Ado — это кто
Ado родилась в Токио в 2002 году. Она получила свою известность в первую очередь за счёт каверов песен, которые выкладывала на японский видеохостинг NicoNico. Её необычный тембр голоса и гипертрофированную эмоциональную подачу заметили продюсеры из Universal и предложили контракт. Так она дебютировала с одним из самых своих популярных треков — «Usseewa» (с японского — «заткнись»).
С тех пор она регулярно выкладывала синглы, записала несколько альбомов, в том числе трибьют к своему кавер-прошлому — «Ado’s Utattemita Album» («утаттэмита» с японского — «попытка петь»). Вторую волну популярности она заработала благодаря полнометражному фильму «Ван-Пис: Красный», в котором исполнила песни главной героини — айдол-певицы Уты.
Ado может свободно переключать жанры не только между песнями, но и внутри композиций. Это в целом особенность айдол-сцены, поэтому сложно отнести её к определённому конкретному жанру. Например, у неё есть типичный j-rock трек с вкраплениями национальных японских инструментов — «Senbonzakura»; или неожиданный латина-хаус «Oto»; а ещё разные проявления хип-хопа, металкора, гиперпопа и т.д. Лишь одно не меняется: лица она своего не показывает, зато раз за разом раскрывает широчайший вокальный диапазон.
Ado — это отаку
Отаку — сильно увлечённый чем-либо человек. В качестве увлечения может быть любое хобби: от коллекционирования марок до айдол-фанбойства. Но чаще всего за пределами Японии так называют анимешников, в самой же «стране восходящего солнца» для них есть специальная подкатегория — аниота, где «ани» происходит от аниме, а «ота» — от отаку. В 00-е и 10-е годы у отаку был негативный статус: их считали затворниками, социофобами и тунеядцами. Плохое отношение к ним сложилось ещё и из-за частых случаев преследования айдолов и роста числа хикикомори — социально изолированных людей.
Ado — одна из таких отаку. С ранних лет она увлекалась мангой и аниме, даже сама мечтала стать мангакой или иллюстраторкой.
Я не выделялась. Была рассудительной, застенчивой, мрачной. Той самой девочкой, рисовавшей картинки в углу класса. Общалась всего с парой людей, разделявших моё хобби. Но больше предпочитала избегать людей.
Отсюда и вся внешняя стилистика её творчества. Каждая обложка сингла или альбома представляет из себя иллюстрацию в аниме-стиле. Причём ее художники не боятся экспериментировать: почти все картины отличаются друг от друга линиями, кистями, обводкой и силуэтами. То же самое касается и её клипов, которые хоть и слабо анимированы, но зато полны образов и символов. Есть и общие черты, лишь подтверждающие, что Ado — отаку: почти везде её персонажи носят женскую школьную форму, причём именно матроски — популярный образ в аниме-культуре.
Любовь к родным комиксам и анимации проявляется не только в рисованных обложках и клипах, но и в самих песнях. Один из самых знаменитых её каверов был записан на первый опенинг к аниме «Токийский гуль» — «unravel». А так как её творчество пропитано экспрессивностью, агрессией и болью, то не удивительно, что именно Ado позвали исполнять саундтрек в фильме «Ван-Пис: Красный», где у главной героини ярко выраженное пограничное расстройство личности. Куда большей неожиданностью стало её исполнение опенинга для второго сезона «Семья шпионов», где она в более сдержанной для себя манере спела под около-джазовый задорный мотив.
Ado — это вокалоид
Вокалоиды — это виртуальные айдолы, созданные компанией Yamaha для одноимённой программы искусственного синтеза речи и вокала. Вокалоиды стали популярными в конце 00-х, когда Yamaha открыла свою широкую библиотеку голосов для всеобщего пользования. Каждый продюсер получил возможность создавать музыку, а выкладывали её преимущественно на NicoNico — японский аналог YouTube. Вы точно видели самую популярную из них — Хацунэ Мику из второго поколения.
В 13 лет Ado стала одной из фанаток вокалоидов, скачав NicoNico на свой Nintendo 3DS. Для многих исполнителей её поколения такие искусственные айдолы показали, что можно стать популярным, не раскрывая своей личности, а прикрываясь виртуальным аватаром. Вместе с вокалоидами в сети распространился ещё один феномен — утаитэ, то есть кавер-исполнители, прославившиеся исключительно в интернете. Зачастую утаитэ пели композиции именно вокалоидов и тоже скрывали свою внешность. Только пели они своим голосом, из-за чего их песни казались живее и находили отклик у аудитории, желавшей настоящего исполнения.
Ado тоже поначалу была утаитэ, то есть исполняла чужие песни на NicoNico. Первое своё видео под нынешним никнеймом она залила в 2017 году и с тех пор завоевала большую популярность среди японских интернет-пользователей. Лицо девушка скрывает, чтобы поддерживать свою конфиденциальность. В Японии такое не редкость, так как в ином случае её могут преследовать фанаты или обнародовать личную информацию кто-то из старых знакомых. Проблема сталкинга и культуры стыда заставляет многих айдолов тщательно скрывать свою личную жизнь, а когда никто не знает даже твоей личности — это открывает новые возможности для поведения в рамках своего публичного образа, никак не влияющего на личную жизнь.
Любовь к вокалоидам подтверждает не только её редкие интервью, но и само творчество. Например, дебютный сингл «Usseewa» был записан вместе с Сюду — продюсером вокалоидов. А в альбоме «Ado’s Utattemita Album» она записала кавер на песню другого продюсера вокалоидов Kikuo — «Aishite Aishite Aishite» (с японского — «Люби меня, люби меня, люби меня»). Даже её первое живое выступление было в качестве разогрева для тогда набиравшего популярность утаитэ MafuMafu, прежде всего известного за каверы на песни вокалоидов. А недавно певица записала коллаборацию с Хацунэ Мику и даже выступала с ней вместе в живую (вокалоид была на LED-экране).
Когда я впервые услышала Хацунэ Мику, это звучало… не дискомфортно, скорее необычно. Я хотела понять, что скрывается за это странностью. Я не могла понять, было ли это аниме или человек, или кто вообще создавал эту музыку. Эта атмосфера таинственности вызывала у меня желание больше учиться.
Ado — это театр
Адо — это второстепенная роль в традиционном японском комедийном театре кёгэн. Весь репертуар кёгэна состоит из пьес, написанных в 15-16 веках, и касается в основном нескольких видов сюжетов: божественных, феодальных, бытовых, о женщинах и демонах. Несмотря на тематики, главными героями пьесы кёгэна всегда выступают рядовые горожане или сельчане. Помимо адо, в состав персонажей входят ситэ — главный, коадо — третьестепенный, цурэ — четвёртый и томо — пятый.
Сценическое имя певица взяла не от лишней скромности, а потому что не знала значения слова. Ado услышала его ещё в начальной школе, оно ей показалось крутым, а о смысле она задумалась лишь спустя год после дебюта. Но после того, как она успела несколько раз разочароваться в своей профессии, Ado решила интерпретировать свой псевдоним по-своему:
Теперь я хочу быть тем, кто борется на стороне людей, слушающих мои песни. Я надеюсь стать второстепенным персонажем в чьей-нибудь жизни.
Театральное происхождение публичного образа исполнительница демонстрирует на сцене. Ado превращает свои выступления в театр теней, где абстракции на фоне и её безумная экспрессивность движений навязывают нужную эмоцию зрителю. Например, в театре Peacock в Лос-Анджелесе она выступала внутри клетки на фоне большого LED-экрана. Чтобы сохранить свою внешность в секрете, освещение в залах построено так, что её силуэт всегда находится в глубокой тени. Поэтому её география передвижений по сцене более скована, чем у других артистов, но компенсирует она это невероятной пластикой тела. Театральность присутствует и в её промо-кампаниях: для второго альбома «Zanmu» она организовала не просто фан-магазин, но целую иммерсионную выставку со всеми атрибутами концепта альбома.
Её музыка также пропитана театральным гротеском: эмоции в композициях часто гипертрофированы, лирика полна просторечий и грубых слов, а сюжеты посвящены таким же обычным людям, что и в кёгэне. Например, в песне «Usseewa» Ado поёт от имени молодёжи, уставшей от общественных правил жизни: необходимости следить за постоянно меняющимися трендами, обязанности выбрать престижную работу в офисе, слушать и подчиняться старшему поколению. А в композиции «Show» певица радостно манифестирует превращение в асуру — индуистского демона, только в её случае она становится демоном из-за желания петь и праздновать, которого не может быть у достойного человека. Даже дебютный альбом Ado был назван «Kyogen», в честь того самого театра. Сама она не пишет песни, за неё это делают сонграйтеры, что только укореняет её образ «актрисы театра».
Ado — это эмоции
Главный источник популярности Ado — её голос, переливающийся как хамелеон. Помимо широчайшего диапазона он выходит за пределы четырёх октав — она постоянно меняет его текстуру, тем самым создавая эффект многоголосия. Исполнительница подстраивается под текст и музыку песни так, чтобы её глубокий голос звучал органично в контексте композиции. Например, чтобы перейти на рэп-речитатив в сингле «Odo», девушка начинает гнусавить и читать чуть выше, добавлять манерные эдлибы. А в саундтреке для «Ван-Писа» она намеренно скачет между двумя разными тембрами, тем самым подчёркивая ПРЛ главной героини.
Сама музыка Ado также наполнена высокой событийностью: много инструментов на фоне, радикальный эпизодический автотюн, смешение аналоговых и электронных инструментов, то есть очень много информации на одну секунду песни. Она часто меняет характер самой композиции по ходу исполнения, за что стоит поблагодарить многочисленных продюсеров, раз за разом меняющих звучание. Даже в однородном меланхоличном треке «Gira Gira» припев за секунду меняет мелодию с меланхолично убывающей на стремительно возрастающую, а певица помогает подчеркнуть эту смену расщеплением голоса.
Не сказать, что песни Ado совершенно разные. Их часто объединяет эмоция злости и неприкрытой агрессии. Даже спокойные баллады она выводит на эмоциональный пик, «срывая голос» в нужные моменты и путешествуя по регистрам.
Ado — это Gen Z
Содержание текстов Ado можно охарактеризовать несколькими словами: неприкрытая эмоциональность, отсутствие авторитетов, юношеский максимализм и отказ от чересчур строгих общественных норм. Все эти атрибуты современного подростка были и до Gen Z: достаточно вспомнить сексуальную революцию, бум субкультур и студенческие протесты в конце 60-х. И тогда, и сейчас многие исполнители сублимировали свою боль и агрессию через творчество. В случае Ado это особенно актуально, ведь свою музыкальную карьеру она начала в 17 лет.
Ado не боится показаться неприятной. Она не пытается делать кавайную интонацию («каваи» с японского — «милый»), сквернословит в песнях, срывает голос скримами будто вокалистка метал-группы и порой просто визжит в микрофон. Нельзя сказать, что Ado поёт гимны уверенных в себе людей: её лирика полна сомнений и страхов, которые переживал каждый. Например, в припеве песни «Gira Gira» она поёт о том, что «когда Бог делал её лицо, то рисовал левой рукой», намекая, что считает себя уродливой и не получившейся. Но в этой же песне она отказывается от общественных конвенций красоты. Ado можно считать символом японских зумеров: нацеленных на индивидуализм, уставших от затяжного кризиса и эскапизма миллениалов.
Такое чувство, что времена меняются. Когда я была ребёнком, у меня были большие надежды на будущее. Но будущее, которое мы получили, разное: оно и лучше, и хуже. Когда я была старшеклассницей, я чувствовала так много тревоги. Мне посчастливилось реализовать свои амбиции, но много молодых людей в Японии даже не знают, чего хотят. Неизвестность будущего заполняет их тревогой, и даже перспектива нормальной жизни душит их. Особенно это заметно в интернете, полном токсичности и информационной перегрузки.
Ado — это популярно
Ado нашла свою аудиторию быстрее, чем кто-либо из современных японских звёзд. Уже в 18 лет она собирала десятки миллионов прослушиваний на стримингах, а в 22 планирует второй мировой тур. В Японии её музыка нашла отклик у тех, кто устал от общенациональной безнадёжности и морального застоя, как когда-то это сделали панк-исполнители. В мире же о ней узнали прежде всего благодаря аниме-каверам и саундтреку к «Ван-Пису», но тоже прочувствовали свободу в самовыражении певицы. Всемирная усталость от лиц, мнений и глянца привела к появлению возможно самой яркой японской звезды.
Феномен Ado заключается в том, что она стала популярной не за счёт внешности и бренда собственной личности. Её музыка хоть и разнообразна, но далека от формул популярных композиций: аранжировка часто перегружена, её голос тоже не всегда лёгок для восприятия, а аниме-стилизация должна была её заключить в рамки узкой аудитории. Но так удачно сложилось, что 2020-е стали временем бесконечной череды кризисов и потрясений, в которых люди по всему миру, особо подросшее поколение зумеров, ощутили глубокую усталость, стресс и банальное выгорание. В этой ситуации не найти лучшего антистресса, чем заряженная эмоциями музыка. И Ado предлагает её с максимальной искренностью, абсолютно не сдерживаясь ни в выражениях, ни в количестве децибел.