Любовь живет вечно: «Химера» Аличе Рорвахер

На мировые экраны выходит новый фильм итальянки Аличе Рорвахер «Химера», знакомой зрителям своей предыдущей работой «Счастливый Лазарь». Рорвахер одевает Джоша О’Коннора в помятый костюм и отправляет под землю искать свою возлюбленную. Является ли «Химера» реинтерпритацией мифа об Орфее и Эвридике? И нужно ли искать ответы в прошлом? Над этим вопросами рассуждает кинокритик Ботагоз Койлыбаева.

Для постера нового фильма «Химера» Аличе Рорвахер позаимствовала карту таро с повешенным человеком с перекрещенными ногами. Знатоки таро знают, что повешенный обычно символизирует время ожидания, жизнь на паузе. Вот и главный герой фильма, Артур, бывший археолог из Англии, находится где-то между жизнью и смертью, на паузе.

Рорвахер знать и смотреть обязательно. Она одна из самых интересных и самобытных режиссерок «нового калабрийского кино», куда можно отнести в частности Йонаса Карпиньяно, Романа Франческо Мунци и Микеланджело Фраммартино. Калабрийское кино по сути отражает маргинальное положение юга Италии, вызванное обеднением населения, нехваткой индустрии, массовой эмиграцией на север Италии и в Европу. В то же время растет иммиграция из Африки, развиваются новые формы субъектности и смешение культур, создается новая южная традиция, которая, кажется, отказывается от ностальгии и сожаления. В Италии «новое» рождается на Юге. Оттого и фильмы не о la grande belezza как у Паоло Соррентино, а скорее о тех, кому эта сладкая жизнь не светит – пастухам в Аппенинских горах и священникам, теряющим любую власть.

Вслед за своими картинами, Аличе Рорвахер находится где-то «между»: наполовину итальянка и наполовину немка, она смешивает Италию современную с цивилизацией этрусков, мифы прошлого с суровыми реалиями настоящего, север Италии, а именно её родную Тоскану с югом Италии, с провинциями Калабрия и Базиликата. Кино Аличе несомненно традиционно, «Химера»  показывает это особенно; она отдает дань таким мастерам неореализма как Роберто Росселлини и Федерико Феллини, снимая непрофессиональных актеров и проникая в жизнь людей невидимых, но в то же время создает свою особенную поэтику, свой киноязык, в котором сюжет помещён под землю, словно отголоски прошлого. Что важнее – это атмосфера, практически сказочная, с яркими цветами, с карикатурными персонажами-бродягами и громко поющими жуликами.

К слову о жуликах. «Химера»  переносит нас в 1980-е годы в Тоскану, где существует огромное количество захоронений этрусков. Томбароли называют осквернителей могил, ищущих все, что имеет хоть какую-ту ценность. В их числе оказывается Артур – англичанин в помятом льняном костюме. Главную роль исполняет новая звезда независимого кино – Джош О’Коннор, которого вскоре можно увидеть в новом фильме Луки Гуаданьино «Претенденты». В зачине фильма мы находим Артура, возвращающегося из тюрьмы, где он скорее всего провел какое-то время за кражу исторических реликвий. Артур, молчаливый и даже раздраженный, на самом деле скрывает в себе глубокую скорбь по Беньямине, своей пропавшей Эвридике. Мать Беньямины (прекрасная роль Изабеллы Росселини) как и Артур верят в то, что она жива, но сколько захоронений придётся осквернить Артуру, чтобы воссоединиться с пропавшей возлюбленной?

Этруски – это коренные жители Тосканы, истребленные Римской империей. Томбароли «Химеры» выискивают высеченные в скалах гробницы этрусков, которые хоронили своих усопших в искусно спроектированных склепах с фресками, скульптурами и роскошным погребальным инвентарем. Постоянная операторка Рорвахер Элен Лувар переключается между 35 мм и 16 мм киноплёнкой, чтобы передать ту особенную текстуру камня, освещенного свечами Артура и томбароли. В одной из самых интересных мизансцен Артур и компания находят огромную гробницу, даже комнату, украшенную фресками птиц и мраморной статуей не то богини, не то усопшей. Камера, а вместе с ней и мы, попадает в гробницу раньше воров, и мы видим и чувствуем безмятежное существование этих существ, пробывших под землей 2,500 лет. Но как только в гробницу проникает воздух и свет, а за ними и голоса людей, фрески теряют свою томную окраску, которая подобно душе растаяла в воздухе.

Именно за это я и люблю фильмы Рорвахер – за глубину ее философских и исторических метафор. «Химера»  – это не просто современная интерпретация знаменитого мифа об Орфее и Эвридике, фильм задает вопросы об истории, коллективной памяти и ценностях. В интервью Le Cinema Club, Рорвахер признается, что этруски ее завораживают тем, что в отличие от римлян, оставивших нам амфитеатры и статуи, оставили лишь загадки, которым мы сами должны придать смысл (либо просто оставить их в покое). Во времена, когда мы бесконечно делимся всем в социальных сетях – падениями и радостями, завтраками и путешествиями, этруски строили сооружения для мертвых душ, которым нечем делиться. В этом плане персонаж Артура воплощает в себе дух этрусков, ищя то, чего возможно и нет.

Фильм Рорвахер мог бы быть очень специфической историей, ограниченной определёнными обстоятельствами. Однако, как и любое великое произведение искусства, он понятен каждому, поскольку отражает время и историю, в которых человечество утратило веру во что-либо. Томбароли ощущают себя свободными брать и продавать всё, что осталось от прошлого, ведь невидимых ценностей больше не существует.

В таро повешенный человек в перевернутом виде означает, что пришло время действовать. Возможно именно об этом притча Рорвахер – просто перевернуть карту и посмотреть на мир другими глазами. «Внимание» , напоминает Рорвахер, «это расположение души к прошлому, а также к будущему.»

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски