«Ловушка»: как смеётся М. Найт Шьямалан

Сезон богат на Шьямаланов. Почти вслед за «Смотрителями» Ишаны Шьямалан в прокат вышел триллер её знаменитого отца М. Найта Шьямалана «Ловушка», где сыграла другая дочь режиссёра — R&B-исполнительница Салека Шьямалан. Обходя все важные спойлеры, о новом фильме мастера плот-твистов рассказывает Олеся Новикова. Спойлер от автора: смотреть стоит.

Сюжет

Заботливый отец и лицо пожарной службы Купер (Джош Хартнетт) ведёт дочь на масштабный концерт её кумира, поп-звезды Леди Рэйвен (Салека Шьямалан). У стадиона собрали спецслужбы с автоматами, полицию и бронетехнику — не слишком ли усиленная охрана от скопища девочек-подростков? Как поясняет Куперу (а заодно и зрителю) наивный продавец мерча, концерт — это ловушка для поимки серийного убийцы по прозвищу Мясник, который по данным ФБР должен находиться здесь. Угадайте, кто цель операции. И это не спойлер: карты раскроют уже в первые 15 минут, остальные полтора часа можно наблюдать, как Купер пытается всех обхитрить. 

Папа может всё, что угодно

Фильмы М. Найта Шьямалана — уже привычная зрителю лотерея. Американские горки в его карьере – от звания «нового Спилберга» до премий «Золотая малина» — естественная часть пути для большого мастера, не боящегося экспериментировать и изобретать на протяжении почти тридцати лет. Триумфы («Шестое чувство», «Знаки»), неудачи («Девушка из воды», «Повелитель стихий»), восстановление репутации («Визит», «Сплит») — кажется, сейчас в творчестве сценариста и постановщика наступил относительно ровный (и тихий) период. Но громкое имя ещё собирает залы, а поклонники готовятся восхищаться или разочаровываться, но всегда с удивлением. 

«Ловушка» оказалась в том странном сегменте, где автор не получает ни лавров, ни упрёков критиков, а реакцию публики можно назвать скорее снисходительной. Понять её можно: от человека исключительного воображения и эксцентричной фильмографии по обыкновению ждёшь чего-то столь же ошеломляющего, но получаешь ни много ни мало хулиганскую выходку. Стоит признать, шалость удалась: знаменитый шьямалановский твист вынесен из третьего акта в первый, так что придётся весь фильм переживать за безумца, расчленившего 12 своих жертв. И хотя тут полно ружей, которые так и не выстрелят, мастер абсурдных сюжетных завязок и таких же безумных развязок напомнит: его кино — это всегда обманутые ожидания.

Признаться, протагонистов-злодеев мы повидали немало, но здесь Джошу Хартнетту удаётся ловко лавировать между примерным семьянином и кровожадным монстром. В конце концов, не хочется омрачать арестом «лучший день в жизни» его дочери: школьные подружки её кинули, а любящий папа взял и устроил праздник. Тема семейных отношений проходит красной линией в творчестве Шьямалана. Это источник одновременно травм и надежд, бед и спасения. Тест на доверие пройдут не все, и будут, пожалуй, правы: как показал режиссёр ещё в культовом «Таинственном лесе», под шкурой чудовища может прятаться самый ближний. 

Сам постановщик семью ценит превыше всего: одну дочь продюсирует, творчеству другой целый фильм посвящает («Ловушка» задумывалась как фильм-концерт Салеки, написавшей в итоге 14 песен для своей роли), снимает кино в Филадельфии, чтобы семейные ужины не пропускать. Тем ироничнее, что делающий фильмы на свои деньги, а потом продающий их студиям Шьямалан на всякий случай закладывает дом.

Забавные игры

Шьямалан не раз признавался, что, не будь он режиссёром — обязательно стал бы психиатром. Ставить своим персонажам диагнозы — его любимое занятие, но что-то в его интонации изменилось. Профайлер ФБР Жозефина Грант (Хейли Миллз, звезда некогда популярной «Ловушки для родителей») хладнокровно сканирует почерк маньяка и выносит вердикт: обсессивно-компульсивное расстройство. В комплекте идут детские травмы, непростые отношения с матерью и переведённая в гэги симптоматика (сбегая с места преступления, не забудь поправить полотенчико). 

Но Купер — не Норман Бейтс из «Психо», а Шьямалан — не Хичкок (хоть и преклоняется перед ним), так что психологический портрет героя, стандартно резюмируемый под конец, похож на режиссёрскую насмешку. Такая вот самоирония: психологические портреты убийц мы оставим тру-крайм подкастерам (в худшем случае — Тодду Филлипсу), а уставший всё рационализировать Шьямалан теперь просто забавляется. 

Это кино кажется настолько циничным, что и традиционный шьямалановский гуманизм отдаёт издёвкой. Пока Купер ищет выход из ловушки, в его подвале вот-вот задохнётся какой-то экоактивист. Не выберись один, не выберется и другой. Проблема вагонетки, наглядно решённая им в прошлой картине «Стук в хижине» — теперь уже и не проблема вовсе, потому что в злом мире Шьямалана мы всегда выбираем киногеничных злодеев.

Вывод

Шьямалановское кино умнее, чем кажется, но проще, чем думается. Главное, не высматривать сюжетные дыры. Условностей хватает, неточности прячутся за монтажными склейками, а расплывающийся в джокеровской улыбке Хартнетт превращает сценарий в бесконечную шутку. Если это ловушка Джокера, то уготована она для тех, кто не умеет смеяться.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Qazaqstan Coffee Festival пройдёт впервые в Алматы
Город
#события
Qazaqstan Coffee Festival пройдёт впервые в Алматы
Первый в ЦА фестиваль театра «Место — действие» пройдёт в Бишкеке
Город
#события
Первый в ЦА фестиваль театра «Место — действие» пройдёт в Бишкеке
Кто представит Казахстан в финале танцевального соревнования в Мумбае?
Ликбез
#общество
Кто представит Казахстан в финале танцевального соревнования в Мумбае?
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Культура
#кино
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом
Ликбез
#истории
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом