Baldur’s Gate 3: игра года?

Baldur’s Gate 3: игра года?

Мы наконец добрались до одного из самых ожидаемых релизов 2023 года – Baldur’s Gate 3 (а вы ждали рецензию на Starfield?). После бессонных ночей прохождения игры рассказываем, почему про неё говорят «лучше уже не будет» и какие недочёты всё-таки здесь присутствуют.

Мир Балдура

Baldur’s Gate 3 – это RPG, в основу которой легла пятая редакция легендарной настольной игры Dungeons & Dragons, а именно сеттинг Forgotten Realms.

Причём для интересного прохождения вам не нужно знать правила DnD или сюжет предыдущих частей «Балдура» 20-летней давности. Просто представьте себе красивый фэнтезийный мир, где вам можно всё: от хитрых союзов с врагами до секса с медведями (простите).

Это мир, где свобода игрока приближена к свободе воображения человека. Мир, где детали влияют на геймплей, за что BG3, бывает, сравнивают с «Зельдой». Мир, полный секретов и побочных квестов. Мир, который в очень редком случае скажет вам «нет» или «сюда не пройдёшь».

Исследовать «Врата Балдура» можно как в одиночку с внутриигровыми спутниками, так и в кооперативе с друзьями. Игра ведь становится только веселее, когда в один момент ты отвлекаешь NPC, а твой друг в это время тырит за его спиной всё, что не приколочено.

У авторки ’98mag таких компаньонов не нашлось, поэтому она отправилась в эпическое приключение в гордом одиночестве.

Создание персонажа

Первое, с чем мы сталкиваемся в игре, – выбор персонажа. Как и в случае с DnD, многообразие классов, подклассов и специализаций на старте пугает, но это и делает процесс прохождения неповторимым.

Персонажа мы создаём либо с нуля, либо берём одного из семи героев с предысторией. Каждый из них, даже если не будет вашим main character, может стать верным напарником.

Отдельное количество времени хочется потратить на кастомизацию. Персонажу можно настроить голос, внешность и особые детали вроде рогов у тифлинга. Гениталии тут тоже на выбор.

Я не стала заморачиваться и выбрала готовый квест эльфа-плута по имени Астарион. В его биографии справедливо будет упомянуть «манерный флиртун и шарлатан» – знаете, такой bad guy, но на самом деле с травмированной душой.

Из других доступных историй были:

  1. Лаэзель – воинственная (читай: агрессивная) гитьянка.
  2. Гейл – немного гений, немного өзінше человек-маг.
  3. Карлах – тифлинг и лучшая девочка Побережья Мечей a.k.a. любимица поклонников BG3.
  4. Шэдоухарт – загадочная и очень эмпатичная полуэльфийка-жрец.
  5. Уилл – самый благородный колдун на районе.

Отдельно стоит поговорить о Тёмном соблазне – это уникальный настраиваемый герой тоже с предысторией. Для него можно выбрать пол, расу и класс, как если бы вы создавали персонажа с чистого листа.

Но игра за Тёмный соблазн отличается от игры за любого другого героя. Это постоянная борьба за собственный рассудок, ведь вас будут преследовать порывы к насилию и убийствам. Если не брать Тёмный соблазн в качестве персонажа для прохождения, то он превратится в NPC и спутником вашим не станет.

Сюжет

Студия-разработчик Larian любит запускать историю в играх «по-робинзонкрузовски» – с кораблекрушения. Вот и сюжет Baldur’s Gate 3 начинается с того, что герои летят на воздушном корабле (наутилоиде) иллитидов – мерзкой расы антагонистов, напоминающих по виду мини-ктулху.

Ключевая способность иллитидов – контроль разума. Иллитиды внедряют в головы пленников свои личинки. Заразившись ими, персонаж и сам рискует превратиться в противного осьминога.

Корабль иллитидов сбивают их давние враги – рыцари гитьянки. Герои оказываются на земле и ищут способ избавиться от вживлённых в мозг головастиков. Личинка, помимо очевидно неприятного поедания мозга хозяина, даёт и способность к телепатии.

Поиски лекарства от паразитов ведут наших персонажей в город, в честь которого и названа игра – Baldur’s Gate. По дороге к нему случится ещё немало приключений, а самое главное – вы обретёте попутчиков из героев, перечисленных абзацами выше.

Для чего это нужно? Занимаясь личным квестом, параллельно вы узнаёте истории напарников, тем самым игра не даёт вам соскучиться и развивается сразу по нескольким сюжетным линиям.

Всего сюжет состоит из трёх актов, и закончиться всё может по-разному: зло можно как победить, так и стать им. Антагонисты в Baldur’s Gate 3 и их сложные мотивы, о которых не хочется спойлерить, вообще заслуживают отдельной награды для сценаристов игры.

Кстати, иногда до концовки и вовсе не доходишь, умерев раньше времени, к примеру, из-за излишней наглости по отношению к могущественной Богине. Любой выбор в BG3 имеет ощутимые последствия.

Геймплей: пошаговые сражения, дайс и (слишком) много секса

Будучи поклонницей другого детища студии Larian – Divinity OS, я легко освоила геймплей Baldur’s Gate 3. Смею сделать вывод, что в целом BG 3 – это мрачная, расширенная и похотливая версия Divinity Original Sin 2. Объясню почему.

Из знакомых «фишек» в геймплее третьей части «Балдура» вас ждут: внимание к деталям, отлично прописанные диалоги даже простых сплетников на площади, а также «чеховские ружья». Это означает, что в Baldur’s Gate 3 любому артефакту найдётся применение. Проблемы здесь порой решаются по логике реального мира. Дверь можно взломать либо взять и просто разрубить топором, что займёт дольше времени.

Характеристики героев тоже по-своему влияют на ход игры. Например, мой Астарион – воришка, соответственно ему ломать двери не придётся, он легко их может вскрыть. У Карлах прокачено телосложение, что в моём прохождении помогло ей однажды перепить соперника и избежать сложной драки.

Чтобы понравиться другим героям, тоже необходимо учитывать их личные качества. К примеру, Шэдоухарт ценит, когда вы творите добрые дела и помогаете окружающим. К слову, об отношениях в Baldur’s Gate 3.

В интернете релиз прославился во многом из-за обилия сексуальных сцен. Игра не стесняется показывать обнажённые гениталии, а переспать можно с кем угодно, в том числе с максимально неприятными иллитидами. Превращать прохождение игры в сюжет для Pornhub или нет – решение, конечно, за вами.

В начале мне нравилось, как поэтапно строятся романы с напарниками, а со временем их приставания стали бесить. Недавно глава Larian Свен Свинке признал баг, связанный с «похотливостью» спутников главного героя.

«Уровни одобрения были слишком низки, когда мы выпустили игру. Поэтому герои оказались такими похотливыми — мы так не задумывали», – сказал Свинке и отдельно отметил нескромное поведение Гейла.

Боёвка

Для кого-то пошаговая тактика в стиле XCOM – пережиток прошлого, атавизм. Но Larian любят такие сражения в своих проектах. Сначала ход делаете вы. Потом враг. Потом опять вы и так далее.

Мне подобная боёвка по душе. А что действительно раздражает – так это бросание кубиков каждые пару минут. Ударить врага? Бросайте кубики. Сбежать с места драки? Бросайте кубики. Использовать заклинание? Бросайте кубики.

Правила, разумеется, взяты из DnD, где дайс – важный элемент игры. В зависимости от результатов броска история может пойти по другому сценарию. И проигрыш, и выигрыш отнимают какую-то часть контента, что является хитрой мотивацией разработчика на повторное прохождение BG3.

С кубиками важны и модификаторы. Характеристики героя влияют на значение бросков. Чем больше прокачана Сила либо Ловкость, тем больший модификатор прибавляется к значению выпавшего дайса.

Сделано с любовью

Не буду лукавить, Baldur’s Gate 3 я ещё не прошла до финала, но бросать точно не собираюсь. После бессонных ночей, проведённых в игре, мне на ум приходит лишь один вывод:

Larian создали то, во что так сильно хотели сыграть сами.

Студия часто оказывалась на грани банкротства, но несмотря на финансовые трудности, многие их проекты по-прежнему создаются с большой душой. А BG3 – апогей любви разработчиков к играм.

Её не зря нарекают «эталоном RPG» или говорят, что «лучше уже не будет». Не потому, что никто больше не сможет создать такой мир (в «Балдуре» тоже есть промахи и баги), а потому, что вряд ли у кого-то хватит такого же стремления и терпения, какого хватило Larian Studios.

Baldur’s Gate 3 – это игра, сделанная для фанатов RPG, самими фанатами RPG. И она определённо может претендовать на звание релиза года.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя