ПЕРЕДОЗ, ДЕПРЕССИЯ И TAKE THAT: КАК РОББИ УИЛЬЯМС СТАЛ БРИТАНСКОЙ ИКОНОЙ ПОП-МУЗЫКИ

В прокате идёт музыкальный байопик «Быть лучше: История о Робби Уильямсе». Несмотря на высокие отзывы критиков и бюджет в 110 млн долларов, фильм катастрофически проваливается в прокате, собрав мизерные 10 млн долларов. Ещё 20 лет назад мы бы наблюдали другую картину, ведь группу Take That называли «новыми The Beatles», а сам Уильямс был одним из самых популярных и эпатажных исполнителей в мире.

Абулхаир Жусупов разбирается, как Take That стали главной британской поп-группой и почему о них никто не вспоминает.

ПОЯВЛЕНИЕ

В 1990 году посреди города Манчестер продюсер Найджел Мартин-Смит придумал образовать первый британский бой-бэнд. На идею его натолкнул успех аналогичной американской группы 80-х — New Kids on the Brock. В отличие от остальных групп, ориентированных преимущественно на молодёжную аудиторию, Мартин-Смит хотел охватить более широкую демографию слушателей. Изначальное название будущих поп-икон было Kick It.

Take That standing topless

В одном из клубов Манчестера он повстречал Гари Барлоу — тогда ещё 19-летнего начинающего пианиста, выступавшего в клубах со своими собственными песнями уже четыре года. Юноша отличался выдающимся вокалом и огромной продуктивностью в написании песен, поэтому продюсер решил строить коллектив вокруг него. Пробы на оставшиеся места в группе были объявлены во всех близлежащих городах Англии.

Так в группу вступили: Говард Дональд — красильщик машин и начинающий диджей из соседнего Ланкашира, Джейсон Оранж — местный брейкдансер, Марк Оуэн — олдхэмский полупрофессиональный футболист и банковский работник, а также Робби Уильямс — старшеклассник из провинциального города Сток-он-Трент. Все участники бой-бэнда были не старше 22 лет, а самому младшему Уильямсу на момент дебюта было всего 16. При этом Уильямс жил дальше всех от Манчестера, где проходили пробы.

Take That (1991)

ПРИЧИНЫ УСПЕХА

В начале карьеры группа выступала почти во всех гей-клубах Британии, куда ходила вся прогрессивная молодёжь страны, а также на школьных дискотеках. Казалось, что Take That будет метить в основном в молодёжную аудиторию, но выход дебютного альбома «Take That & Party» показал, что бой-бэнд может быть интересен как любителям клубных вечеринок, так и домохозяйкам. Помогли имидж и внешность участников: внешне они совмещали традиционную маскулинность и феминные черты внешности, а своим поведением на телевидении демонстрировали самоиронию и простоту английских рабочих улиц.

Жанровое разнообразие песен также повлияло на расширение целевой аудитории. В Take That каталоге можно найти как олдскульные хай-энерджи композиции и только пришедший в Британию гэридж, так и кондовые баллады о несчастной любви. Участники писали все тексты для песен сами, но в основном они были основаны на материалах фронтмена группы Гари Барлоу. За сонграйтинг его даже наградили Премией Айвора Новелло — британской музыкальной наградой, учреждённой Британской академией композиторов и авторов.

Take That (1994)

За первую эру — с 1990 по 1995 год — группа выпустила три альбома: дебютный добрался до второго места в чартах Британии и стал дважды платиновым, второй «Everything Changes» — занял первое место и стал четырежды платиновым, третий — занял первое место и стал дважды платиновым. Они сексуализировали самих себя, хорошо и много танцевали на сцене и сносно пели собственные песни, что отличало их от большинства бой-бэндов того времени. А тот факт, что они были местными и их регулярно видела локальная публика, помогло завоевать особенную любовь в Великобритании и Западной Европе. Вокруг Take That сформировался полноценный фандом под названием «That That», выкупавший билеты на их концерты по всей Европе.

БЕДОВЫЙ УИЛЬЯМС

Перед первым мировым туром пресса вскрыла скелеты в шкафу под именем «Робби Уильямс»: он разругался сразу с двумя участниками группы, регулярно появлялся пьяным вне работы с Take That и его часто ловили за употреблением наркотиков.

В 1994 году 20-летнего Уильямса откачивали от передозировки кокаином прямо перед выступлением группы на MTV Europe Music Awards. Через год Найджел Мартин-Смит даже выдвинул ему ультиматум: либо он начинает выполнять обязанности участника группы, либо уходит до запланированного тура. Певец выбрал уйти.

7 of Robbie Williams' most iconic outfits

В 2004 году в своём интервью на радио Real Radio Робби Уильямс рассказывал:

Думаю, я бы всё ещё этим занимался (употреблял наркотики), если бы мог принимать здравые решения, и я бы всё ещё этим занимался, если бы я не раздулся до размеров авиационного ангара, потому что это было прекрасное время… Я не говорю вам идти употреблять наркотики, дети, но мне они нравились.

За время пребывания в группе оказалось, что певец подвергал сомнению статус Гари Барлоу как фронтмена и главного сонграйтера группы. Уильямс хотел исполнять хип-хоп и рэп, в то время как Мартин-Смит и Барлоу продолжали настаивать на балладах. В свою очередь фронтмен группы считал, что Робби ничего не привносил в творчество группы, регулярно пропускал репетиции и вёл себя агрессивно с остальными членами бой-бэнда.

После его ухода группа провела тур в поддержку третьего альбома «Nothing Else» и распалась спустя год. В это время уже сольный артист Робби Уильямс судился с лейблом BMG за право выпускать материал вне группы, тогда как по контракту он не имел на это право, пока группа не будет расформирована официально. Исполнитель выиграл суд и подписал контракт с Chrysalis Records.

Take That (1996)

СОЛЬНЫЙ УСПЕХ

Робби Уильямс — самый успешный участник Take That, чьи показатели продаж дисков находились на уровне коллектива. Он занимает 73-ю строчку среди самых продаваемых сольных артистов в истории, что делает его десятым британским артистом с такими показателями продаж. Более того, когда он анонсировал мировой тур в 2006 году, то установил мировой рекорд по скорости продаж — 1,6 млн билетов за один день.

Robbie Williams - Hyde Park (2005) - Photographic print for sale

Причём популярность настигла Робби почти моментально: в 1996 году кавер на песню Джорджа Майкла «Freedom» заняла второе место в британском чарте, а годом позже его хит «Angels», написанный за 25 минут, стал 34-м самым продаваемым синглом в Британии в 90-е. В 2008 году он продал альбомов больше, чем кто либо из британских сольных артистов.

Несмотря на раннее желание внедрять хип-хоп-мотивы в свою музыку, рэп и урбан-эстетика никогда не были сильными сторонами Робби, а подобные эксперименты чаще всего оставались незамеченными локальной сценой. Все его успешные хиты, начиная с Angels и заканчивая Feels, продолжают балладную линию Take That c поправкой на более актуальный звук. Но вместо того, чтобы делать электронную музыку, Уильямс ударился в разновидности рока, адаптируя наследие брит-попа под попсовый мейнстрим 00-х.

Влияние Робби Уильямса на современную британскую поп-сцену соразмерно The Beatles. Эд Ширан, Олли Мёрс, Луи Томлинсон и многие другие артисты выделяют экс-участника Take That как сильно повлиявшего на них артиста.

НЕЗДОРОВЫЙ РОББИ

Образ Уильямса полон крайностей: он одновременно может демонстрировать невероятное самолюбование и депрессивную уязвимость собственного эго. В рецензии на концерт на стадионе O2 журналист The Telegraph Сафраз Манзур отметил, что его выступление было «упражнением в мелодичном самоотречении» и что «оно было похоже на публичный выплеск очень личной боли».

Проблемы с алкоголем и наркотиками начались у него на фоне затяжной депрессии, спровоцированной неожиданно большой волной популярности Take That. В 1995 году после ухода Уильямса из группы Элтон Джон, подружившийся с ним на звёздных вечеринках, даже отправил его в психиатрическую клинику.

Robbie Williams reveals Elton John actually forced him to go to rehab

Робби также страдал из-за вездесущих папарацци, преследовавших его даже дома в Ноттинг Хилле, престижном районе Лондона. Чтобы избавиться от внимания прессы, он однажды продал фейковые фотографии секса в бассейне с ним и моделью Рейчел Хантер, а вырученные деньги пустил на благотворительность. Помимо этого Уильямс специально появлялся около мест, считавшихся популярными среди геев, так как его обвиняли в гомосексуальности.

Я считал, что если буду заваливать их противоречащей информацией, то они уже не будут знать, чему доверять, и перестанут фотографировать.

Robbie Williams His Car Bottle Champagne Editorial Stock Photo - Stock Image | Shutterstock Editorial

С 2006 года популярность певца неминуемо убывала: его альбомы оставались платиновыми и собирали миллионы прослушиваний на стримингах, но актуальность осталась далеко в прошлом. Примерно в это же он начал раздавать интервью с противоречивыми высказываниями и выпустил даже автобиографическую книгу «Откровение». За это время Уильямс успел признаться, что страдает от дислексии, дискалькуляции, возрастного андрогенного дефицита и игровой зависимости. Музыкант рассказывал, что страдал из-за синдрома самозванца и всегда считал себя менее развитым, чем все окружающие. Низкая самооценка насчёт невыдающегося интеллекта нашла своё отражение в фильме «Быть лучше: История Робби Уильямса», где его роль играет обезьяна.

BETTER MAN” - Review

Избыточная искренность создала вокруг Робби образ эпатажного фрика и заставляла усомниться в его адекватности. Например, в 2020 году он открыто защищал Пиццагейт — теорию заговора о том, что Хилари Клинтон и её сторонники связаны с влиятельной организацией педофилов, практикующей сатанинские ритуалы. Он также верит в паранормальные явления и НЛО, и даже участвовал в съезде уфологов.

ВЫВОД

После распада группа собиралась ещё два раза: в 2005 и 2010 году. Первое возвращение в середине 00-х помогло Take That стать одной из самых продаваемых британских групп, благодаря культовому статусу и постоянным экспериментам со звучанием. В третьем пришествии группы на сцену к коллективу присоединился Робби Уильямс. Но так как на сцене были уже не молодые и задорные ребята с улиц, а уже повзрослевшие мужчины, возвращения TT именно как «мальчуковой» группы так и не состоялось.

Take That (2006)

Take That были культовой группой и одним из первых бой-бэндов в их архетипическом понимании. Свою популярность они получили прежде всего благодаря приверженности британцев к локальным звёздам и исторически сложившемуся идеологическому противостоянию между США и Соединённым королевством. Поэтому у себя на родине TT имели преимущество у местных. Но несмотря на это, им не удалось закрепить успех на уровне мировом уровне, уступив место куда более очевидным Backstreet Boys и NSYNC.

Если именно искренняя открытость, трагичные баллады и хрупкая маскулинность сделали Take That главной поп-группой Британии, то неудивительно, что самая успешная сольная карьера сложилась у Робби Уильямс — самого младшего, скандального и глубоко травмированного участника группы. Но его период популярности пришёлся на первую половину 00-х и всё равно уступил куда более ярким поп-звездам, например, прямому конкуренту — Джастину Тимберлейку.

Robbie Williams bares his soul in support of Hertfordshire artist - BBC News

Уильямс остался чересчур британским исполнителем, ведь даже на обложке «Sing When You’re Winning» — одного из его самых прослушиваемых альбомов — стоит фотография футбольного клуба. В мире же куда более популярными стали идейные последователи первой поп-группы — One Direction. Но Take That и в частности Робби Уильямс смогли сделать невозможное: подружить американский формат с британским слушателем.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Культура
#музыка
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Всё, что нужно знать о 9-м сезоне Eurasian Fashion Week
Стиль
#мода
Всё, что нужно знать о 9-м сезоне Eurasian Fashion Week
Казахстан примет участие на фестивале Avignon Off 2025
Ликбез
Казахстан примет участие на фестивале Avignon Off 2025
Как превратить понедельник в чилловый день
Ликбез
#общество
Как превратить понедельник в чилловый день
«Под огнём» — антивоенный манифест Алекса Гарленда и ветерана Рэя Мендосы
Культура
#кино
«Под огнём» — антивоенный манифест Алекса Гарленда и ветерана Рэя Мендосы