Сюжет
События фильма начинаются в современном Нью-Йорке. Семья Сэндфорд, состоящая из родителей и двух детей-подростков, решает организовать себе спонтанный отдых на берегу океана, арендовав шикарный дом в близ расположенном лесу. Как заявляет мать семейства Аманда, она всего-лишь хочет «оставить мир позади». На полпути её желание приобретает вполне буквальную форму, когда у героев пропадает интернет и мобильная связь. Соответственно, родители не могут связаться с друзьями, сын Арчи не имеет доступа к соцсетям, а у ещё совсем юной девочки Роуз не грузится последний эпизод сериала «Друзья».
Потеряв доступ к внешнему миру, семья решает сконцентрироваться на долгожданном отдыхе. Так, зрителей в деталях знакомят с дорогостоящем особняком, показывая длинные коридоры здания и многочисленные лестничные пролёты. Тем не менее работа камеры и неуютное музыкальное сопровождение сразу наталкивает на мысли, что идиллия должна прерваться немыслимой зловещей силой. Так оно и случается, когда семья отправляется на пляж и встречает физическое воплощение грядущего апокалипсиса — сошедший с курса нефтяной танкер, направившийся прямиком на берег с туристами.
Чудом избежав смерти, Сэндфорды возвращаются в дом, где пытаются переварить произошедшее. Но тут их ждёт очередная проблема — неожиданный визит двух темнокожих незнакомцев, утверждающих, что они являются владельцами поместья. Несмотря на внешние распри, героям придётся ужиться друг с другом, чтобы избежать надвигающегося конца света.
Все страхи Америки
«Оставь мир позади» — это два с половиной часа непрерывного саспенса. Каждая сцена представляет собой целый набор страхов современного общества. Некоторые из них очевидны — отключение от сотовой связи, неизвестная болезнь или же крушение самолёта. Другие оказываются менее предсказуемыми, а оттого более шокирующими — свалка из машин Tesla, врезающихся друг в друга на автопилоте.
Естественно, все эти ужасы являются последствиями событий, произошедших в Америке и в мире за последние восемь лет. Тут и разговоры о дезинформации и кибератаках, отсылающих на президентские выборы 2016 года, и возможная ядерная атака со стороны Северной Кореи, и, конечно же, отголоски пандемии, выраженные в образе отдалённого от внешнего мира поместья. Всё это складывается в общий портрет страхов современного общества, где каждый сможет найти себе тревогу по душе.
Netflix нашёл свою нишу
При всех нетривиальных находках, при просмотре новой картины Сэма Исмаила у зрителя обязательно возникнет ощущение, что он это уже где-то видел. К примеру, сцена на пляже и последующее появление незнакомцев перед особняком тематически напоминают «Мы» Джордана Пила, а фокус на фобиях общества заставляет вспомнить первый акт «Все страхи Бо» Ари Астера. Такие параллели возникают на протяжении всей ленты, однако самая очевидная связь у «Оставь мир позади» прослеживается не с картинами других авторов, а с работами самого Netflix.
Уже на протяжении нескольких лет в канун Нового года стриминговая площадка выпускает тематически схожие фильмы о конце света. Тут можно вспомнить и фильм ужасов «Птичий короб» (2018), где на землю напали монстры, убивающие своим взглядом, и сатирическую картину «Не смотри наверх (2021), где метеорит должен был разрушить планету, и экзистенциальную ленту «Белый шум» (2022), где героям нужно было спастись от ядовитого облака. Все эти примеры хорошо работали для зрителей. Возможно, это связано с тем, что конец света перекликается у людей с окончанием года и началом нового цикла. Неспроста Netflix также выпускал специальное ежегодное мокьюментари-шоу «Смерть 2020 году» и Смерть 2021 году». Поэтому выход «Оставь мир позади» в декабре 2023 года можно прежде всего привязать к тенденции студии на создание апокалиптических картин. Что интересно, из года в год такой подход оправдывает себя, ведь почти все из перечисленных проектов стали хитами.
Постановка
«Оставь мир позади» выделяется заметным присутствием камеры. Буквально в каждом кадре нам показывают сложные хореографические пролёты и нетривиальные переходы из одной локации в другую. Отличительной чертой фильма можно назвать «взгляд Бога», когда персонажей снимают сверху с большой дистанции. Такой приём в первую очередь отсылает на множественные работы мастера саспенса Альфреда Хичкока. Особенно это заметно в сценах в особняке, напоминающих культовые эпизоды из «Психо» (1960). Помимо нагнетания неуютной атмосферы такой приём создаёт ощущение наблюдения сверху, что как нельзя кстати подходит для целей фильма.
Заслуженный апокалипсис?
С самого начала фильма зрителям дают понять, что Аманда Сэндфорд ненавидит людей, хотя её работа напрямую связана с коммуникацией. Именно она решает оставить мир позади и уехать в отпуск подальше от цивилизации. Через её персонажа нам нередко доносят идею, что приближающийся конец света — это логичное и заслуженное окончание человеческого вида. Да и финальный твист, объясняющий причины апокалипсиса, в очередной раз подтверждает, что люди виноваты в своих бедах.
Тем не менее, «Оставь меня позади» даёт зрителям надежду, что конец света ещё можно остановить. Фильм достигает такого эффекта через целый ряд персонажей. К примеру, уже упомянутая Аманда решает спасти малознакомую ей девушку от неминуемой смерти. Что интересно, данная сцена показана одновременно с эпизодом, где стереотипный реднек Дэнни планирует убить Клэя ради собственной безопасности, но в конце решает помочь мужчине. Вдобавок ко всему этому, фильм заканчивается на умиротворяющем моменте, где девочка Роуз наконец добирается до DVD проигрывателя в пустом незнакомом доме, чтобы посмотреть финальный эпизод «Друзей». Поэтому пока весь мир близится к завершению, наша героиня слышит знакомую песню I’ll be There for You. А, значит, у нас ещё есть надежда — может, не на спасение, но на своего рода счастье перед лицом смерти.
Вывод
«Оставь мир позади» — это изобретательный пугающий фильм, подходящий для просмотра в ожидании следующего года. Картина поможет зрителям вспомнить все те ужасы, с которыми они столкнулись в последнее время, и забыть их, оставив в 2023 году. Как бы контринтуитивно это не звучало, «Оставь мир позади», как и предыдущие работы Netflix о конце света — это пример новогоднего фильма XXI века, где нет места ёлкам и рождественским песням, зато полно рефлексии и страхов за завтрашний день.