Что произошло?
После провала лицензионных переговоров, Universal Music Group (UMG) начала извлекать записи из TikTok. Сначала это коснулось музыкантов, подписавших контракты с лейблами UMG, исполняющих в совокупности около 3 миллионов песен. Чтобы понимать, какая это часть вашего плейлиста – Universal ответственен за 50 – 60% самых популярных хитов согласно чарту Billboard Hot 100.
Если взять Billboard 100 за прошлый квартал, то из 100 песен 41 были выпущены лейблами UMG. Cюда входят «Cruel Summer» Тейлор Свифт, «Paint the Town Red» Doja Cat и «Rockin’ Around the Christmas Tree» Brenda Lee.
В начале марта стало ясно, что срыв лицензионных переговоров касается гораздо больше артистов, чем предполагалось – TikTok начал удалять композиции, частично принадлежащие Universal Music Publishing Group (около 4 миллионов песен). Это означает, что любая музыка, которая семплируется или написана в соавторстве с артистом-издателем Universal, независимо от того, имеют ли они 1% долю в написании песен или 100%, больше не может использоваться в качестве звука в TikTok. Сюда входят такие хиты, созданные с помощью TikTok, как «As It Was» Гарри Стайлса, «Kill Bill» SZA и «Good good» Usher.
О чём спорят аналитики и TikTok?
Аналитики из musicbusinessworldwide подсчитали, что отзыв музыкального каталога Universal может привести к удалению до 80% музыки на платформе. TikTok это оспаривает, заявляя, что, по его оценкам, это затронет 20-30%.
По словам представителя TikTok: «TikTok может подтвердить, что в США и Великобритании UMG и UMPG вместе взятые составляют примерно 30% популярной музыки на платформе, а везде еще меньше».
Аналитики этому не верят, и говорят, что статистика не сходится. Помимо чартов Billboard, долю Universal на рынке дистрибуции (38,46%), они приводят и список IFPI.
Согласно данным IFPI (Международной федерации производителей фонограмм), девять из десяти крупнейших мировых записывающихся исполнителей, принёсших наибольший доход в 2023 году распространяются UMG: Taylor Swift (1); SEVENTEEN (2); Stray Kids (3); Drake (4); The Weeknd (5); Morgan Wallen (6); TOMORROW X TOGETHER (7); New Jeans (8); and Lana Del Rey (10). Единственный артист, не подписавший контракт с лейблом UMG – Bad Bunny (9).
Основной контраргумент представителя TikTok заключается в том, что TikTok — это место, где независимая, неподписанная и классическая музыка могут процветать вместе. Эта музыка не всегда соответствует рыночной доле «хитовой» музыки на других цифровых или социальных платформах.
Так, чарт Billboard 100 за четвёртый квартал не является идеальным отражением того, что сейчас наиболее популярно (или было бы популярно, если бы не тупик с лицензированием) в TikTok. TikTok Billboard 50 показывает, что самая популярная музыка на платформе представляет собой смесь основных песен Billboard Hot 100 («Lovin On Me», Jack Harlow или «Carnival» ¥$) и инди-музыки, которую не увидеть в основных чартах Billboard (например, «End of Beginning» Djo).
Почему вирусность «And when I’m back in Chicago» – смерть TikTok?
Вы наверняка слышали «And when I’m back in Chicago» каждый раз, когда заходили в TikTok в течение марта. Это сниппет самой популярной сейчас песни на платформе «End of Beginning», которую исполняет Джо Кири, сыгравший Стива Харрингтона в сериале «Очень странные дела».
Вирусность этой песни с одной стороны обоснована популярностью её исполнителя, кинематографичным звучанием и многочисленными эдитами «Медведя», но с другой стороны выглядит как похоронный звоночек для платформы в эпоху пост-Universal. Если раньше за неделю на платформе вирусными могли стать десятки песен, то теперь музыкальное сопровождение вашей ленты повторяется либо отсутствует вовсе. Статистика «End of Beginning» тому доказательство – за месяц количество видео под эту песню выросло с 18 тысяч до 2 миллионов. Для сравнения – под «TEXAS HOLD ‘EM» Бейонсе снято всего 644 тысячи видео.
Как пишут журналисты Mashable, это трогательная песня, но её вездесущность является признаком отсутствия музыки в приложении. Посты пользователей в Twitter и том же TikTok являются подтверждением.
История повторяется: Youtube vs Warner Music
Это сенсационное событие не является историей борьбы одной музыкальной компании с одной технологической компанией; лейблы и издатели, которые продлили свои лицензионные соглашения с TikTok, неохотно присоединились к битве UMG с платформой. Неспособность UMG заключить сделку с TikTok влияет на каждую группу крупных лейблов и, вероятно, затрагивает каждого известного музыкального издателя.
В истории интернет-платформ это не беспрецедентный случай. В 2008 году песни музыкантов Madonna, Metallica, Green Day и других, заключивших контракты с Warner Music, были удалены с YouTube после того, как компании не смогли договориться о размерах лицензионных отчислений.
Конфликт продлился девять месяцев, пока компании не пришли к новому многолетнему соглашению. Согласно условиям сделки, Warner получала большую долю от рекламных доходов, генерируемых роликами, содержащими её музыку; возможность размещать собственную рекламу на сервисе и использовать технологию Content ID YouTube для монетизации пользовательских видео. По факту, Google пришлось удовлетворить многие условия Warner Music – во время сделки акции Warner выросли на 9%, а Google остались неизменными.
Однако, несмотря на заключение сделки с YouTube, в Warner Music выразили недовольство по поводу законов о «безопасной гавани», которые предоставляют юридическую защиту YouTube за нарушение авторских прав. Стремление Warner улучшить условия компенсации и контроля за их авторами и артистами продолжает сталкиваться с препятствиями из-за этих законов. Вопреки заключению лицензионного соглашения, в компании заявили, что борьба за более справедливую компенсацию и контроль за творческим контентом продолжается, подчеркнув проблематичность существующего регулирования авторских прав и необходимость его пересмотра.
Есть вероятность, что исход переговоров TikTok и Universal будет аналогичным Youtube и Warner. Вопрос в том, как долго затянется «холодная война»?