Магнум опус Йоргоса Лантимоса: премьера «Бедных-несчастных» в Венеции

Фильм «Бедные-несчастные» греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса показали на Венецианском фестивале, где его ждали восторженные отзывы зрителей и 8-минутные овации. Кинокритик Ораз Керейбаев, который был в числе первых, кто увидел картину, рассуждает, в чём же кроется успех главного фаворита Венеции.

Осторожно, спойлеры!

Внутри каждого большого фестиваля происходит разделение на условные «до» и «после». В первый период зрители лихорадочно ходят на фильмы, разбирая каждый представленный проект на мельчайшие детали и ругая даже незначительные оплошности. Второй же отрезок проходит более спокойно: ожидания от картин уже спали, а обсуждение фильмов свелось до банального «понравился или нет». Что же становится той самой точкой, сепарирующий «до» и «после»? Ответ оказывается до ужаса простым: фильм-шедевр. 

Именно в момент, когда зрители воочию увидели рождение шедевра, у них не остаётся вопросов касательно причин проведения фестиваля и их нахождения на нём. Все ранее полученные неудобства — подъёмы на утренние сеансы, перегруженный график премьер и постоянный стресс — просто забываются. Вместо этого перед смотрящим остаётся только магия кино, которую тот имел возможность испытать среди первых во всём мире. На 80-м Венецианском кинофестивале претендентов на титул такого шедевра было и до сих пор остаётся несколько. Однако для кинокритика Ораза Керейбаева, находящегося в данный момент на фестивале, картиной, разделившей 11 дней непрерывного просмотра фильмов на «до» и «после», стала новая работа Йоргоса Лантимоса — «Бедные-несчастные». Именно о ней и пойдёт речь в статье 98mag.

Сюжет

Что будет, если в тело взрослого человека поместить мозг новорождённого ребёнка? Таким вопросом задаётся Йоргос Лантимос в своей новой картине «Бедные-несчастные». Его фантазия на тему выливается в историю о девушке Белле Бакстер, живущей со слегка безумным, но обаятельным Годвином Бакстером, которого та ласково называет Год (в переводе Бог). И действительно, в некой мере прозвище сумасшедшего профессора оправдано, ведь именно он стоит за мало этичным экспериментом по скрещиванию неокрепшего детского сознания с телом Беллы. Несмотря на то, что для Года девушка выполняет роль подопытного кролика, между персонажами прослеживаются скорее семейные отношения отца и дочери. 

Вскоре после знакомства с основными мотивами картины, в сюжет вводят ещё нескольких ключевых персонажей — молодого доктора Макса и страхового агента Дункана. Оба они влюбляются в Беллу, ведь её детская наивность и природное обаяние могут растопить сердце любого. Пока стеснительный врач предлагает девушке свои руку и сердце, герой-любовник Дункан заинтересовывает нашу героиню более заманчивой идеей — закрутить роман и сбежать ото всех в Португалию. Как любой ребёнок, получивший право выбора, Белла принимает единственное правильное решение, а именно выйти замуж за Макса, но перед этим отправиться в Лиссабон с новоиспечённым любовником. 

Далее девушке предстоит увидеть мир, познать сексуальное удовлетворение, прочитать множество философских трактатов и, наконец, стать взрослой.

Кто такой Йоргос Лантимос

«Бедные-несчастные» — это не просто дикий фильм о всевозможных экспериментах над телом и изучении мира. Это ещё и новая ветвь в творчестве греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса, когда-то прославившегося за свои поистине странные и во многом депрессивные картины. Та самая странность в нынешнем проекте никуда не ушла, так что фанатам постановщика не за что беспокоиться. Скорее из его творчества ушла та злость, к которой мы привыкли ещё со времён «Клыка» (2009). Вместо неё появился юмор, что играет только на пользу безумным сюжетам Лантимоса. Так, зрители в зале смеялись на протяжении всей картины, иногда даже бурно аплодируя тонким шуткам автора.

Как и в абсолютном большинстве своих работ, «Бедные-несчастные» в первую очередь исследуют темы семьи и девиации в отношениях. Здесь хочется провести параллель между уже упомянутым «Клыком» и нынешним фильмом. В двух проектах мы наблюдаем за отцом, страдающим синдромом гиперопеки и пытающемся спрятать своё дитя от внешнего мира. В определённый момент постановщик даже прибегает к схожему приёму, где родительская фигура специально сгущает краски, рассказывая байки о страшных монстрах внешнего мира. Тем не менее, там, где молодой Лантимос решил копать вглубь, уже его зрелая версия выбирает другой путь, наконец, дав девушке возможность выбраться из семейного гнезда, а не застрять в багажнике автомобиля. И, как показывает фильм, снаружи не так страшно. 

В итоге, обновлённый Лантимос берёт всё лучшее из своих предыдущих работ, а именно бескомпромиссный и чаще всего эксцессивно графический подход к изучению заданной темы, и добавляет туда юмор, который позволяет зрителю расслабиться и сделать его соучастником очередной фантазии режиссёра. Нам же остаётся лишь удивляться, как когда-то нелюдимый постановщик стал чуть ли не главным любимцем публики в Венеции, получив 8-минутные стоячие овации на премьере. 

Актёрские работы

Ни для кого не секрет, что Эмма Стоун, Марк Руффало и достопочтенный Уиллем Дефо — прекрасные актёры. В «Бедных-несчастных» им удалось в очередной раз доказать это зрителям, проявив себя с ранее неизведанных сторон. Конечно, аудитория давно привыкла видеть Дефо в необычных ролях. Тут можно вспомнить его образ в «Варяге» (2022) и двухчасовой бенефис актёра во «Внутри» (2023). Поэтому образ изуродованного хирурга, отрыгивающего пузырчатые токсины и скрещивающего уток с собаками, вписывается в его поистине обширную фильмографию. 

В сравнении с Дефо, другие два исполнителя полностью вышли из зоны комфорта. Так, Руффало, воплотивший роль страховщика Дункана, играет циничного мизогиниста, готового закрутить роман буквально с любой. На первый взгляд такой образ не подходит актёру, которого мы привыкли видеть в романтических фильмах или же картинах студии Marvel. Тем интереснее смотреть, как Руффало полностью отдаётся своему персонажу, шаг за шагом убеждая зрителя в аутентичности сексистских мыслей героя. А преображение, через которое проходит его персонаж в течение фильма, и вовсе заставляет задуматься о недооценённости актёра в глазах массовой публики. 

 

Несмотря на все старания звёздной труппы, главные комплименты идут в первую очередь в сторону Эммы Стоун, проделавшей поистине титаническую работу для создания образа Беллы Бакстер. Её язык тела, повторяющий мельчайшие тонкости детских неуклюжих движений, завораживает, а физическая самоотдача актрисы во втором акте картины и вовсе смогут шокировать зрителя на годы вперёд. Мы ещё никогда не видели Стоун настолько смелой и бескомпромиссной. Когда-то школьница из «SuperПерцев» (2007) и девушка Человека-паука, сегодня актриса доказала не просто свою способность играть в глубоких философских работах, а вписала себя и героиню Беллу в историю кино.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски