ЗДЕСЬ НА КАЖДОМ ШАГУ МОЙКИ
Не секрет, что казахстанский хип-хоп, как и все его жанровые ответвления, давно застыли на одном уровне. Одни артисты топчутся на месте и тайп-битах, сделанных в угоду похожего на них же звучания, а другие попросту безжалостно и бесцеремонно их перебивают. Само собой, занимаются этим не все, и случаются даже редкие проблески нового и интересного. Но там, где есть что-то самобытное и концептуальное, существует и то, что играет в машинах, на Арбате и в TikTok.
Титанический успех некоторых рэперов и даже рэп-групп можно объяснить их непомерно простым подходом к написанию песен и наличием строчек, музыки и атмосферы, так или иначе напоминающих о нашем локальном. К примеру, вип-казахская эстетика или та же уличная. Естественно, это сильно сказывается на качестве — такая музыка легко производится, а рынок от этого ощутимо перегревается.
Особняком же стоят постскриптонитовские андеграунд исполнители. Звучат они в основном мрачно, нахально и по-уличному. Впрочем, причина их небольшой популярности довольно ясна — отсутствие интереса у людей к чему-то, что звучит по-нонконформистски.
Самый выдающийся и совершенно нескучный представитель подземного хип-хопа, быстро набравший немного популярности среди любителей жанра – Кухня. Этого свежеиспечённого алматинского рэпера нашёл Скриптонит в конкурсе, который проводил в своём телеграм-канале.
ВСЁ, ЧТО МЫ СВАРИЛИ НА ВИТРИНЫ
«все псы попадают в рай» — микстейп, не альбом. Исконно микстейпы рождались на улицах и записывались на кассеты, а альбомы кропотливо собирались в дорогих студиях и продавались в магазинах. Кухня же, кажется, может похвастаться и тем, и другим. Назвать релиз микстейпом, а не альбомом — это привилегия любого артиста, который выпускает музыку любым удобным для него способом, так как грань между типами музыкальных пластинок сегодня чересчур расплывчата. Однако у Кухни получилось сделать нарочито неотшлифованный, но выразительный звук, вторящий релизам, которые публиковались как микстейпы.
Вместе с тем, вся его «микстейповость» не только в том, что треки записаны на кассеты (которые, кстати, никак не достать), а в том, что релиз получился исключительно автобиографическим и лишённым какого-никакого повествования. Его единственный герой — Алишер Сулейменов, рассказывающий только о себе. По этой причине вы ничего не потеряете, если включите пятую, или десятую композицию. Он целиком и полностью состоит из фрагментов, воспоминаний и историй из жизни артиста о детстве, старых друзьях и том, чем никому не стоит хвастаться.
«Карабкался как-то, есть капа
П*хуй на респект, братка
Коммерчески успешен только на продаже хапки
Продавал дороги, п*хуй, мир жестокий»
ЗА ДЕНЬГИ ТЫ ЭТО НИКОГДА НЕ КУПИШЬ
«все псы попадают в рай» собран из абсолютно разного хип-хопа, объединённого одним настроением, поэтому и слушать его — увлекательный опыт. На нём уместилось неприличное количество умело использованных музыкальных направлений и приёмов, что не оставляет сомнений в том, кто исправно занимался производством музыки.
Гостями альбома выступили довольно известные всем артисты, за исключением российского рэп-исполнителя Avenuepluggg, только-только набирающего обороты на родине. Остальные же — мастодонты казахстанского (и не только) рэпа и поп-музыки: Скриптонит, 104, Truwer, Dose, Armich и T-Fest.
Звучит он шероховато — на нём много текстур, умышленной лоу-файности и аналогового шума. Разумеется, не обошлось и без энергичных композиций: басовый и энергичный «холодно 2» с припевом Скриптонита и куплетом Avenuepluggg вместе с джерси-клабом на «одни», никак не мешают основной музыкальной идее релиза – созданию намеренно простого и неброского звучания. Это прослеживается в открывающем микстейп треке «я и ты», в скромных «лучше» с поп-певцом Dose и в «забей и забудь» с Armich, и даже в скромном «детство», кажется, укомплектованном всего в пять дорожек.
Релиз может похвастаться и экспериментальным звуком. К нему можно с уверенностью отнести «бегать», тяжёлые ударные которого, кажется, прописаны на простые гнущиеся осцилляторные синтезаторы, и «линии ч.2», где Кухня читает поверх аккордов с седьмой нотой, беглого баса и раскачивающих свинг-барабанов, которые украсили джазовый триоль-паттерн райд-тарелки.
Отдельного внимания достойно и наличие на микстейпе drumless и sample-based репрезентов в духе Griselda Records. Что уж говорить, «уходят дни» со Скриптонитом — это по-сути оживлённый «Why I do em like that» Westside Gunn, только барабаны на нём громче, а тот же самый сэмпл прогнали через HalfTime плагин, который уникальным образом замедляет звук. Это позволило сделать сэмпл, взятого с трека Рэмси Льюиса, и без того более мрачным и медленным. В то же время, треки «надеюсь ты впорядке», «не купишь за бабки», «мы росли вместе» и «кто я», построенные на минималистичных инструменталах, основанных на соул сэмплах — настоящие hidden gem’ы в духе всей новой волны хип-хопа, инспирированной рэперами из Griselda Records.
ВСЁ РАВНО ОСТАНУСЬ ТАКИМ ЖЕ
«все псы попадают в рай» получился безмятежным релизом, содержание которого личное и сокровенное. Это настоящий, своенравный и внутренне ориентированный хип-хоп с пылкими рассказами о том, кто такой Кухня.
«я всегда писал о том, что происходило и продолжает происходит в моей жизни, по-другому у меня попросту не выходит. я не спрячусь от своего прошлого, да и не хочется. мне больше не от кого бегать», — говорит о своей музыке рэпер.
Он примирился с самим собой, и это самое важное — он сохраняет это реальным. А пропускать такой интересный и самобытный релиз попросту бессовестно если вы любите искренность и свежесть. Этим релизом рэпер покрывает тенью и без того беспросветный и чахлый масс-маркет хип-хоп, играющий из каждого утюга.