Сюжет
Заботливый отец и лицо пожарной службы Купер (Джош Хартнетт) ведёт дочь на масштабный концерт её кумира, поп-звезды Леди Рэйвен (Салека Шьямалан). У стадиона собрали спецслужбы с автоматами, полицию и бронетехнику — не слишком ли усиленная охрана от скопища девочек-подростков? Как поясняет Куперу (а заодно и зрителю) наивный продавец мерча, концерт — это ловушка для поимки серийного убийцы по прозвищу Мясник, который по данным ФБР должен находиться здесь. Угадайте, кто цель операции. И это не спойлер: карты раскроют уже в первые 15 минут, остальные полтора часа можно наблюдать, как Купер пытается всех обхитрить.
Папа может всё, что угодно
Фильмы М. Найта Шьямалана — уже привычная зрителю лотерея. Американские горки в его карьере – от звания «нового Спилберга» до премий «Золотая малина» — естественная часть пути для большого мастера, не боящегося экспериментировать и изобретать на протяжении почти тридцати лет. Триумфы («Шестое чувство», «Знаки»), неудачи («Девушка из воды», «Повелитель стихий»), восстановление репутации («Визит», «Сплит») — кажется, сейчас в творчестве сценариста и постановщика наступил относительно ровный (и тихий) период. Но громкое имя ещё собирает залы, а поклонники готовятся восхищаться или разочаровываться, но всегда с удивлением.
«Ловушка» оказалась в том странном сегменте, где автор не получает ни лавров, ни упрёков критиков, а реакцию публики можно назвать скорее снисходительной. Понять её можно: от человека исключительного воображения и эксцентричной фильмографии по обыкновению ждёшь чего-то столь же ошеломляющего, но получаешь ни много ни мало хулиганскую выходку. Стоит признать, шалость удалась: знаменитый шьямалановский твист вынесен из третьего акта в первый, так что придётся весь фильм переживать за безумца, расчленившего 12 своих жертв. И хотя тут полно ружей, которые так и не выстрелят, мастер абсурдных сюжетных завязок и таких же безумных развязок напомнит: его кино — это всегда обманутые ожидания.
Признаться, протагонистов-злодеев мы повидали немало, но здесь Джошу Хартнетту удаётся ловко лавировать между примерным семьянином и кровожадным монстром. В конце концов, не хочется омрачать арестом «лучший день в жизни» его дочери: школьные подружки её кинули, а любящий папа взял и устроил праздник. Тема семейных отношений проходит красной линией в творчестве Шьямалана. Это источник одновременно травм и надежд, бед и спасения. Тест на доверие пройдут не все, и будут, пожалуй, правы: как показал режиссёр ещё в культовом «Таинственном лесе», под шкурой чудовища может прятаться самый ближний.
Сам постановщик семью ценит превыше всего: одну дочь продюсирует, творчеству другой целый фильм посвящает («Ловушка» задумывалась как фильм-концерт Салеки, написавшей в итоге 14 песен для своей роли), снимает кино в Филадельфии, чтобы семейные ужины не пропускать. Тем ироничнее, что делающий фильмы на свои деньги, а потом продающий их студиям Шьямалан на всякий случай закладывает дом.
Забавные игры
Шьямалан не раз признавался, что, не будь он режиссёром — обязательно стал бы психиатром. Ставить своим персонажам диагнозы — его любимое занятие, но что-то в его интонации изменилось. Профайлер ФБР Жозефина Грант (Хейли Миллз, звезда некогда популярной «Ловушки для родителей») хладнокровно сканирует почерк маньяка и выносит вердикт: обсессивно-компульсивное расстройство. В комплекте идут детские травмы, непростые отношения с матерью и переведённая в гэги симптоматика (сбегая с места преступления, не забудь поправить полотенчико).
Но Купер — не Норман Бейтс из «Психо», а Шьямалан — не Хичкок (хоть и преклоняется перед ним), так что психологический портрет героя, стандартно резюмируемый под конец, похож на режиссёрскую насмешку. Такая вот самоирония: психологические портреты убийц мы оставим тру-крайм подкастерам (в худшем случае — Тодду Филлипсу), а уставший всё рационализировать Шьямалан теперь просто забавляется.
Это кино кажется настолько циничным, что и традиционный шьямалановский гуманизм отдаёт издёвкой. Пока Купер ищет выход из ловушки, в его подвале вот-вот задохнётся какой-то экоактивист. Не выберись один, не выберется и другой. Проблема вагонетки, наглядно решённая им в прошлой картине «Стук в хижине» — теперь уже и не проблема вовсе, потому что в злом мире Шьямалана мы всегда выбираем киногеничных злодеев.
Вывод
Шьямалановское кино умнее, чем кажется, но проще, чем думается. Главное, не высматривать сюжетные дыры. Условностей хватает, неточности прячутся за монтажными склейками, а расплывающийся в джокеровской улыбке Хартнетт превращает сценарий в бесконечную шутку. Если это ловушка Джокера, то уготована она для тех, кто не умеет смеяться.