Первый в интернете
Eve начинал как кавер-исполнитель под псевдонимами Kurowa и Keitora на японском видеохостинге Niconico ещё в 2009 году. Тогда сайт только набирал популярность, и Eve был одним из немногих первых интернет-музыкантов, называющихся утаитэ (с японского — «певец») — кавер-исполнителей, прославившихся исключительно в сети. Как и многие новички, Eve не отличался поставленным голосом, качественной звукозаписью или нестандартным звучанием. Но, будучи одним из первых утаитэ, он смог развивать свои навыки без жёсткой конкуренции — экспериментировать с синтезированными инструментами и эффектами, совершенствовать вокал и постепенно находить собственное звучание.
Но амбиции певца были куда выше. Спустя три года он вместе со своими друзьями организовал инди-группу Einei, где выступал вокалистом. В состав группы также входил японский певец Такааки Нацусиро, тоже начинавший как утаитэ. Вместе они просуществовали год, выпустив всего девять песен. У коллектива была слабая популярность: количество просмотров не превышало 50 тысяч, что в два раза уступало показателям на личном канале Eve. Но, несмотря на неудачный опыт, музыкант многому научился: самостоятельно писать песни и работать в коллективе.
В 2013 году вместе с Нацусиро Eve формирует Riot of Color — вокальную группу, состоявшую искючительно из утаитэ. Они принадлежали к додзинси-кружкам — японскому аналогу инди-групп, в котором непрофессиональные музыканты объединяются в коллективы и коммерциализируются с помощью самиздата. Это течение сформировалось ещё в 90-е, когда стали появляться первые конвенты — фестивали независимых авторов манги, ранобэ, анимации, фильмов и музыки. Riot of Color стали одним из первых додзинси-кружков, сформированных из утаитэ, ранее не раскрывавших своих лиц.
Вдохновение
В 2014 Eve впервые официально дебютировал как сольный исполнитель, выпустив свой первый EP — «Wonder World». В нём отчётливо виден отличительный стиль исполнителя: энергичная позитивная музыка, вдохновлённая японским городским роком 00-х. Эта пластинка связала два крупных этапа в карьере музыканта — кавер-прошлое и профессиональное настоящее. Более того, альбом состоит исключительно из вольных каверов на песни вокалоидов — виртуальных айдолов, чей голос синтезирован и доступен для свободного пользования.
Eve с детства обожает группы Radwimps и Asian Kung-Fu Generation, каждая из которых принадлежит к стилю симокита-кэй — направлению в японском роке, сформировавшемуся в районе Симокитадзава в Токио. Этот стиль отличается перегруженностью гитар, построением лирики по схеме классического j-pop, экспрессивным и энергичным вокалом. Симокита-кэй в 00-е и 10-е доминировал в японском роке из-за того, что продюсеры стали чаще звать такие группы для исполнения опенингов. Связь EVE с вокалоидами не случайна: он начинал в то же время и на той же площадке, что и волна популярности виртуальных айдолов.
Первые три альбома формируют трилогию додзин-альбомов: «Wonder World», «Round Robin» и «Official Number». Eve выпускал их параллельно с участием в Riot of Color, где начал самостоятельно писать тексты песен. Он также записал совместный альбом oyasumi (с японского — «спокойной ночи») с другим членом коллектива и утаитэ — Юрин. Однако самым значимым опытом в его карьере стало событие 2 декабря 2016 года, когда он выступил продюсером вокалоида Хацунэ Мику, создав песню с использованием её синтезированного голоса.
Музыкальная эволюция
В 2017 году Eve выпускает альбом «Bunka» (с японского — «культура»), впервые полностью состоящий из его собственных песен. С этой пластинки происходит метаморфоза его творчества: он куда больше стал полагаться на привычное рок-исполнение симокита-кэй, разнообразил собственный вокал, при этом преодолел застоявшееся звучание. Это сразу дало эффект: первые 100 тысяч подписчиков на YouTube, миллионы стримов, высокие позиции в национальных чартах.
В отличие от своих коллег из Yoasobi, Creepy Nuts и даже Ado, Eve никогда не делал упор на вокал и лирику. Более того, исполнитель сам не играет на инструментах вживую, но компенсирует это богатейшим опытом продюсирования. Его песни богаты интересными гитарными риффами, нестандартной игрой с темпом, а также влияниями из других рок-жанров, таких как психоделический рок и мат-рок. Это помогает избежать тематически однообразных композиций и монотонности. А эмоциональное исполнение и характерная обработка голоса, унаследеованная из работы с вокалоидами, создают у слушателя пограничное ощущение искусственности и искренности.
В своих экспериментах с рок-звучанием Eve заходит ещё дальше в альбоме «Otogi» (с японского — «сказка»). Место привычной имитации бодрого симокита-кэй занимает постпанк-ривайвл, характеризующийся рваными гитарными риффами, мрачным звучанием и широким использованием синтезатора. Японский вариант жанра отличается от того, что делали The Killers и Arctic Monkeys, так как опирается на локальное панк-рок-наследие. Музыкант замешивает в этот коктейль ещё и собственный контекст, адаптируя западный ривайвл для Японии: переосмысляет сити-поп, имитирует вокалоида и использует штампы аниме-опенингов.
Успех «Otogi», возможно, не был бы таким оглушительным, если бы не переезд Eve из собственной квартиры в стены Toy’s Factory — подразделения лейбла VAP Inc, принадлежащего Nippon TV, одному из крупнейших телеканалов в Японии. Новое пристанище исполнителя фокусируется на инди-исполнителях, поэтому прекрасно знает, как с ними работать: позволять экспериментировать в рамках устоявшегося собственного стиля, не меняя радикально каноническое звучание. В итоге Eve перешагнул отметку в 1 млн подписчиков на YouTube.
Но если «Bunka» был началом перехода на более роковое звучание, а «Otogi» — экспериментом с более мрачным и электронным звучанием, то «Smile» можно назвать бенефисом Eve с точки зрения музыкальной мысли. В нём он совмещает традиционный j-pop, нью-вейв, постпанк и прочие стили. Особенно выделяется песня «Leo»: она рассказывает об одиноком человеке, теряющем связь с реальностью и держащемся за единственную нить, удерживающую его на плаву, — любимого человека. Нехарактерное для музыканта упадническое настроение раскрыло его как мыслящего сонграйтера, умеющего выстраивать сюжет с помощью иносказаний.
Аниме и признание
Eve — большой поклонник аниме, причём любимые тайтлы выдают его примерный возраст — около 30 лет. В немногочисленных интервью он рассказывал, как любил в детстве смотреть «Блич», «Ван-Пис» и «Евангелион», а в юности — «Кланнад», «Кэйон!» и «Код Гиасс». Нельзя сказать, что он отаку до мозга костей, но выбор тайтлов примечателен общим нарративом: трагические сюжеты, мрачная атмосфера и глубокий психологизмом. С другой стороны, любовь к «Кэйону!» объясняет его склонность к позитивному настроению, сквозящему даже через самые мрачные треки.
С 2019 года исполнителя стали регулярно приглашать для исполнения аниме-тайтлов, что прежде всего связано с подписанием контракта с лейблом. Продвижение музыканта через аниме увеличивает число фанатов в десятки, если не сотни раз, а лейблы зачастую напрямую связаны с продюсерами тайтлов. Карьера Eve стала очередным подтверждением успеха этой стратегии: его песня «Leo» послужила эндингом для популярного аниме «Дороро», а ошеломительный успех «Магической битвы», для которой Eve записал первый опенинг — «Kaikai Kitan», мгновенно удвоил количество подписчиков на YouTube и принёс композиции седьмое место в Billboard Japan Hot 100.
За последние шесть лет Eve написал саундтреки к 12 аниме, включая опенинги и эндинги для «Моей геройской академии» и «Человеку-бензопиле». Таким доверием со стороны индустрии не могут похвастаться куда более успешные Yoasobi, у которых в два раза меньше опенингов. Это обусловлено не только музыкальным стилем, так как в аниме всё ещё больше доверяют рок-исполнителям, а также адаптивностью текстов под конкретный тайтл. Музыкант всегда включает в свою лирику элементы сюжета и раскрытие персонажа, а не просто отсылки на атрибуты.
Несмотря на то, что сам Eve не является отаку, а аниме-сообщество слабо ассоциируют его с аниме, творчество музыканта постоянно пересекается с аниме-культурой. Он начинал карьеру на конвентах — главном событии для отаку в Японии, его песни наследуют традиции музыкального построения аниме-опенингов, а клипы буквально режиссируют аниме-студии, японские иллюстраторы и аниматоры. Так, например, клип на песню «Sister» анимировал один из популярнейших интернет-художников avogado6, а видео на «Bokura Mada Underground» (с японского — «мы всё ещё под землёй») сняла WIT Studio, известная по «Атаке титанов». Проектом руководил Ёда Нобутака — главный режиссёр аниме-опенингов в индустрии.
Через клипы Eve рассказывает истории, визуально объясняя смысл своих текстов. Как и его песни, они часто избегают конкретики, делая акцент на образах и эмоциях, нежели сюжете. Чаще всего музыкант доверяет аниматору под псевдонимом Mah, чья эстетика выделяется обилием черновых линий, грубых рисунков, минималистичной палитрой с преобладанием белого цвета, а также обилием абстрактных образов. Благодаря этому он задаёт определённую атмосферу музыке, часто играя на противоречии позитивного настроения и негативного рисунка, как это было, например, в клипе на «Dramaturgy».
Закат популярности
В последние годы кажется, что популярность Eve сходит на нет: его новые альбомы далеки от позиций чартов прошлых альбомов, новые аниме-опенинги теряются среди более ярких представителей, а музыка застыла в пограничном состоянии перехода с привычного звучания на более актуальное. На это ещё наложился постепенный отход индустрии от типичных аниме-песен: второй опенинг «Магической битвы» ближе к индастриалу, «Атака титанов» возвращает метал в мейнстрим, а популярность Creepy Nuts показывает интерес к хип-хопу.
На общественную усталость от Eve повлияло и большое количество проектов, в которых он принял участие. Часто решения были провальными: фильм «Пузырь» от WIT Studio и Тэцуро Араки разругали зрители и критики, сериал «Маленький гражданин» остался малозаметным даже в не самый конкурентный летний сезон, а «Отель “Тасокарэ”», несмотря на интересный сеттинг, сильно уступает в качестве даже средним тайтлам этого года.
Однако говорить о полном кризисе в карьере Eve было бы ошибкой.В 2022 году он выпустил музыкальный фильм-попурри для Netflix и экспериментальный альбом «Eve Vocaloid 01» с Хацунэ Мику в качестве основного голоса, в 2023 — поработал с легендарным композитором Хироюки Савано, в 2024 году — провёл тур за рубежом. При этом с 2016 года у него работает собственный бренд унисекс-одежды Harapeco, позиционирующий себя как «одежда для тех, кто просто хочет быть собой и прощает себя». Помимо этого, с 2020 года музыкант выпускает мангу, героями которой стали персонажи его клипов.
Об Eve мы знаем немного: неизвестно, в каком году он родился, на кого он учился и какая у него внешность. В интервью он рассказывал, что любил заниматься спортом в школе, а музыка была лишь хобби. Несмотря на регулярные лайв-перфомансы, никто не видел его лица. Однако это не помешало ему перевернуть индустрию — он сталпервым интернет-музыкантом, достигшим вершины.