ПОЯВЛЕНИЕ
В 1990 году посреди города Манчестер продюсер Найджел Мартин-Смит придумал образовать первый британский бой-бэнд. На идею его натолкнул успех аналогичной американской группы 80-х — New Kids on the Brock. В отличие от остальных групп, ориентированных преимущественно на молодёжную аудиторию, Мартин-Смит хотел охватить более широкую демографию слушателей. Изначальное название будущих поп-икон было Kick It.
В одном из клубов Манчестера он повстречал Гари Барлоу — тогда ещё 19-летнего начинающего пианиста, выступавшего в клубах со своими собственными песнями уже четыре года. Юноша отличался выдающимся вокалом и огромной продуктивностью в написании песен, поэтому продюсер решил строить коллектив вокруг него. Пробы на оставшиеся места в группе были объявлены во всех близлежащих городах Англии.
Так в группу вступили: Говард Дональд — красильщик машин и начинающий диджей из соседнего Ланкашира, Джейсон Оранж — местный брейкдансер, Марк Оуэн — олдхэмский полупрофессиональный футболист и банковский работник, а также Робби Уильямс — старшеклассник из провинциального города Сток-он-Трент. Все участники бой-бэнда были не старше 22 лет, а самому младшему Уильямсу на момент дебюта было всего 16. При этом Уильямс жил дальше всех от Манчестера, где проходили пробы.
ПРИЧИНЫ УСПЕХА
В начале карьеры группа выступала почти во всех гей-клубах Британии, куда ходила вся прогрессивная молодёжь страны, а также на школьных дискотеках. Казалось, что Take That будет метить в основном в молодёжную аудиторию, но выход дебютного альбома «Take That & Party» показал, что бой-бэнд может быть интересен как любителям клубных вечеринок, так и домохозяйкам. Помогли имидж и внешность участников: внешне они совмещали традиционную маскулинность и феминные черты внешности, а своим поведением на телевидении демонстрировали самоиронию и простоту английских рабочих улиц.
Жанровое разнообразие песен также повлияло на расширение целевой аудитории. В Take That каталоге можно найти как олдскульные хай-энерджи композиции и только пришедший в Британию гэридж, так и кондовые баллады о несчастной любви. Участники писали все тексты для песен сами, но в основном они были основаны на материалах фронтмена группы Гари Барлоу. За сонграйтинг его даже наградили Премией Айвора Новелло — британской музыкальной наградой, учреждённой Британской академией композиторов и авторов.
За первую эру — с 1990 по 1995 год — группа выпустила три альбома: дебютный добрался до второго места в чартах Британии и стал дважды платиновым, второй «Everything Changes» — занял первое место и стал четырежды платиновым, третий — занял первое место и стал дважды платиновым. Они сексуализировали самих себя, хорошо и много танцевали на сцене и сносно пели собственные песни, что отличало их от большинства бой-бэндов того времени. А тот факт, что они были местными и их регулярно видела локальная публика, помогло завоевать особенную любовь в Великобритании и Западной Европе. Вокруг Take That сформировался полноценный фандом под названием «That That», выкупавший билеты на их концерты по всей Европе.
БЕДОВЫЙ УИЛЬЯМС
Перед первым мировым туром пресса вскрыла скелеты в шкафу под именем «Робби Уильямс»: он разругался сразу с двумя участниками группы, регулярно появлялся пьяным вне работы с Take That и его часто ловили за употреблением наркотиков.
В 1994 году 20-летнего Уильямса откачивали от передозировки кокаином прямо перед выступлением группы на MTV Europe Music Awards. Через год Найджел Мартин-Смит даже выдвинул ему ультиматум: либо он начинает выполнять обязанности участника группы, либо уходит до запланированного тура. Певец выбрал уйти.
В 2004 году в своём интервью на радио Real Radio Робби Уильямс рассказывал:
Думаю, я бы всё ещё этим занимался (употреблял наркотики), если бы мог принимать здравые решения, и я бы всё ещё этим занимался, если бы я не раздулся до размеров авиационного ангара, потому что это было прекрасное время… Я не говорю вам идти употреблять наркотики, дети, но мне они нравились.
За время пребывания в группе оказалось, что певец подвергал сомнению статус Гари Барлоу как фронтмена и главного сонграйтера группы. Уильямс хотел исполнять хип-хоп и рэп, в то время как Мартин-Смит и Барлоу продолжали настаивать на балладах. В свою очередь фронтмен группы считал, что Робби ничего не привносил в творчество группы, регулярно пропускал репетиции и вёл себя агрессивно с остальными членами бой-бэнда.
После его ухода группа провела тур в поддержку третьего альбома «Nothing Else» и распалась спустя год. В это время уже сольный артист Робби Уильямс судился с лейблом BMG за право выпускать материал вне группы, тогда как по контракту он не имел на это право, пока группа не будет расформирована официально. Исполнитель выиграл суд и подписал контракт с Chrysalis Records.
СОЛЬНЫЙ УСПЕХ
Робби Уильямс — самый успешный участник Take That, чьи показатели продаж дисков находились на уровне коллектива. Он занимает 73-ю строчку среди самых продаваемых сольных артистов в истории, что делает его десятым британским артистом с такими показателями продаж. Более того, когда он анонсировал мировой тур в 2006 году, то установил мировой рекорд по скорости продаж — 1,6 млн билетов за один день.
Причём популярность настигла Робби почти моментально: в 1996 году кавер на песню Джорджа Майкла «Freedom» заняла второе место в британском чарте, а годом позже его хит «Angels», написанный за 25 минут, стал 34-м самым продаваемым синглом в Британии в 90-е. В 2008 году он продал альбомов больше, чем кто либо из британских сольных артистов.
Несмотря на раннее желание внедрять хип-хоп-мотивы в свою музыку, рэп и урбан-эстетика никогда не были сильными сторонами Робби, а подобные эксперименты чаще всего оставались незамеченными локальной сценой. Все его успешные хиты, начиная с Angels и заканчивая Feels, продолжают балладную линию Take That c поправкой на более актуальный звук. Но вместо того, чтобы делать электронную музыку, Уильямс ударился в разновидности рока, адаптируя наследие брит-попа под попсовый мейнстрим 00-х.
Влияние Робби Уильямса на современную британскую поп-сцену соразмерно The Beatles. Эд Ширан, Олли Мёрс, Луи Томлинсон и многие другие артисты выделяют экс-участника Take That как сильно повлиявшего на них артиста.
НЕЗДОРОВЫЙ РОББИ
Образ Уильямса полон крайностей: он одновременно может демонстрировать невероятное самолюбование и депрессивную уязвимость собственного эго. В рецензии на концерт на стадионе O2 журналист The Telegraph Сафраз Манзур отметил, что его выступление было «упражнением в мелодичном самоотречении» и что «оно было похоже на публичный выплеск очень личной боли».
Проблемы с алкоголем и наркотиками начались у него на фоне затяжной депрессии, спровоцированной неожиданно большой волной популярности Take That. В 1995 году после ухода Уильямса из группы Элтон Джон, подружившийся с ним на звёздных вечеринках, даже отправил его в психиатрическую клинику.
Робби также страдал из-за вездесущих папарацци, преследовавших его даже дома в Ноттинг Хилле, престижном районе Лондона. Чтобы избавиться от внимания прессы, он однажды продал фейковые фотографии секса в бассейне с ним и моделью Рейчел Хантер, а вырученные деньги пустил на благотворительность. Помимо этого Уильямс специально появлялся около мест, считавшихся популярными среди геев, так как его обвиняли в гомосексуальности.
Я считал, что если буду заваливать их противоречащей информацией, то они уже не будут знать, чему доверять, и перестанут фотографировать.
С 2006 года популярность певца неминуемо убывала: его альбомы оставались платиновыми и собирали миллионы прослушиваний на стримингах, но актуальность осталась далеко в прошлом. Примерно в это же он начал раздавать интервью с противоречивыми высказываниями и выпустил даже автобиографическую книгу «Откровение». За это время Уильямс успел признаться, что страдает от дислексии, дискалькуляции, возрастного андрогенного дефицита и игровой зависимости. Музыкант рассказывал, что страдал из-за синдрома самозванца и всегда считал себя менее развитым, чем все окружающие. Низкая самооценка насчёт невыдающегося интеллекта нашла своё отражение в фильме «Быть лучше: История Робби Уильямса», где его роль играет обезьяна.
Избыточная искренность создала вокруг Робби образ эпатажного фрика и заставляла усомниться в его адекватности. Например, в 2020 году он открыто защищал Пиццагейт — теорию заговора о том, что Хилари Клинтон и её сторонники связаны с влиятельной организацией педофилов, практикующей сатанинские ритуалы. Он также верит в паранормальные явления и НЛО, и даже участвовал в съезде уфологов.
ВЫВОД
После распада группа собиралась ещё два раза: в 2005 и 2010 году. Первое возвращение в середине 00-х помогло Take That стать одной из самых продаваемых британских групп, благодаря культовому статусу и постоянным экспериментам со звучанием. В третьем пришествии группы на сцену к коллективу присоединился Робби Уильямс. Но так как на сцене были уже не молодые и задорные ребята с улиц, а уже повзрослевшие мужчины, возвращения TT именно как «мальчуковой» группы так и не состоялось.
Take That были культовой группой и одним из первых бой-бэндов в их архетипическом понимании. Свою популярность они получили прежде всего благодаря приверженности британцев к локальным звёздам и исторически сложившемуся идеологическому противостоянию между США и Соединённым королевством. Поэтому у себя на родине TT имели преимущество у местных. Но несмотря на это, им не удалось закрепить успех на уровне мировом уровне, уступив место куда более очевидным Backstreet Boys и NSYNC.
Если именно искренняя открытость, трагичные баллады и хрупкая маскулинность сделали Take That главной поп-группой Британии, то неудивительно, что самая успешная сольная карьера сложилась у Робби Уильямс — самого младшего, скандального и глубоко травмированного участника группы. Но его период популярности пришёлся на первую половину 00-х и всё равно уступил куда более ярким поп-звездам, например, прямому конкуренту — Джастину Тимберлейку.
Уильямс остался чересчур британским исполнителем, ведь даже на обложке «Sing When You’re Winning» — одного из его самых прослушиваемых альбомов — стоит фотография футбольного клуба. В мире же куда более популярными стали идейные последователи первой поп-группы — One Direction. Но Take That и в частности Робби Уильямс смогли сделать невозможное: подружить американский формат с британским слушателем.