В последние несколько лет Netflix активно стремится завоевать внимание спортивных фанатов из разных дисциплин. Снимаются документальные фильмы о баскетболе, футболе, профессиональных гонках, а иногда в поле зрения попадает даже көкпар. Что из спортивных фильмов Netflix можно посмотреть и почему активность главного мирового онлайн-кинотеатра увеличилась в этом направлении, рассказывает наш автор Данил Степанов.
ЭПОХА СЕРИАЛОВ
Сериалы давно стали главным потребляемым контентом: их смотрят, ждут, обсуждают, требуют продолжений в виде новых сезонов или полнометражных фильмов. Для таких компаний, как Netflix, сериалы стали основным продуктом — именно они позволяют удерживать аудиторию. Главная особенность сериалов, если речь идёт об онгоинг-проектах, — это постоянная возвращаемость зрителя. Чем больше вовлекает новый эпизод, тем больше вероятность, что подписчики вернутся за новым в конце следующей недели.
В этом смысле аудитория сериалов сильно похожа на спортивную, хотя и несколько менее стабильна. Любители спорта — одни из наиболее лояльных зрителей, потому что они возвращаются к почти идентичному контенту с завидной регулярностью. Такая аудитория не требует постоянного новшества, идей или бесконечного креатива. К тому же она значительно привязана к клубам или отдельным спортсменам, которых поддерживает. Поэтому фанаты спорта с высокой вероятностью будут отслеживать появление контента, связанного с их любимыми видами соревнований, командами или спортсменами.
КАК NETFLIX ЗАХОДИТ В СПОРТ
Хотя компания уже больше десяти лет периодически создаёт спортивный контент, основной прорыв в этом направлении случился с выходом фильма о Майкле Джордане — легенде Национальной баскетбольной лиги и, вероятно, лучшем баскетболисте в истории этого вида спорта. Он называется «Last Dance» и рассказывает о последнем сезоне Джордана в главной команде его карьеры — Chicago Bulls.
В сезоне 97/98 года Джордан привёл свою команду к чемпионству, забив поразительный мяч на последних секундах финального противостояния. С учётом среднего количества очков за игру на протяжении года, Майкл получил награду самого ценного игрока сезона. Драматическую историю выпустили в виде документального мини-сериала, который Netflix публиковал двумя эпизодами в неделю на протяжении месяца. Важно, что к созданию сериала привлекали значительную команду, состоящую из бывших и действующих игроков NBA, членов Зала славы, самого Джордана и, главное, сотрудников главного спортивного телеканала и медиа Соединённых Штатов — ESPN. Они знали, что интересует спортивную аудиторию и понимали, о чём надо рассказывать и как именно это сделать. Красивая обёртка и насыщенное содержание вместе дали взрывной продукт, собравший отличные оценки и среди зрителей, и среди критиков, и среди самих спортсменов.
Это не первый раз, когда Netflix взаимодействует с организациями, основным видом деятельности которых является освещение спорта. В 2019 году компания начала работать с F1 — мировым гигантом автогоночного спорта. Вместе они выпустили сериал «Drive to Survive», который создавали ради привлечения американской аудитории к просмотру Формулы-1. Это довольно интересный проект, потому что он совмещает в себе и сериал, и реалити-шоу. Вышло уже шесть сезонов, которые компании снимают на протяжении всего соревновательного периода, а затем выпускают в феврале-марте следующего года.
В октябре вышла ещё одна важная документальная работа об NBA — сериал «Starting 5», явно возникший из вдохновения от реалити-сериала про Формулу-1. В нём поучаствовали ЛеБрон Джеймс, Тейтум, Батлер и Эдвардс — главные звёзды современной баскетбольной лиги Америки. Однако в этом случае Netflix не привлекает внимание к спорту, а впитывает его популярность для увеличения просмотров — в сезоне 23/24, который зафиксирован в шоу, NBA побила исторический максимум посещаемости матчей.
Главное, что нужно понять — Netflix чаще создаёт такие проекты не автономно, он задействует профильные организации, обладающие соответствующей экспертизой. Зачастую привлекаются сами спортсмены или даже целые спортивные лиги, с которыми Netflix сосуществует в приятном симбиозе — и сама компания, и её партнёры увеличивают за счёт шоу итоговые просмотры и посещаемость.
ЗВЁЗДЫ И НОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА
На производстве фильмов и сериалов, особенно документальных, сказалось и повышение внимания американской аудитории к наиболее популярному спорту в мире — футболу. На протяжении двадцать первого века MLS (американская футбольная лига) пытается найти способы привлечения зрителей. В отличие от Европы, где футбол — это большая традиция, а поддержка клуба может передаваться в семье из поколения в поколение, для американцев обычный футбол — некоторое новшество. Клубы из американской лиги стали покупать игроков мирового масштаба. Из недавних примеров наиболее значительными являются Лионель Месси и Луис Суарес — две суперзвезды «Барселоны», уехавшие на предпенсионные заработки в США. Для них этот регион близок ещё и потому что сами они являются выходцами из Южной Америки. Это удобная и относительно понятная среда.
Netflix тоже не остался в стороне. В 2023 году он выпустил документальный фильм о Дэвиде Бекхэме, названный фамилией игрока. Дэвид — совладелец футбольного клуба «Интер Майами», где сейчас играют Месси и Суарес, а в сезоне 2022/2023 главную футбольную награду, «Золотой мяч», получил как раз аргентинский гений дриблинга Месси — впервые в истории не только клуба, но и американской лиги. Это стало привлекать внимание американцев к собственной футбольной лиге. Netflix сыграл не последнюю роль в хайпе вокруг «Интер Майами», потому что выход документального фильма случился за несколько недель до официальной церемонии вручения «Золотого мяча».
Американцы любят шоу: во время матчей MLS происходит намного больше, чем просто футбол. Салюты, музыка, выступления известных артистов — от стадиона в США можно ждать всё, что угодно. В этом смысле Netflix чётко попадает в волну: он создаёт сопровождение к футбольному сезону в виде интересного контента, такого, как документальный фильм о Бекхэме.
СОБСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ
На волне интереса к разнообразной культуре Netflix стал создавать контент за пределами США, в том числе и спортивный. Внимание, в частности, привлекают два проекта последних лет — это документальный сериал «Home Game» и художественный сериал «Ultras».
Первый посвятили разным традиционным соревновательным играм народов всего мира. Примечательно, что в выборку попал даже көкпар, правда, Netflix рассказывает о нём на примере Кыргызстана, где его называют кок-бору и играют несколько отличным от Казахстана образом. Тем не менее, само внимание к чему-то настолько оригинальному и специфичному для Центральной Азии привлекает внимание зрителя из-за необычности. Кстати, у эпизода о кок-бору топ-2 оценка среди всех серий.
Второй рассказывает о проблемах футбольных фанатов в Италии. Эта попытка притянуть новую аудиторию выглядит особенно интересной на фоне того, что контента о футбольных фанатах существует огромное множество, но редко какой оказывается удачным. Например, в фанатской среде есть консенсус о том, что ничего лучше «Хулиганов» (тех самых, где Элайджа Вуд кричит неприличными словами в адрес друзей африканского происхождения) уже никогда не будет снято. И всё же Netflix попытался, причём сделал это, сконцентрировавшись не столько на среде и атмосфере, сколько на человеческой составляющей футбольных фанатов. Получилось интересно и необычно, хотя и не нашло соответствующего отклика среди целевой аудитории.
ЧЕГО ЖДАТЬ?
У нас уже есть документальные сериалы о баскетболе и других командных видах спорта, теперь к ним добавились реалити-сериалы о той же NBA и F-1. Ежегодно компания выпускает одну-три работы об известных личностях из мира спорта, таких как Джордан или Бэкхем. С высокой вероятностью производство контента, связанного со спортом, будет увеличиваться — пока это преимущественно документалистика, но вполне возможно, что мы увидими и взлёт художественных произведений на спортивную тематику.
Сейчас Netflix завоёвывает новые рынки, подписывая контракты на спортивные трансляции — пока, увы, не самых лучших лиг и не самых популярных видов спорта. Однако со временем это будет меняться, и стриминговый сервис будет почти вынужден производить как можно больше контента на спортивную тематику, привлекая новую целевую аудиторию не только в уик-энд, когда происходит большинство спорт-ивентов, но и на протяжении всей остальной недели.