«Мы боремся со страхом инакомыслия»: Тимур Карпов о 139 Documentary Center

Ташкентскому пространству 139 Documentary Center в этом году исполняется пять лет. За это время здесь прошло более 300 бесплатных мероприятий – выставок, фестивалей, образовательных программ. Центр стал местом притяжения молодёжи из всей Центральной Азии, и вот, подобравшись к своему юбилею, на галерею свалились ряд проблем: начиная от сноса здания, в котором 139 находится, заканчивая политическим давлением.

Мы поговорили с основателем центра, Тимуром Карповым, будет ли закрыт 139, как давно власти вмешиваются в его деятельность и какую роль он играет  для ташкентцев.  

Обложка: Sergey DMITRIEV / RFI

Об истории 139 Documentary Center

139 Documentary Center хоть и открылся в 2020 году, но работать команда начала ещё в 2019-м. На тот момент в Ташкенте была всего одна независимая галерея – Zero Line, над которой работали Белла Сабирова и Вячеслав Ахунов. Все говорили, что в городе не хватает пространства для обсуждения злободневных вопросов, точки притяжения для сообщества. Все – это фотографы, журналисты, киношники, документалисты, исследователи и так далее.

Я тогда думал, что хотел бы бывать в таком месте, но никогда не задумывался, что я стану человеком, его открывшим, – вспоминает Тимур. – В какой-то момент сложились обстоятельства: были деньги, случайно нашлось дешёвое пространство в здании завода «Агромаш», и случился match! Мы, не думая о том, что будем делать, взяли. Были конечно какие-то мысли на бумаге, стратегии, но, оглядываясь назад, понимаем, что это всё был детский лепет».

На фото Тимур Карпов в 139, 2020 год. Фото: Danil Usmanov, new-east-archive.org.

О выставке «Недавно»

Иронично, что темой первой выставки в 139 Documentary Center, с которой он громко заявил о себе, была проблема сноса и точечной застройки. Выставка называлась «Недавно», а основой послужил происходящий в тот момент снос целого района – самой древней в городе махалли – чтобы на его месте построить Ташкент-Сити. Ташкентцы очень удивились, осознав, что о таких «острых» вещах можно говорить и показывать.


Это всё было очень брутально. Эту махаллю буквально как коровой слизало, всех повыкидывали из домов, повыдавали квартиры на окраине в каких-то недостроенных домах. Весь город за этим следил и никто не мог поверить в происходящее. Этот процесс много кто снимал: помимо меня, Умиды Ахмедовой, набралась критическая масса художников, которые документировали махаллю в разные годы. Мы решили, что на примере этой махалли покажем ужас, который происходит в стране
», – рассказывает Тимур.

О переезде и дальнейших планах

Известие о том, что «Агромаш» сносят не было громом среди ясного неба. Как рассказывает Тимур, их сразу предупредили, что здание наверняка снесут через четыре-пять лет, и не обманули!

139 будет находиться в помещении цеха до июня, потом основное пространство придётся освободить. Но Тимур не унывает: «Всё лето будем искать пространство, чтобы заново открыться и продолжать работу. Мы немножко пересматриваем нашу стратегию, подходы в пользу работы в регионах Узбекистана и Центральной Азии».

По словам Тимура, на большую работу с центральноазиатскими интеграциями вдохновили алматинцы. Полгода назад 139 привёз выставку «PAXTA» в Aspan Gallery – этот опыт оказался успешным: «Алматинцы нас так приняли радушно, как нигде ещё».

Тимур рассказывает, что поначалу было сложно осознать потерю места, в которое было вложено столько сил, времени и любви. На какой-то период он впал в депрессию и даже сомневался в дальнейшей работе 139.


В какой-то момент стало очевидно, что мы всё теряем, я впал в глубочайшее уныние, в сильную хандру – всё закончилось тем, что мне пришлось идти к врачу и назначать препараты, чтобы как-то немножко вернуться к жизни. Произошёл некий процесс прощания с этим пространством, пришло понимание того, что нам ни в коем случае не надо останавливаться, а надо продолжать и расширяться
», – говорит Тимур.

 

Одной из основных движущих сил для него стали люди, поддержавшие Центр. Ташкентское сообщество само организовывало мероприятия в поддержку 139, люди рассказывали свои истории о галерее в соцсетях, делились бесконечной любовью.

«Для меня было столько откровений, я буквально сидел и плакал от осознания, как много 139 значит для людей, которых я даже не знаю», – говорит Тимур. 

Тимур отметил, что хотя сложно провести качественный мониторинг воздействия деятельности 139, становится заметно, что в городе появилось значительное количество нишевых инициатив, возникших благодаря их усилиям или под их влиянием. Некоторые люди знакомились в 139, другие использовали его как базу для своих начинаний или проведения первых экспериментов, сделал первые шаги. Например, организаторы фестиваля «Стихия» MOQ hub коммерческий проект «Янги маркет» проводили свои первые мероприятия в 139; коллектив QIZLAR, который сейчас представлен на Узбекском павильоне Венецианского биеннале, зародился в окружении проекта 139.

«Это очень длинный список – я его недавно обновлял, когда все начали делиться своими воспоминаниями о 139, включая истории о том, как кто-то здесь делал предложение или праздновал день рождения.  Я вот щас об этом говорю и мне как-то грустно становится, – смеётся Тимур. – Ну ничё, ничё, я себя успокаиваю, что в новом месте сделаем ещё интереснее».

 

На фото: выставка Mission Impossible Зилолы Саидовой и Умиды Ахмедовой в пространстве 139.

О политическом давлении

Помимо проблем с помещением, 139 сейчас находится под прицелом правоохранительных органов. В первый день международного фестиваля независимого, экспериментального и социального кино NOMSIZ галерее было вынесено предупреждение о якобы имевшем место нарушении законодательства – показ фильма без разрешения «Узбеккино» запрещён.

За две недели до этого, 5 апреля, был прерван фестиваль «Артдокфест/Азия». Полиция пришла на показ документального фильма о войне в Украине «Восточный фронт» Виталия Манского и Евгения Титаренко, заявив, что получили некое письмо от Минкультуры.

По словам Тимура, власти впервые вмешиваются в деятельность 139, хотя ранее они организовывали и более острые мероприятия, например, фестиваль украинского кино, на котором были показаны разные сложные фильмы. А сам «Артдокфест» проводился уже в третий раз.

Возможно, на этот раз повлияла фигура Виталия Манского, рассуждает Тимур: «Манской – откровенный враг для российского правительства, иноагент, находящийся в уголовном розыске. Вероятно, они и попросили своих узбекских партнёров принять “какое-то решение”».

По словам Тимура, сотрудники правоохранительных органов нарушили абсолютно все инструкции, предъявили необоснованные обвинения, отвезли в суд, где заседание продлилось всего несколько минут, оштрафовали – выглядело гротескно и смешно – всё это указывает на политический заказ. Сейчас команда 139 в процессе обжалования решения суда.

 

В следующий раз правоохранительные органы пришли во время фестиваля NOMSIZ

«Стоит отметить, уже по-другому себя вели – более компетентно, пришёл майор, мягко объяснил, показал письмо, но и тут совершили ошибку, потому что умышленно упустили важную часть законодательства – о проведении международного кинофестиваля», – отмечает Тимур.

Чем властям не угодил NOMSIZ, команда 139 не понимает. Они просидели около четырёх часов с юристами, прошерстили документы и не нашли никаких нарушений законов.


Я думаю, мы правды никогда не узнаем, но подозреваю, что это заказ от “
Узбеккино”. С “Узбеккино” у моей семьи давняя история любви. “Узбеккино” – это откровенный цензор, они не любят, когда кто-то что-то снимает без их разрешения. Помимо этого, у нас было много с ними конфликтов, и возможно, это их заказ, чтобы просто насолить», – рассуждает основатель 139.

 

Что будет после предупреждения – непонятно. С одной стороны, подать иск в суд может только «Узбеккино» в случае нарушения законодательства, которого не было, с другой стороны – в наших странах может произойти что угодно.

Нам важно показать, что всё, что мы делаем для нас не является борьбой с системой. Мы хотим, чтобы у людей был доступ к информации, чтобы люди знали свою историю, имели критическое мышление. Мы своей практикой занимаемся тем, что боремся со страхом инакомыслия. Грубо говоря, иметь критическое мышление в наших странах – почти что приравнивается к сроку. У людей есть внутренний страх: лайк не там поставить, не то репостнуть, сказать или даже подумать о чём-то, что не соответствует линии партии правительства. Наша миссия – борьба с этим страхом», – говорит Тимур. 

Запрет на просмотры фильмов

Во время изучения законопроектов, Тимур и его команда обнаружили интересное приложение от 22 февраля 2022 года к закону «О правилах лицензирования». Это приложение вызвало серьезные опасения, так как вводит цензуру. Согласно новому закону, любой кинопросмотр, за исключением просмотра фильмов с семьёй и участием в международных фестивалях, требует разрешения «Узбеккино». То есть, без разрешения агентства нельзя смотреть фильмы в университете, в киноклубах, с друзьями. При этом, закон не регламентирует, что такое «фильм», то есть под его действие может попасть просмотр видеороликов с коллегами, музыкальных клипов, крутящихся на телевизоре в кафе и многие другие кейсы. Это страшное приложение к тому же противоречит Конституции, согласно которой цензура запрещена.

Дальнейшие шаги команды 139 – адвокация об отмене или пересмотре этого приложения.

Это не первое столкновение Тимур Карпова с политическим давлением. Ещё будучи фотографом–документалистом и правозащитником, он занимался активистской деятельностью, связанной с принудительным детским трудом в хлопковой индустрии Узбекистана.Тимура тогда преследовали, задерживали бесконечное количество раз, сажали на несколько суток, избивали, прослушивали. Он оказался одним из нескольких человек из всей Центральной Азии, которого взломали с помощью программы Pegasus (шпионская программа для взлома сотового телефона, предположительно используемая авторитарными режимами для слежки за правозащитниками, журналистами, юристами – прим. ред.).

«Наше правительство на это (Pegasus) потратило примерно 200 тысяч долларов. Могли бы просто нам, галерее, дать, зачем хакать, и так бы всё рассказал, у меня секретов нет», – шутит Тимур. 

На вопрос о том, бывает ли страшно, Тимур утвердительно кивает: «Да, всегда страшно. Но что делать? Когда верен своему делу, не можешь его не делать».

Наверное, бесстрашие у Тимура в крови, ведь он из диссидентской семьи – и у отца Олега Карпова, и у матери Умиды Ахмедовой было много проблем с властями.

«Моя мама, Умида Ахмедова, – известный фотограф, кинооператор, документалист, художница; в 2010 году её приговорили к трём годам заключения за клевету и оскорбление ВСЕГО узбекского народа. Прокурор попросил амнистию в честь дня Независимости Республики Узбекистан и её освободили из зала суда. То есть, она была осуждена и тут же амнистирована. С тех пор у нас непрекращающаяся борьба с правительством. Но не то, что мы ходим боремся (изображает борьбу руками) – мы просто существуем, а правительство такое: “Не, не, не, так нельзя!”, – вспоминает Тимур. 

На вопрос, не задумывался ли он уехать, Тимур вспоминает шутку отца: «Мы столько вложили в Узбекистан, начиная с дедов; если правительство нам всё посчитает, и вернёт – тогда можем поехать. А пока не вернут – мы никуда не поедем, будем здесь».

Действительно страшно, когда знаешь обо всех преследованиях журналистов, активистов, даже художников, вспоминаешь историю с убийством Марка Вайля, основателя театра Ильхом, – продолжает Тимур уже серьёзно. – Но я просто в своей жизни больше ничего не знаю и ничего так не люблю, как то, что я делаю, особенно прямо сейчас. Когда я снимал кино, занимался фотографией, у меня были вопросики «Насколько сильно я это люблю». Но когда я переключился в какое-то «служение», я понял, что это моё место, моё “призвание”», – говорит Тимур (активно жестикулирует кавычки пальцами). 

Рассуждая о переезде, Тимур отмечает, что ничего в жизни так хорошо не понимает и не любит как Узбекистан и Центральную Азию: «Если говорить откровенно, что страшнее – здесь оказаться жертвой репрессий или уехать куда-то и делать бог знает что и зачем – то второе страшнее».

 
На фото: ярмарка 139, прошедшая в апреле 2023 года.

Как помочь 139 Documentary Center?

 

«Мы как и любая культурная организация на планете Земля, нуждаемся в финансовой поддержке, потому что культурная организация – всегда чёрная дыра в финансовом плане. Мы люди креативные – всегда придумаем куда деньги потратить, – смеётся Тимур. – Если серьёзно, то мы всегда рады любой поддержке, любому вниманию – в таких случаях важно ощущать себя не одним, получать подтверждение тому, что твоя работа ценится и ты делаешь это не зря».

Реквизиты:

Поддержать в Payme

Поддержать в Click

Uzcard: 8600 4904 4986 6821

Visa: 4278 3200 2065 3480

Viktoriya Rudanovskaya

Поддержать в PayPal

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски