Сюжет
Как можно догадаться из названия, фильм строится вокруг жизни Наполеона Бонапарта. За два с половиной часа хронометража зрителям показывают весь путь завоевателя, начиная от его первых побед на поле боя и заканчивая последними днями в изгнании на острове Святой Елены. Между этими двумя событиями проходит несколько десятилетий, в течение которых мы наблюдаем за главными моментами из биографии императора. Скотт условно разделяет их на проблемы личного и государственного масштаба. Так, сцены баталии с использованием сотен каскадёров часто сменяются камерными разговорами Наполеона с его женой Жозефиной и наоборот.
Личное и политическое
Контраст публичного и персонального образа Наполеона — это одновременно самая сильная и самая слабая часть фильма. Скотт пытается показать Бонапарта разным, чтобы донести идею о вечном противостоянии личных и государственных интересов в жизни полководца. Поэтому персонаж Хоакина Фениска несколько раз в течение картины должен сделать выбор между семьёй и Францией. На уровне идеи такое противопоставление должно было показать аудитории более глубокого и трагического персонажа, жертвующего всем на благо страны. Однако на практике такое решение привело к неравномерному темпу повествования и рваной истории.
За 155 минут хронометража лента не в состоянии полностью вовлечь ни в одну из сюжетных линий, показывая множество мало связанных отрывков из жизни Наполеона. За долгие годы правления наш протагонист успел поучаствовать в неимоверном количестве сражений, большая часть из которых с лёгкостью бы потянула на собственный фильм. То же самое можно сказать и о делах Бонапарта внутри Франции, и о его личных переживаниях. Поэтому, пытаясь вместить все основные события из биографии полководца, Скотт превращает свой фильм в зрелищную страницу Википедии.
Жозефина
Стоит разобрать любовную линию «Наполеона» в деталях. За 2023 год это уже не первый байопик, где важная, если не центральная, роль была уделена личной жизни персонажа. Тут можно вспомнить и «Маэстро» о Леонарде Бернстайне, и «Присциллу» о семействе Пресли, и «Феррари» об Энцо Феррари. Во всех примерах, включая работу Ридли Скотта, говорят о различных изъянах главного героя в общении со своей возлюбленной. В случае с Хоакином Фениксом такой темой стала невозможность Жозефины забеременеть. Так как Наполеон является главой государства, он обязан произвести наследника, поэтому отношениям короля и королевы приходит конец.
На примере отношений между героями Скотт показывает, насколько беспомощным может оказаться даже великий завоеватель. Однако фокус на его отношениях с Жозефиной оттягивает внимание от политических событий, показанных в фильме, отчего последние становятся зрелищными филлерами, которые нам приходится наблюдать в перерыве от основной истории. В итоге, любовная линия в картине Скотта оказывается более интересной, чем все те масштабные бои, о которых говорили в промо-материалах к фильму.
Завоевания
Походы Наполеона могли бы вызвать интерес зрителя, если бы в них было вложено то же количество тонких деталей, что и в личную жизнь полководца. Однако вместо этого за два с половиной часа нам показывают шесть масштабных сражений, в которых нет ничего кроме попкорнового экшена. Сотни людей умирают на поле боя, но за ними не стоит ни предыстории, ни внятно показанных эмоций. Вместо этого в эпизодах присутствует харизматичный и устрашающий Хоакин Феникс. Эти баталии можно сравнить со сражениями из «Игры престолов», где авторы часто помещали персонажей в самое пекло, а также объясняли стратегию поединка, выбранную героями. Так у публики была возможность получить контекст и почувствовать на себе творящийся вокруг хаос. В случае с «Наполеоном» такого не происходит, отчего красивейшие сцены боя можно назвать невероятным техническим достижением, но никак не сценарным.
Более того, Ридли Скотт даёт мало контекста в течение всего фильма. Если зритель не знаком с биографией Наполеона, то названия сражений и важные политические события Франции пройдут мимо него. Поэтому рядовому зрителю остаётся только цепляться за более проработанную сюжетную линию с Жозефиной.
Актёрская игра
Главное достоинство фильма — это игра Хоакина Феникса и Ванессы Кирби. Хотя в большинстве сцен они сидят и томно смотрят друг на друга, в этих взглядах и заключена вся химия персонажей. Мельчайшими движениями на лице Феникс показывает любовь к своей экранной жене, которую тот должен подавить в себе ради интересов Франции. Точно также Кирби, то ненавидящая, то боготворящая своего мужа, ворует каждую свою сцену. Особенно это видно в эпизоде, где девушка просит прощения за измену, плача и моля Наполеона о пощаде. Тут у героя есть возможность показать свою власть. Однако уже в следующей сцене, Кирби перехватывает бразды правления, указывая на беспомощность Наполеона.
Итог
В «Наполеоне» Ридли Скотта есть целый ряд позитивных элементов, но провальные решения фильма не позволяют режиссёру донести свои идеи до зрителя. Пафосные сражения не подкреплены сюжетно, а непропорциональное противопоставление личного и публичного разделяет фильм на две малосвязанные истории. Поэтому этот проект можно назвать актёрским успехом Феникса и Кирби, но никак не Скотта.