ОТ NBA ДО КӨКПАРА: ЗАЧЕМ NETFLIX СПОРТИВНЫЙ КОНТЕНТ?

ОТ NBA ДО КӨКПАРА: ЗАЧЕМ NETFLIX СПОРТИВНЫЙ КОНТЕНТ?

В последние несколько лет Netflix активно стремится завоевать внимание спортивных фанатов из разных дисциплин. Снимаются документальные фильмы о баскетболе, футболе, профессиональных гонках, а иногда в поле зрения попадает даже көкпар. Что из спортивных фильмов Netflix можно посмотреть и почему активность главного мирового онлайн-кинотеатра увеличилась в этом направлении, рассказывает наш автор Данил Степанов.

ЭПОХА СЕРИАЛОВ

Сериалы давно стали главным потребляемым контентом: их смотрят, ждут, обсуждают, требуют продолжений в виде новых сезонов или полнометражных фильмов. Для таких компаний, как Netflix, сериалы стали основным продуктом — именно они позволяют удерживать аудиторию. Главная особенность сериалов, если речь идёт об онгоинг-проектах, — это постоянная возвращаемость зрителя. Чем больше вовлекает новый эпизод, тем больше вероятность, что подписчики вернутся за новым в конце следующей недели.

В этом смысле аудитория сериалов сильно похожа на спортивную, хотя и несколько менее стабильна. Любители спорта — одни из наиболее лояльных зрителей, потому что они возвращаются к почти идентичному контенту с завидной регулярностью. Такая аудитория не требует постоянного новшества, идей или бесконечного креатива. К тому же она значительно привязана к клубам или отдельным спортсменам, которых поддерживает. Поэтому фанаты спорта с высокой вероятностью будут отслеживать появление контента, связанного с их любимыми видами соревнований, командами или спортсменами.

КАК NETFLIX ЗАХОДИТ В СПОРТ

Хотя компания уже больше десяти лет периодически создаёт спортивный контент, основной прорыв в этом направлении случился с выходом фильма о Майкле Джордане — легенде Национальной баскетбольной лиги и, вероятно, лучшем баскетболисте в истории этого вида спорта. Он называется «Last Dance» и рассказывает о последнем сезоне Джордана в главной команде его карьеры — Chicago Bulls.

В сезоне 97/98 года Джордан привёл свою команду к чемпионству, забив поразительный мяч на последних секундах финального противостояния. С учётом среднего количества очков за игру на протяжении года, Майкл получил награду самого ценного игрока сезона. Драматическую историю выпустили в виде документального мини-сериала, который Netflix публиковал двумя эпизодами в неделю на протяжении месяца. Важно, что к созданию сериала привлекали значительную команду, состоящую из бывших и действующих игроков NBA, членов Зала славы, самого Джордана и, главное, сотрудников главного спортивного телеканала и медиа Соединённых Штатов — ESPN. Они знали, что интересует спортивную аудиторию и понимали, о чём надо рассказывать и как именно это сделать. Красивая обёртка и насыщенное содержание вместе дали взрывной продукт, собравший отличные оценки и среди зрителей, и среди критиков, и среди самих спортсменов.

Это не первый раз, когда Netflix взаимодействует с организациями, основным видом деятельности которых является освещение спорта. В 2019 году компания начала работать с F1 — мировым гигантом автогоночного спорта. Вместе они выпустили сериал «Drive to Survive», который создавали ради привлечения американской аудитории к просмотру Формулы-1. Это довольно интересный проект, потому что он совмещает в себе и сериал, и реалити-шоу. Вышло уже шесть сезонов, которые компании снимают на протяжении всего соревновательного периода, а затем выпускают в феврале-марте следующего года.

В октябре вышла ещё одна важная документальная работа об NBA — сериал «Starting 5», явно возникший из вдохновения от реалити-сериала про Формулу-1. В нём поучаствовали ЛеБрон Джеймс, Тейтум, Батлер и Эдвардс — главные звёзды современной баскетбольной лиги Америки. Однако в этом случае Netflix не привлекает внимание к спорту, а впитывает его популярность для увеличения просмотров — в сезоне 23/24, который зафиксирован в шоу, NBA побила исторический максимум посещаемости матчей.

Главное, что нужно понять — Netflix чаще создаёт такие проекты не автономно, он задействует профильные организации, обладающие соответствующей экспертизой. Зачастую привлекаются сами спортсмены или даже целые спортивные лиги, с которыми Netflix сосуществует в приятном симбиозе — и сама компания, и её партнёры увеличивают за счёт шоу итоговые просмотры и посещаемость.

ЗВЁЗДЫ И НОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

На производстве фильмов и сериалов, особенно документальных, сказалось и повышение внимания американской аудитории к наиболее популярному спорту в мире — футболу. На протяжении двадцать первого века MLS (американская футбольная лига) пытается найти способы привлечения зрителей. В отличие от Европы, где футбол — это большая традиция, а поддержка клуба может передаваться в семье из поколения в поколение, для американцев обычный футбол — некоторое новшество. Клубы из американской лиги стали покупать игроков мирового масштаба. Из недавних примеров наиболее значительными являются Лионель Месси и Луис Суарес — две суперзвезды «Барселоны», уехавшие на предпенсионные заработки в США. Для них этот регион близок ещё и потому что сами они являются выходцами из Южной Америки.  Это удобная и относительно понятная среда.

Netflix тоже не остался в стороне. В 2023 году он выпустил документальный фильм о Дэвиде Бекхэме, названный фамилией игрока. Дэвид — совладелец футбольного клуба «Интер Майами», где сейчас играют Месси и Суарес, а в сезоне 2022/2023 главную футбольную награду, «Золотой мяч», получил как раз аргентинский гений дриблинга Месси — впервые в истории не только клуба, но и американской лиги. Это стало привлекать внимание американцев к собственной футбольной лиге. Netflix сыграл не последнюю роль в хайпе вокруг «Интер Майами», потому что выход документального фильма случился за несколько недель до официальной церемонии вручения «Золотого мяча».

Американцы любят шоу: во время матчей MLS происходит намного больше, чем просто футбол. Салюты, музыка, выступления известных артистов — от стадиона в США можно ждать всё, что угодно. В этом смысле Netflix чётко попадает в волну: он создаёт сопровождение к футбольному сезону в виде интересного контента, такого, как документальный фильм о Бекхэме.

СОБСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ

На волне интереса к разнообразной культуре Netflix стал создавать контент за пределами США, в том числе и спортивный. Внимание, в частности, привлекают два проекта последних лет — это документальный сериал «Home Game» и художественный сериал «Ultras».

Первый посвятили разным традиционным соревновательным играм народов всего мира. Примечательно, что в выборку попал даже көкпар, правда, Netflix рассказывает о нём на примере Кыргызстана, где его называют кок-бору и играют несколько отличным от Казахстана образом. Тем не менее, само внимание к чему-то настолько оригинальному и специфичному для Центральной Азии привлекает внимание зрителя из-за необычности. Кстати, у эпизода о кок-бору топ-2 оценка среди всех серий.

Второй рассказывает о проблемах футбольных фанатов в Италии. Эта попытка притянуть новую аудиторию выглядит особенно интересной на фоне того, что контента о футбольных фанатах существует огромное множество, но редко какой оказывается удачным. Например, в фанатской среде есть консенсус о том, что ничего лучше «Хулиганов» (тех самых, где Элайджа Вуд кричит неприличными словами в адрес друзей африканского происхождения) уже никогда не будет снято. И всё же Netflix попытался, причём сделал это, сконцентрировавшись не столько на среде и атмосфере, сколько на человеческой составляющей футбольных фанатов. Получилось интересно и необычно, хотя и не нашло соответствующего отклика среди целевой аудитории.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

У нас уже есть документальные сериалы о баскетболе и других командных видах спорта, теперь к ним добавились реалити-сериалы о той же NBA и F-1. Ежегодно компания выпускает одну-три работы об известных личностях из мира спорта, таких как Джордан или Бэкхем. С высокой вероятностью производство контента, связанного со спортом, будет увеличиваться — пока это преимущественно документалистика, но вполне возможно, что мы увидими и взлёт художественных произведений на спортивную тематику.

Сейчас Netflix завоёвывает новые рынки, подписывая контракты на спортивные трансляции — пока, увы, не самых лучших лиг и не самых популярных видов спорта. Однако со временем это будет меняться, и стриминговый сервис будет почти вынужден производить как можно больше контента на спортивную тематику, привлекая новую целевую аудиторию не только в уик-энд, когда происходит большинство спорт-ивентов, но и на протяжении всей остальной недели.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски