«Мне хочется провоцировать зрителя»: интервью с режиссёром Татьяной Ким 

«Мне хочется провоцировать зрителя»: интервью с режиссёром Татьяной Ким 

Последние 11 лет она живёт и работает в Лос-Анджелесе, куда уехала вместе с мужем, Анатолием О обучаться киноискусству. За это время её театральные и кино работы были представлены в СНГ, Японии, Корее, Европе и Северной Америке. До отъезда в Штаты Татьяна посвятила десять лет театру KELT, а её приезды в Алматы сопровождаются новыми театральными проектами. В этом сентябре Татьяна поставила с Teatro89 спектакль «Шаш», главную роль в котором исполняет Айсулу Азимбаева. 

Татьяна, расскажите, с чем связан ваш приезд в Алматы? 

Я приезжаю в Казахстан каждый год и это всегда приводит к созданию новых режиссёрских проектов в театре, кино и рекламе. Сейчас в моей жизни происходит много параллельных процессов. В данный момент я как раз нахожусь между двумя проектами – нашим короткометражным фильмом «Off Hollywood: The Undocumented Journey of Hope», который мы сняли в Лос-Анджелесе про музыканта из Казахстана, и новым спектаклем «Шаш». 

Фильм сейчас ездит по фестивалям. В прошлом месяце его показали в легендарном TCL Chinese Theaters на Hollywood Boulevard, а в течение всех этой недели его показывают в Leammle Monica Film Center. В то же самое время у нас выходит премьера спектакля, и я живу в состоянии растяжения времени, параллельно находясь в Алматы и Лос-Анджелесе. Это странно, но всё, везде и сразу – это про меня. И, конечно, нового спектакля бы не случилось, если бы моя подруга Галина Кирьян вместе с Франком Вальдесом не решили открыть Teatro89. Поэтому я задержалась в Казахстане специально по этому случаю.

Вообще, мне кажется, 2023 год для всех артистов связан с изменениями. Сейчас киноиндустрия Америки находится на забастовке и неизвестно, что будет дальше. А мы понимаем, что Голливуд задает миру тренды в индустрии развлечений. Сейчас проектов может быть меньше, и это время необходимо использовать для написания сценариев и создания новых идей. 

В Лос-Анджелесе, из-за плотности событий, не успеваешь просто отдохнуть, и всё время кажется, что ты что-то не успеваешь. А в Алматы всё по-другому.  Здесь всегда есть время попить чай и обо всём поговорить. И строчка в нашем спектакле – «Ах, да, чай!» – такая большая часть нашей жизни. Я приезжаю сюда, чтобы наполниться и вспомнить, что смысл не только в работе и в зарабатывании денег. Ещё должно быть время, чтобы делать важные для меня вещи и в творческом, и в социальном плане, работая с артистами, которых я выбираю. 

Как сейчас складывается ваша карьера в США? 

В данный момент мы разрабатываем два полнометражных фильма, один из которых планируем снять Казахстане. Помимо этого наша продакшен компания Phenomenal People занимается продюсированием и созданием фильмов и рекламы в США и в Казахстане. В прошлом году я открыла свой youtube-канал, где делюсь опытом и советами, как оставаться в творчестве и не бояться неизвестности. Только благодаря нашим талантам и навыкам, которые мы оттачивали последние одиннадцать лет, мы получили резидентскую грин-карту по профессии без помощи юристов. 

Моя миссия – вселить уверенность в творческих людей и показать примером, что талант – это дар, который нужно бережно развивать и структурировать. Мы все создатели, и каждый может внести свою лепту в улучшение нашего общества через искусство. Поэтому я люблю приезжать в Алматы и делиться своим опытом, вдохновлять других и вдохновляться на создание чего-то нового, провокационного, родного, создавать и меняться вместе. И необходимо мыслить масштабно. 

Именно так вы работали в соавторстве с мужем над сценарием  «Шаш»?

Да, я могу ему доверить такие идеи, которые возможно, даже не каждый мужчина может понять. Наш спектакль про рождение личности, про поколенческие травмы, про нашу душу, женское начало и нашу цельность. Это был очень интересный процесс: из-за большой разницы во времени мы могли работать над сценарием 24 часа в сутки на протяжении 10 дней, дополняя друг друга. Из-за жёстких временных рамок и концентрации на проекте у нас не было возможности «включать» перфекционизм. Конечно, мы вносили много правок, но нам удалось быть в потоке. Увидеть результат можно будет 21 и 22 сентября.

Можно ли сказать, что ваша новая постановка продолжает идею прошлогодней работы «Мне 5000 лет» в рамках выставки о бытовом насилии?

В этой постановке я раскрываю другую грань этой большой темы – женский архетип за рамками стереотипных ролей, женщина, испытывающая страх, стыд и гнев. Как она выглядит, когда лежит ночью наедине со своими голосами в голове. Эта постановка о начале любви к себе, и о том, как женщина может себя трансформировать. Что значит приглушить голоса других поколений и начать любить себя настолько, чтобы выбирать себе верного партнера, профессию, окружение?

В спектакле «Шаш» я провоцирую зрителя и призываю копнуть глубже, говоря женщине: «обрати внимание на себя и своё внутреннее состояние, возьми себя цельную и иди дальше!». Каждый раз, возвращаясь в Алматы, я чувствую, как меняется нарратив этого города. Если в прошлом году его можно было сравнить с шёлковой тканью, которая может тебя соблазнить (или задушить), то сейчас – это такая колючая мешковина, плотный коттон… все запутано. Сам город меняется, как и девушки, с которыми я общаюсь. Вопрос поиска силы здесь стоит очень остро, и всё и вся в процессе поиска ответов.

Я чувствую, что очень многие женщины в Казахстане проходят через cтыд, страх и гнев, которые мешают им идти дальше и раскрыть свой потенциал. Мы очень испуганы. Может быть потому, что я живу в более свободной стране и выросла в семье, где мне говорили: иди, твори, делай, не бойся ничего, эта тема у меня так резонирует.

Я вижу таланты, которые не могут себя раскрыть и поверить в себя, отчего мне печально. Я работала по всему миру и считаю, что в Казахстане одни из самых одарённых людей. Но наш менталитет и социальные установки часто мешают людям раскрыться в полной мере. В таком случае необходимо прислушиваться к себе.

Расскажите подробнее об участниках проекта и как они помогают раскрывать вашу идею?

В нашей команде сложились очень доверительные человеческие отношения – причём это не только то, что хорошо получается, но и понимание того, что не работает. Поменяв состав и дату, мы поняли, что сам спектакль продиктовал нам уделить больше времени на подготовку. По этой причине я позже вернусь в CША и пропущу показ нашего фильма, потому что «Шаш» потребовал большей вовлечённости. Сейчас у нас звездный состав артистов, с которыми мне давно хотелось поработать. 

Айсулу Азимбаеву я приглашала ещё в «Мне 5000 лет», но тогда у нас не совпали графики. Зато посмотрев перформанс в музее, в тот же вечер Айсулу мне сказала, что хочет со мной поработать в следующий приезд. Так случилось, что благодаря новой дате я смогла предложить ей роль, и она идеально для неё подходит. Айсулу, как актриса, очень гибкая. Её актёрский спектр позволяет сыграть и пацана, и ребенка, и соблазнительную девушку.  Мне нужна была именно такая актриса, которая будет волноваться не о том, как она выглядит, а как передать нужные эмоции и состояния, будь то радость, страх, боль, депрессия.

В начале работы над сценарием это был моноспектакль, но в процессе я поняла, что для воплощения идеи потребуются ещё героини. Можно сказать, что у нас две главные героини – одну играет Айсулу, а вторую – её голоса. 

Мы долго не могли найти актрису на роль Гнева, пока мы не поменяли дату и не подключилась восхитительная актриса Катя Дзвоник, с которой мы работали ещё со времён KELT. Также она очень много делает для театрального сообщества и развивает инклюзивный театр в Казахстане. 

Мульти-талантливая актриса и танцовщица Мадина Беспаева играет Страх, защищающий главную героиню своей любовью и тревожностью. Я не смогу словами даже передать спектр её игры, вам надо прийти и прочувствовать это.

Элла Байысбаева, актриса, музыкант, режиссёр, исполняет роль Стыда. Невероятно глубокая подача и музыкальность этой актрисы дополняют палитру правдиво-ядовитых красок пьесы. Также Элла является дизайнером звукового наполнения постановки. Её композиции пропитаны мистицизмом и агонией сознания. 

Я люблю ломать жанры и работать в эклектике, совмещая экспериментальный театр с классическим, текст с пластикой и так далее. Что касается танцевальной составляющей спектакля, это не совсем хореография, а скорее проживание эмоций в ритме и теле. 

Нам невероятно повезло, мои друзья артисты the2vvo, Эльдар Таги и Лена Позднякова приехали в Алматы из Берлина в эти даты. Эльдар сразу влился в процесс, и теперь в нашей постановке мы используем даксофон – экспериментальный музыкальный инструмент, на котором Эльдар играет живьем. Диапазон звучания этого инструмента, как описывает его Эльдар, буквально от виолончели до скрипа барсука. 

Какую задачу вы себе ставите, как режиссёр? 

«Шаш» для нас – это эксперимент, и после просмотра каждый вынесет из спектакля что-то свое. Как и любой артист, я хочу, чтобы соприкоснувшись с нашей работой, зритель нашел для себя ответы, подсказки и задал себе новые вопросы. 

«Шаш» про всех нас, вне зависимости от гендера. Каждый узнает в нем знакомые голоса, и кому-то он либо поможет, либо даст повод задуматься о том, что мешает им выйти из своего «сундука»?

Давайте поговорим про вашу последнюю киноработу. На первый взгляд, в ней очень много отсылок в вашему личному опыту в США. Насколько фильм получился биографичным?

Два года назад мы с Анатолием получили грин карту, и в нашей жизни началась новая глава. Наш фильм – это love letter Голливуду, в котором мы живём. Также это портрет русскоязычного иммигранта, артиста с постсоветского пространства. Это молодой музыкант, который, как и мы, приехал в Лос-Анджелес и столкнулся с разными трудностями, желая зарабатывать только своим талантом. При этом у него на руках ребенок и нет документов, а мир вокруг замер из-за пандемии и войн. 

Наш фильм скорее про надежду, так как мечты со временем меняются, но каждому нужна вера, что у него все будет в порядке. Этой картиной нам хотелось отправить любовное письмо нашей десятилетней истории жизни в США.

В вашем портфолио уже есть короткометражные фильмы, а что насчет полного метра?

После возвращения в США я планирую сконцентрироваться на новой полнометражной картине, съёмки которой запланированы на следующий год. Проект находится на стадии завершения сценария. Наш короткий метр как раз-таки является проверкой концепта. В корне это та же история про становление на новой земле, надежды и планы на будущее и жизненные ситуации вдали от родных. В полном метре мы сможем углубиться в эти темы и поразмышлять вместе со зрителем на тему «на что готов пойти человек ради исполнения своей мечты». 

На протяжении многих лет вы часто работаете вместе с мужем. Насколько для вас важно создавать что-либо вместе? 

Анатолий для меня самый смелый артист. Мы очень много работаем над собой и вдохновляем друг друга. Нам важно создавать, творить что-то вместе, поэтому я попросила его принять участие в будущем проекте. Мы стараемся находить в этом баланс и расширять своё пространство, оставляя место для всех важных сфер в жизни. Я могу быть и мамой, и артистом, и режиссёром, и работать на несколько стран. Это все расширение, которое движется по спирали и может вызывать сильную боль на витках перед подъёмом. Но как только ты его прошёл – это сразу расширение и выход на другой уровень.

Что вам помогает преодолевать внутренние страхи? 

У нас с Толей есть правило – мы всё делаем заранее. Когда мы уезжали в Америку, у нас не было ничего, но мы получили визы и купили билеты. Подумаешь, что может произойти, ну, ладно, потом если что съездим, как туристы, билет сгорит – тоже не страшно. Когда ты что-то планируешь, цель становится менее страшной. Когда ты пытаешься расшириться, это происходит только через риск. Рост произойдет только через преодоление страха, неважно, будь-то переезд в США, первая постановка, капсульная коллекция, рождение ребенка или что-то другое.

Просто возьми, рискни и сделай, а там уже поймёшь и всему научишься. Безусловно, это постоянная работа над собой. Если ты не рискуешь, то ты будешь жить в этом страхе. А когда сделал, в любом случае результат будет превосходить то, что тебя пугало. Тогда решаться на поступки будет легче, но и риски с каждым разом будут больше. 

Также важно помнить про маленькие шаги. Целиться далеко и высоко – это классно. Мы мечтали о красных дорожках и приглашениях на фестивали, и пришли к этому благодаря маленьким шагам. Это возможно только через работу и готовность идти на риск.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски