Eve — главный строитель современной японской поп-музыки

Японский рок давно стал главным атрибутом аниме-культуры: в жанре делают опенинги и эндинги, персонажи собираются в рок-коллективы, а режиссёры даже перестраивают фольклор под электрогитарные саундтреки. В 2010-е появилось новое поколение артистов, отошедших от всех привычных конвенций славы: они не показывают лиц, иногда даже поют не своим голосом, но становятся кумирами миллионов. Главным мировым амбассадором такого подхода стал Eve — исполнитель и продюсер, автор песен для «Магической битвы», «Дороро» и «Человека-бензопилы».

Абулхаир Жусупов разбирается, как Eve изменил j-rock и стал отражением предстоящих трендов.

Первый в интернете

Eve начинал как кавер-исполнитель под псевдонимами Kurowa и Keitora на японском видеохостинге Niconico ещё в 2009 году. Тогда сайт только набирал популярность, и Eve был одним из немногих первых интернет-музыкантов, называющихся утаитэ (с японского — «певец») — кавер-исполнителей, прославившихся исключительно в сети. Как и многие новички, Eve не отличался поставленным голосом, качественной звукозаписью или нестандартным звучанием. Но, будучи одним из первых утаитэ, он смог развивать свои навыки без жёсткой конкуренции — экспериментировать с синтезированными инструментами и эффектами, совершенствовать вокал и постепенно находить собственное звучание.

Но амбиции певца были куда выше. Спустя три года он вместе со своими друзьями организовал инди-группу Einei, где выступал вокалистом. В состав группы также входил японский певец Такааки Нацусиро, тоже начинавший как утаитэ. Вместе они просуществовали год, выпустив всего девять песен. У коллектива была слабая популярность: количество просмотров не превышало 50 тысяч, что в два раза уступало показателям на личном канале Eve. Но, несмотря на неудачный опыт, музыкант многому научился: самостоятельно писать песни и работать в коллективе.

В 2013 году вместе с Нацусиро Eve формирует Riot of Color — вокальную группу, состоявшую искючительно из утаитэ. Они принадлежали к додзинси-кружкам — японскому аналогу инди-групп, в котором непрофессиональные музыканты объединяются в коллективы и коммерциализируются с помощью самиздата. Это течение сформировалось ещё в 90-е, когда стали появляться первые конвенты — фестивали независимых авторов манги, ранобэ, анимации, фильмов и музыки. Riot of Color стали одним из первых додзинси-кружков, сформированных из утаитэ, ранее не раскрывавших своих лиц.

Вдохновение

В 2014 Eve впервые официально дебютировал как сольный исполнитель, выпустив свой первый EP — «Wonder World». В нём отчётливо виден отличительный стиль исполнителя: энергичная позитивная музыка, вдохновлённая японским городским роком 00-х. Эта пластинка связала два крупных этапа в карьере музыканта — кавер-прошлое и профессиональное настоящее. Более того, альбом состоит исключительно из вольных каверов на песни вокалоидов — виртуальных айдолов, чей голос синтезирован и доступен для свободного пользования.

Eve с детства обожает группы Radwimps и Asian Kung-Fu Generation, каждая из которых принадлежит к стилю симокита-кэй — направлению в японском роке, сформировавшемуся в районе Симокитадзава в Токио. Этот стиль отличается перегруженностью гитар, построением лирики по схеме классического j-pop, экспрессивным и энергичным вокалом. Симокита-кэй в 00-е и 10-е доминировал в японском роке из-за того, что продюсеры стали чаще звать такие группы для исполнения опенингов. Связь EVE с вокалоидами не случайна: он начинал в то же время и на той же площадке, что и волна популярности виртуальных айдолов.

Первые три альбома формируют трилогию додзин-альбомов: «Wonder World», «Round Robin» и «Official Number». Eve выпускал их параллельно с участием в Riot of Color, где начал самостоятельно писать тексты песен. Он также записал совместный альбом oyasumi (с японского — «спокойной ночи») с другим членом коллектива и утаитэ — Юрин. Однако самым значимым опытом в его карьере стало событие 2 декабря 2016 года, когда он выступил продюсером вокалоида Хацунэ Мику, создав песню с использованием её синтезированного голоса.

Музыкальная эволюция

В 2017 году Eve выпускает альбом «Bunka» (с японского — «культура»), впервые полностью состоящий из его собственных песен. С этой пластинки происходит метаморфоза его творчества: он куда больше стал полагаться на привычное рок-исполнение симокита-кэй, разнообразил собственный вокал, при этом преодолел застоявшееся звучание. Это сразу дало эффект: первые 100 тысяч подписчиков на YouTube, миллионы стримов, высокие позиции в национальных чартах.

В отличие от своих коллег из Yoasobi, Creepy Nuts и даже Ado, Eve никогда не делал упор на вокал и лирику. Более того, исполнитель сам не играет на инструментах вживую, но компенсирует это богатейшим опытом продюсирования. Его песни богаты интересными гитарными риффами, нестандартной игрой с темпом, а также влияниями из других рок-жанров, таких как психоделический рок и мат-рок. Это помогает избежать тематически однообразных композиций и монотонности. А эмоциональное исполнение и характерная обработка голоса, унаследеованная из работы с вокалоидами, создают у слушателя пограничное ощущение искусственности и искренности.

В своих экспериментах с рок-звучанием Eve заходит ещё дальше в альбоме «Otogi» (с японского — «сказка»). Место привычной имитации бодрого симокита-кэй занимает постпанк-ривайвл, характеризующийся рваными гитарными риффами, мрачным звучанием и широким использованием синтезатора. Японский вариант жанра отличается от того, что делали The Killers и Arctic Monkeys, так как опирается на локальное панк-рок-наследие. Музыкант замешивает в этот коктейль ещё и собственный контекст, адаптируя западный ривайвл для Японии: переосмысляет сити-поп, имитирует вокалоида и использует штампы аниме-опенингов.

Успех «Otogi», возможно, не был бы таким оглушительным, если бы не переезд Eve из собственной квартиры в стены Toy’s Factory — подразделения лейбла VAP Inc, принадлежащего Nippon TV, одному из крупнейших телеканалов в Японии. Новое пристанище исполнителя фокусируется на инди-исполнителях, поэтому прекрасно знает, как с ними работать: позволять экспериментировать в рамках устоявшегося собственного стиля, не меняя радикально каноническое звучание. В итоге Eve перешагнул отметку в 1 млн подписчиков на YouTube.

Но если «Bunka» был началом перехода на более роковое звучание, а «Otogi» — экспериментом с более мрачным и электронным звучанием, то «Smile» можно назвать бенефисом Eve с точки зрения музыкальной мысли. В нём он совмещает традиционный j-pop, нью-вейв, постпанк и прочие стили. Особенно выделяется песня «Leo»: она рассказывает об одиноком человеке, теряющем связь с реальностью и держащемся за единственную нить, удерживающую его на плаву, — любимого человека. Нехарактерное для музыканта упадническое настроение раскрыло его как мыслящего сонграйтера, умеющего выстраивать сюжет с помощью иносказаний.

Аниме и признание

Eve — большой поклонник аниме, причём любимые тайтлы выдают его примерный возраст — около 30 лет. В немногочисленных интервью он рассказывал, как любил в детстве смотреть «Блич», «Ван-Пис» и «Евангелион», а в юности — «Кланнад», «Кэйон!» и «Код Гиасс». Нельзя сказать, что он отаку до мозга костей, но выбор тайтлов примечателен общим нарративом: трагические сюжеты, мрачная атмосфера и глубокий психологизмом. С другой стороны, любовь к «Кэйону!» объясняет его склонность к позитивному настроению, сквозящему даже через самые мрачные треки.

С 2019 года исполнителя стали регулярно приглашать для исполнения аниме-тайтлов, что прежде всего связано с подписанием контракта с лейблом. Продвижение музыканта через аниме увеличивает число фанатов в десятки, если не сотни раз, а лейблы зачастую напрямую связаны с продюсерами тайтлов. Карьера Eve стала очередным подтверждением успеха этой стратегии: его песня «Leo» послужила эндингом для популярного аниме «Дороро», а ошеломительный успех «Магической битвы», для которой Eve записал первый опенинг — «Kaikai Kitan», мгновенно удвоил количество подписчиков на YouTube и принёс композиции седьмое место в Billboard Japan Hot 100.

За последние шесть лет Eve написал саундтреки к 12 аниме, включая опенинги и эндинги для «Моей геройской академии» и «Человеку-бензопиле». Таким доверием со стороны индустрии не могут похвастаться куда более успешные Yoasobi, у которых в два раза меньше опенингов. Это обусловлено не только музыкальным стилем, так как в аниме всё ещё больше доверяют рок-исполнителям, а также адаптивностью текстов под конкретный тайтл. Музыкант всегда включает в свою лирику элементы сюжета и раскрытие персонажа, а не просто отсылки на атрибуты.

Несмотря на то, что сам Eve не является отаку, а аниме-сообщество слабо ассоциируют его с аниме, творчество музыканта постоянно пересекается с аниме-культурой. Он начинал карьеру на конвентах — главном событии для отаку в Японии, его песни наследуют традиции музыкального построения аниме-опенингов, а клипы буквально режиссируют аниме-студии, японские иллюстраторы и аниматоры. Так, например, клип на песню «Sister» анимировал один из популярнейших интернет-художников avogado6, а видео на «Bokura Mada Underground» (с японского — «мы всё ещё под землёй») сняла WIT Studio, известная по «Атаке титанов». Проектом руководил Ёда Нобутака — главный режиссёр аниме-опенингов в индустрии.

Через клипы Eve рассказывает истории, визуально объясняя смысл своих текстов. Как и его песни, они часто избегают конкретики, делая акцент на образах и эмоциях, нежели сюжете. Чаще всего музыкант доверяет аниматору под псевдонимом Mah, чья эстетика выделяется обилием черновых линий, грубых рисунков, минималистичной палитрой с преобладанием белого цвета, а также обилием абстрактных образов. Благодаря этому он задаёт определённую атмосферу музыке, часто играя на противоречии позитивного настроения и негативного рисунка, как это было, например, в клипе на «Dramaturgy».

Закат популярности

В последние годы кажется, что популярность Eve сходит на нет: его новые альбомы далеки от позиций чартов прошлых альбомов, новые аниме-опенинги теряются среди более ярких представителей, а музыка застыла в пограничном состоянии перехода с привычного звучания на более актуальное. На это ещё наложился постепенный отход индустрии от типичных аниме-песен: второй опенинг «Магической битвы» ближе к индастриалу, «Атака титанов» возвращает метал в мейнстрим, а популярность Creepy Nuts показывает интерес к хип-хопу.

На общественную усталость от Eve повлияло и большое количество проектов, в которых он принял участие. Часто решения были провальными: фильм «Пузырь» от WIT Studio и Тэцуро Араки разругали зрители и критики, сериал «Маленький гражданин» остался малозаметным даже в не самый конкурентный летний сезон, а «Отель “Тасокарэ”», несмотря на интересный сеттинг, сильно уступает в качестве даже средним тайтлам этого года.

Однако говорить о полном кризисе в карьере Eve было бы ошибкой.В 2022 году он выпустил музыкальный фильм-попурри для Netflix и экспериментальный альбом «Eve Vocaloid 01» с Хацунэ Мику в качестве основного голоса, в 2023 — поработал с легендарным композитором Хироюки Савано, в 2024 году — провёл тур за рубежом. При этом с 2016 года у него работает собственный бренд унисекс-одежды Harapeco, позиционирующий себя как «одежда для тех, кто просто хочет быть собой и прощает себя». Помимо этого, с 2020 года музыкант выпускает мангу, героями которой стали персонажи его клипов.

Об Eve мы знаем немного: неизвестно, в каком году он родился, на кого он учился и какая у него внешность. В интервью он рассказывал, что любил заниматься спортом в школе, а музыка была лишь хобби. Несмотря на регулярные лайв-перфомансы, никто не видел его лица. Однако это не помешало ему перевернуть индустрию — он сталпервым интернет-музыкантом, достигшим вершины.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Почему стоит сходить на выставку Катерины Никаноровой?
Город
#события
Почему стоит сходить на выставку Катерины Никаноровой?
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
Культура
#кино
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
ГРУМИНГ: ЧТО ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ?
Ликбез
#общество
ГРУМИНГ: ЧТО ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ?
Искусство Алматы: что посмотреть в марте
Город
#события
Искусство Алматы: что посмотреть в марте
Образ женщины в казахстанском кино: от «Амангельды» до «Дәстүр»
Культура
#кино
Образ женщины в казахстанском кино: от «Амангельды» до «Дәстүр»