можно простить многое.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Lynk & Co выходит на рынок Казахстана
Бизнес
#технологии
Lynk & Co выходит на рынок Казахстана
Ұлжандар мен Ұлжалғастардың мұңын көрсеткен «Жеті гүл»
Культура
#кино
Ұлжандар мен Ұлжалғастардың мұңын көрсеткен «Жеті гүл»
Eve — главный строитель современной японской поп-музыки
Культура
#музыка
Eve — главный строитель современной японской поп-музыки
Почему стоит сходить на выставку Катерины Никоноровой?
Город
#события
Почему стоит сходить на выставку Катерины Никоноровой?
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
Культура
#кино
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи