Марат Дильман (р. 1990) — молодой художник, чьи работы посвящены тому, как технологии вмешиваются в премодернистские архетипы, такие как украшения, юрты, традиционная одежда и элементы архитектуры. Участник групповых международных выставок, среди которых — «Евразийская утопия: постскриптум» (Музей искусств Сувон ИПарк, Южная Корея, 2018), Astana Art Show (Астана, Казахстан, 2017), «Kazakhstan All The Time» (JMA, Южная Корея, 2023). Дильман был лауреатом премии Halyk Art Prize в 2019 году.
В преддверии персональной выставки Марата в Цюрихе и участия в Plat(t)form от FotoMuseum Winterthur искусствовед Ирина Ларина поговорила с ним о предстоящем путешествии, символизме в работах и переосмыслении волнующих проблем.
Чтобы отправить Марата в Швейцарию, Qazart устраивает аукцион работ художника. Пожертвовав свыше 15 000 тенге, вы получите подписанную фотокарточку, свыше 50 000 тенге – фотографию Марата Дильмана в ограниченном тираже. Пожертвования можно сделать по ссылке.
Вполне очевидный вопрос, почему ты выбрал фотографию? Занимался ли ты рисунком или живописью?
Я с детства рисовал. Всегда хотел быть художником; ходил и говорил: «Я буду художником». В 16 лет попробовал сделать первые фотографии на «мыльницу». Мне показалось интересным, что у меня получилось, и с тех пор я снимаю. Фотографию я рассматриваю как продолжение рисования.
Как ты представляешь фотографию в системе видов искусства? Относишь ли её к цифровому искусству?
Фотография — это часть визуального искусства. Она может быть и цифровой, и аналоговой. Фотография плюс нейросети, фотография плюс компьютерная графика, цифровые коллажи, то есть работы, в которых задействована фотография, можно назвать цифровым искусством. Но художники продолжают использовать аналоговые процессы, так что современное искусство включает и цифровую, и аналоговую фотографию.
Что ты думаешь о современной фотографии в Казахстане? Как она развивается?
У нас много талантов, которыми я вдохновляюсь и которые мне очень нравятся. Но, мне кажется, в Казахстане не хватает образования в этой сфере. Было бы здорово, если бы появились сильные курсы и преподаватели.
В одном из своих интервью (журнал Bazaar) ты упомянул имя художника Патрика Колфилда, отмечал частичное влияние его ярких натюрмортов на твои работы. Есть ли у тебя ещё какие-то ориентиры в мире современного искусства?
Есть, их немало. Если кого-то выделять, то это художница Vivien Zhang. Её живопись словно имитирует цифровые артефакты изображения, созданного графическими редакторами. Мне нравится то, что такой старый медиум имитирует что-то новое, меня это завораживает. Среди фотографов — десять лет назад я открыл для себя работы японского фотографа Yoshinori Mizutani. У него очень яркие фотографии. Мне сразу понравился колорит, и как он работает с цветом. Можно сказать, он в какой-то степени повлиял на меня. Из классиков отметил бы немецкого фотографа Andreas Gursky.
Ты часто используешь в своих работах национальную символику, орнаменты, элементы одежды и архитектуры. Что они для тебя значат? Это метод обращения к зрителю через знакомые образы? Или ты сам переосмысляешь волнующие тебя вопросы, проблемы, культурные процессы?
Это началось в 2014 году. Я решил пойти снимать на площадь Наурыз. Пригляделся, сделал фотографии, включающие какие-то национальные элементы. Потом я стал замечать их повсюду. По сути, это то, что окружает меня и остальных жителей Казахстана и, безусловно, является для нас знакомыми образами. Они используются везде: посмотрите на современные клипы, работы художников, иллюстраторов, рекламу. Моя фотография — это способ говорить о нашей реальности.
Хотелось бы продолжить насчёт зрителя. Каким ты себе представляешь своего идеального зрителя?
Я думаю, что это зритель ищущий и задающий вопросы. Необязательно, чтобы у него был какой-то художественный бэкграунд, знания в сфере искусства. Если он пытается разобраться в работе, то мне кажется, это хороший зритель.
Национальные образы в твоих работах гармонично сочетаются с современностью и технологиями: роботы, протезы, камеры. А как ты относишься к ИИ в искусстве? Рассматриваешь ли ты его как часть процесса создания твоей работы?
Я считаю, что искусственный интеллект — это инструмент. Я хорошо к нему отношусь. Думаю, там заложены какие-то очень большие возможности. Мы пока не знаем, на что он способен, но мне кажется, на многое, и он изменит искусство. В том же фотошопе уже используется искусственный интеллект. Когда только появились нейросети, создающие изображения по текстовому запросу, я баловался, меня это завораживало. Сейчас я, скорее, хочу взглянуть на нейросети как фотограф со стороны, посмотреть с дистанции.
Ты нечасто делаешь постановочную фотографию. И ты рассказывал, что ищешь информацию в интернете о подходящих событиях. Какая съёмка тебе запомнилась больше всего?
Мне нравится снимать празднование Наурыза. Это всегда атмосферно: много людей, различные декорации. И там у меня всегда получаются удачные фотографии. Ещё мне нравится эффект неожиданности, когда я даже не планирую съёмку, а просто иду по улице, у меня с собой фотоаппарат, и мне что-то на глаза попадается. Очень классное ощущение! Либо, бывает, я без фотоаппарата, еду за ним домой, возвращаюсь и снимаю. Люблю снимать сериями. Я выбираю какую-то тему и начинаю что-то искать в процессе. То есть процесс поиска и нахождения чего-то, что соответствует определённой теме, очень интересный.
Есть ли любимая работа?
Самых любимых у меня штук десять. Одна из них сделана на раннем этапе (2014). У меня дома висел модем на фоне обоев с листьями. Кадр напрашивался сам. Да, это, может быть, было наивно, но мне очень нравится эта фотография. Если бы я сегодня это снял, возможно, она и не была бы одной из моих любимых, но тогда я её сделал, и она в какой-то степени направила мой вектор развития. Другая работа (тоже из раннего периода) сделана в палисаднике в одном из двориков Алматы. Моё внимание привлекло, что растения были накрыты пластиковыми бутылками.
Были ли у тебя персональные выставки?
Да, у меня в 2020 году была персональная выставка в галерее Saparlas в Алматы. На ней были представлены мои работы за шестилетний период.
Получается, предстоящая выставка в Цюрихе будет твоим вторым самостоятельным проектом?
Да. Я рад, что представилась такая возможность. Мне нравится показывать свои работы, общаться с новой публикой, когда зритель спрашивает про мои фотографии, нравится рассказывать про них. Иногда я слышу какие-то совершенно неожиданные, интересные мнения.
Ты много участвовал в групповых зарубежных проектах. Какой опыт тебе запомнился?
В прошлом году в Южной Корее была выставка казахстанских современных художников. Мне очень понравился уровень, и как были напечатаны и оформлены мои работы. Эта первая поездка на зарубежную выставку, в которой участвую, и она стала хорошим опытом.
Чего ты ожидаешь от участия в портфолио-ревью?
Портфолио-ревью будет проходить в сентябре в музее фотографии Fotomuseum Winterthur в Швейцарии в городе Винтертур, в нём участвуют фотографы из разных стран. Приглашённые эксперты будут оценивать, обсуждать представленные работы, давать какие-то советы. Буду рад в этом поучаствовать, услышать их мнения. Это будет очень ценный опыт и возможность познакомиться с фотографами и художниками из других стран. После пройдёт моя персональная выставка в Цюрихе в культурном центре RossArt Gallery.
Можешь подробнее рассказать о ней, о концепции? Какие работы будут представлены? Есть ли ключевая фотография?
Выставка будет называться «13 shots», отсылающая к количеству выставленных работ. Цифра 13 символизирует цикличность истории и идентичности — тематика, близкая моей практике. Работы для выставки тщательно отбирались, они все имеют равное значение в экспозиции. В них отражено, как традиция сталкивается с технологией, политическое с поэтическим, самобытное с глобализированным.