«Максин ХХХ»: Миа Гот – a f*cking star

«Максин ХХХ»: Миа Гот – a f*cking star

В прокате идёт «Максин ХХХ» – третья часть хоррор-франшизы Тая Уэста с Миа Гот в главной роли. Очередной хит от А24 возвращается к злоключениям порнозвезды Максин Минкс, которой был посвящён первый фильм трилогии «Х». Теперь амбициозная актриса метит в большое кино и мечтает покорить Голливуд 80-х, где в это время орудует маньяк. Каким получился этот сиквел и почему он не работает в отрыве от предыдущих частей – размышляет Олеся Новикова.

В статье присутствуют спойлеры.

Максин, Пэрл… и снова Максин

Выстреливший в 2022 году ретро-слэшер «Х» вывел Тая Уэста со скамьи маргинальных хоррормейкеров, а Миа Гот – со второго плана. Стилизованный под условную «Техасскую резню бензопилой», «Х» бодро расправился на экране с группой порнографов, снимавших кино на арендованной техасской ферме. В кровавой мясорубке 1979-го, устроенной хозяевами фермы, пожилой парой, выжила лишь порноактриса Максин Минкс – «последняя девушка», чьим амбициям и жажде славы не смогла препятствовать даже чокнутая бабка с ружьём (та же Миа Гот в гриме).

На достигнутом Уэст, разумеется, решил не останавливаться, да и отстроенные декорации ещё имели потенциал, так что почти сразу же он приступил к съёмкам приквела и в том же 2022 представил публике уже следующий фильм – «Пэрл». Гот сыграла в нём главную антагонистку первого фильма, только в молодости – в далёком 1918 году, когда шла Первая мировая и свирепствовала эпидемия «испанки». Как и Максин, Пэрл мечтала о славе и готова была заплатить самую высокую цену, лишь бы вырваться с фермы в мир грёз. Подражающий техниколоровским «Волшебнику страны Оз» и мелодрамам Дугласа Сирка приквел смотрелся обособленно, но развивал намеченную в «Х» тему американской мечты в консервативной среде. Превратившись почти в мелодраму о тяжёлой женской доле, фильм раскрыл весь актёрский диапазон Гот и укрепился как поп-культурный феномен мемом «Please, I’m a star».

Вышедший через два года сиквел первой части продолжает историю порноактрисы спустя шесть лет, погружаясь в американскую культуру 1985-го. Сделав себе карьеру в индустрии порно, Максин знает, что она достойна большего, поэтому не отступает, пока не получит главную роль в «Пуританке 2» (амбициозном хорроре категории В). Покоряя «фабрику грёз» в условиях «сатанинской паники», серии убийств Ночного Сталкера и преследований наёмного сыщика-шантажиста, Максин лишь утверждается в роли роковой блондинки, с которой шутки плохи.

Любовная открытка 1980-м

Фильм уже разбил критиков на два лагеря: очарованных реверансом в сторону 1980-х и разочарованных его вторичностью. Без резюмирования всей трилогии, разумеется, не обошлось, и «Максин» быстро окрестили слабым звеном: постановщик замахнулся на более громоздкие, разваливающие франшизу темы. От камерных, аутентичных и по-своему магических «Х» и «Пэрл» осталась лишь режиссёрская тяга одновременно к ревизии и ностальгии. Бесконечное упоение эпохой джалло и «золотым веком» слэшеров, эротическими триллерами Брайана Де Пальмы и прочими видеокассетными радостями идёт вразрез с сегодняшним контекстом. Уэст это, естественно, понимает, и там, где имели место сексизм, объективация и возведённый в абсолют male gaze, он объявляет торжество женской эмансипации. Пытаясь охватить всё и сразу (возросший бюджет, к тому же, позволяет разгуляться), он будто не укладывается в хронометраж и лишь пунктирно обозначает уйму проблем, не предлагая никакой альтернативы.


Впрочем, не только Уэст очарован 80-ми. Вся современная поп-культура оглядывается на эскапистское десятилетие ярких развлечений, но, в отличие от многих других, довольствующихся только неоновыми огнями и синтезаторами, он в своей стилизации идёт до конца, имитируя плёночное кино той эпохи (хотя снят фильм на цифровую камеру с винтажными объективами) до степени неразличимости. И даже решается заглянуть за тёмную изнанку Голливуда. Но, как говорится, не он первый, не он последний.

Так сошлись звёзды 

Бэкграунд героини имеет здесь принципиальное значение – без него, в общем-то, никакой арки персонажа и нет. Частые флэшбеки к травматичным событиям шестилетней давности – единственное, что придаёт глубины непробиваемой Максин. Но даже с ними фабула кажется чересчур ровной, а препятствия – смешными. Из первого фильма мы усвоили, что Максин, мать её, Минкс – не из робкого десятка, и на жизнь, которой не заслуживает, она не согласится. Как гласит вынесенная в эпиграф третьего фильма фраза кинодивы Бетт Дэвис, «в этом бизнесе, пока ты не прославишься как монстр, ты не станешь звездой». Переживать за героиню уже не получается, как и за судьбу её окружения: умрут все, кто не проявил твёрдость духа.

Впрочем, как и в классических слэшерах 1980-х, нас не волнует, кого убьют – важнее то, как это сделают. Но и в кровавой изобретательности «Максин» не спешит шокировать: кровь к третьей части становится буквально бутафорской. Изощрённые убийства остаются где-то за кадром, а те, что присутствуют, – дело рук самой Максин. А точно не она – главная маньячка? Во всяком случае, отрицательное обаяние актрисы Миа Гот (на которой и держится весь триптих) даёт на то некоторые основания. Так или иначе, она действительно чёртова кинозвезда!

Подходить к «Максин» со всей серьёзностью не удаётся, но пропитанный постиронией фильм на этом и не настаивает. Уэст, может, и видит себя в героине Элизабет Дебики – претенциозной режиссёрки «Пуританки» Элизабет Бендер, замыслившей смастерить из второсортного хоррора троянского коня, – но авторское высказывание теряется где-то в синефильских заигрываниях. Оказавшись в их плену, фильм не дотягивает ни до самостоятельного произведения с генеральной мыслью, ни до планки предыдущих фильмов франшизы, топчась где-то на месте. Ставки не повышаются, а темы, заданные в «X» и «Пэрл», не развиваются.

«Максин ХХХ» завершила трилогию, но ни Миа Гот, ни Тай Уэст, кажется, не готовы сойти с волны успеха. Вероятно, франшиза станет долгоиграющим продуктом А24, если не приестся публике однотипной структурой. Пока она растёт вширь, но не вглубь, и это, пожалуй, основная проблема большинства франшиз. С другой стороны, как показывает практика, ищущие стабильности зрители предпочитают знакомые схемы. В эпоху пост-хорроров и попыток изобретения велосипеда отдаётся старой доброй ностальгии и сам Тай Уэст.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя