В Астане не так много арт-пространств, поэтому будучи в столице, я стараюсь заглянуть на все действующие выставки. На этот раз мне повезло: 29 июня, что относительно недавно, открылась выставка якобы молодых художников Anau-Mynau в арт-пространстве Kulanshi, находящейся в Fortebank. Ух ты, поддержка молодых художников в столице, – подумала я и решила, что надо обязательно заглянуть
В здании Forte я была впервые. Место было красивым и рядом с моей любимой кофейней в Астане, что только прибавило баллов моему настроению. Арт-спэйс оказался холлом между дверьми и входом в сам банк. Отсутствие потолка и прозрачные голубоватые стёкла создают ощущение бесконечного пространства и свободы.
Однако выставка оказалась не тем, что я себе представляла.
Не поймите меня неправильно, работы мне очень понравились. Здесь я открыла для себя группу скульпторов – Qaz Sculpture Team. Это Ринат Абенов, Ербол Сарсенбайулы и Бегзат Орынбеков, представившие бюсты, монументы, малую пластику, рельефы – всё разнообразие, что можно создать из глины.
Ринат Абенов родился в 1985 году. В 2006-м окончил Университет в Кокшетау, потом ЕНУ, а в 2010-м прошёл стажировку в Питере. В разных городах Казахстана, в Астане в том числе, установлены его монументы, например, «Керей и Жанибек хан» в центре столицы.
Ербол Сарсенбайулы родился в 1979 году, окончил Шымкентский художественный колледж в 2003-м, а в 2010 году прошёл стажировку на скульптурном комбинате «Лит Арт» в Подмосковье. Также принимал участие в возведении монументов в разных городах Казахстана.
Бегзад Орынбеков родился в 2000-м, в этом году выпустился из КазНУИ. Пожалуй, единственный из тройки Qaz Sculpture Team, кого можно назвать молодым художником.
Акварельные пейзажи Лизаветы Антроповой и вправду похожи на некую медитацию в современном мире. Заснеженная Астана, стройка, краны, но всё какое-то спокойное и ностальгическое – вызывает кучу воспоминаний у тех, кто даже не жил в Астане. Вот здесь я ходила на курсы английского, а вот здесь расположен мой любимый «ВкусМарт». Лизавета, наверное, искренне любит нашу столицу, хоть и живёт тут всего пару лет.
Лизавета родилась в Беларуси в 1985 году. Как и многие из нас, образование получила не по той специальности, к которой лежала душа. Поэтому полностью посвятить себя живописи она смогла только в 2014 году. Уже спустя четыре года она участвовала в групповых выставках и конкурсах в Беларуси и за рубежом. И вот, в 2021 году Лизавета переехала в Казахстан. Здесь, вместе с художницей Евгенией Грекиной она руководит учебным проектом ART BAZA.
Марат Абишев профессионально занимается граффити. В основном рисует муралы баллончиком, а для выставки перенёс своё видение на холсты. С паблик-артом и муралами он работает уже 13 лет, большую часть прожив в Омске. За это время он сотрудничал с компаниями: RedBull, Disney и Marvel, Yota, Kaspersky, Nintendo, «Аэрофлот» и с другими. Одна из работ Марата – «Двое» у железнодорожного вокзала Омска – попала в каталог «Сто муралов России».
Классные ребята, так что же меня смутило? Меня смутило позиционирование выставки как выставки молодых художников Казахстана. Кураторка выставки Лейла Махат в интервью для Art of Her даже сказала: «Мы стабильно каждые два года делаем выставку современного казахского молодёжного искусства. Для нас это как миссия, потому что для художников Казахстана не очень много площадок, где они могут показывать свои работы и делиться своим творчеством»
Однако если прочитать биографии, выставленные на той же выставке, то становится очевидным, что представленные художники вполне себе профессиональные и успешные с 10+ лет опыта работы.
В связи с чем мне стало непонятным, почему организаторы решили «эксплуатировать» образ молодого, ещё не сыскавшего известность и признание казахстанского художника. Особенно тогда, когда таких худ ожников и художниц на самом деле много по всему Казахстану. Ограниченные возможности для выставок, отсутствие системы арт-рынка, особенно в регионах, отсутствие финансовой поддержки и элементарного закона «О спонсорстве и меценатстве» на данный момент не позволяют казахстанским молодым художникам соревноваться с более опытными и известными. Вот поэтому эта выставка меня расстроила.