«Пейіш» Руслана Акуна — трогательное кино о религии и семье

На казахстанских экранах стартовала новая лента кыргызского режиссёра Руслана Акуна «Пейіш. Жұмақ ананың табанының астында». Простая и трогательная картина мгновенно полюбилась публике, став одним из главных хитов национального проката. 

Обо всех достоинствах «Пейіш» и необычной способности Акуна создавать увлекательное зрительское кино рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

Картина рассказывает историю путешествия 35-летнего Адиля, чьё умственное развитие остановилось на уровне 8-летнего ребёнка, и его 75-летней матери Райхан в Мекку. В начале фильма зрителям показывают будни семьи в маленьком кыргызском ауле. Пока Адиль проводит свободное время с друзьями, Райхан беспокоится о его будущем. Она постоянно говорит сыну, что тому суждено попасть в Рай, в то время как сама женщина не верит, что достойна там оказаться. Желая помочь матери, Адиль заражается идеей отвести свою маму в Мекку, чтобы та смогла очистить свои грехи и разделить место с сыном в Рае. 

Естественно, против такой затеи оказываются и жители аула, и сама Райхан. Она находит различные причины почему им не следует покидать деревню, но Адиль каждый раз с лёгкостью решает поставленные проблемы: то он найдёт сумку для продуктов, то одолжит тачку у соседа, то продаст одного барана за двести тысяч кыргызских сом (примерно миллион тенге), чтобы найти деньги на дорогу. В итоге, Райхан соглашается и они начинают свой пеший путь от Кыргызстана до Саудовской Аравии. Во время путешествия им предстоит пересечь Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Турцию и даже Сирию. В пути герои столкнутся как с неимоверными трудностями, включая наркоторговцев и террористов, так и с добрейшими людьми, готовыми помочь матери и сыну.

 

Религия и универсальность

Конечно же, вся лента Руслана Акуна пропитана религиозными идеями. С первых кадров зрителям показывают сцены молитв, а на протяжении фильма герои остаются в живых только благодаря невероятной силе веры. Да и главное, что объединяет все страны, которые посещают Адиль и Райхан — это их доминирующая форма вероисповедания. Поэтому выход такой картины во время месяца Рамадана кажется более чем логичным решением. 

Тем не менее, «Пейіш» придётся по вкусу аудитории, не ассоциирующей себя ни с исламом, ни с религиями в целом. Связано это с тем, что Акун рассказывает универсальную историю преодоления. Публика видит то, насколько сильно Адиль болен идеей помочь своей матери. Точно так же зрители наблюдают, как мир вокруг Адиля склоняется перед его стойкостью и целенаправленностью, позволяя пройти, казалось бы, непреодолимый путь. 

Вместе с этим мы видим, как парень заботится о своей матери, а та отвечает такой же безусловной любовью к сыну. Райхан уже не может самостоятельно передвигаться, но Адиль делает всё, чтобы облегчить её путь до Мекки. Райхан же, в свою очередь, не относится к Адилю как к неполноценному ребёнку. Напротив, она верит в его способность дойти до Мекки. Такие идеи, фокусирующийся вокруг преодоления, помощи нуждающимся и любви к близким – вполне универсальны для людей любой национальности и вероисповедания. 

О чём снимает Руслан Акун

«Пейіш» логично вписывается в фильмографию Руслана Акуна, который часто снимает картины о путешествиях жителей Центральной Азии в разные части света. Тут можно вспомнить и его дебютный «Салам, New York», и трогательную работу «В поисках мамы». В обоих случаях герои направлялись в США в попытках найти семью и, в каком-то смысле, лучшую жизнь. 

Тем не менее, самым близким по духу к «Пейіш» следует назвать «Сәлем, Европа!», вышедший в Кыргызстане в 2023 году. Там Акун рассказывал историю о путешествии пожилой пары на выпускной к своему внуку в Италию. Тогда героям пришлось проехать через всю Европу автостопом, попутно познакомившись с добрыми и отзывчивыми иностранцами. Нечто схожее происходит и в «Пейіш», где Адиль и Райхан знакомятся с культурами разных стран. В этом смысле режиссёр рифмует свои фильмы, исследуя менталитет и Европы, и Азии, показывая, что добрые и злые люди есть в любой стране и в любой религии. 

Однако в «Сәлем, Европа!» Акуну по ощущениям не хватило средств, чтобы всецело воплотить свои задумки на экране. Такой проблемы нет в «Пейіш», отчего каждый трогательный момент бьёт по зрителю в разы сильнее, доводя аудиторию до слёз под конец картины.

 

Простота 

Руслан Акун из раза в раз показывает зрителю понятные и наивные истории. Завязки его фильмов вполне схематичны, а финал каждой ленты можно предугадать буквально после первых минут просмотра. Однако красота этих картин как раз заключается в этой простоте. Режиссёр не обманывает публику, подсовывая одни морали под соусом других или же пытаясь запутать аудиторию в куче непонятных подтекстов. Напротив, постановщик честно говорит, что нас ожидает милая и приятная история. Именно её мы и получаем. Поэтому у публики остаётся чувство удовлетворения от каждой новой работы Акуна.

Несмотря на всю простоту истории режиссёр умудряется наполнить «Пейіш» всевозможными цепляющими сценами и запоминающимися деталями. Именно из-за них его персонажи ощущаются живыми и удерживают зрителя у экрана, несмотря на предсказуемость сюжета. Тут отдельно хочется выделить весь отрезок в Сирии, где за жизнь Адиля и Райхан действительно становится страшно. Когда они всё-таки преодолевают страну, охваченную войной, публика наконец может выдохнуть. 

Манипулятивность

В своих работах Акун часто и очевидно манипулирует эмоциями зрителя. Это, конечно, не огромная проблема в контексте массового зрительского кино, но упомянуть её всё же стоит. К примеру, в течение фильма режиссёр ни раз пытается форсированно напугать аудиторию, показывая, как герои якобы оказываются на грани смерти. Иногда такие трюки являются оправданными, как в уже вышеупомянутом эпизоде в Сирии. Но иногда мы наблюдаем за дешёвыми и не очень эффективными приёмами, такими как нападение шакалов на трассе в Казахстане и сцену в морге в Азербайджане. При этом на такие моменты хочется закрыть глаза, сфокусировавшись на позитивных элементах фильма, число которых значительно перевешивает какие-либо недочёты.

Актёрская игра

Главные роли в фильме исполнили Эмиль Эсеналиев и Анаркул Назаркулова. Оба актёра великолепно справились со своими ролями, позволив публике поверить в аутентичность своих героев. Наивный и вечно бегающий взгляд Эмиля, не сходящий с экрана ни на секунду, отпечатывается в памяти зрителя, драматическая игра Анаркул доводит аудиторию до слёз,а химия между исполнителями заставляет думать, что перед нами настоящие мать и сын. Поэтому «Пейіш» — это тот редкий случай, когда невозможно выделить одного актёра. Вместо этого хочется хвалить обоих за блистательную работу.

Вывод

«Пейіш» — это практически идеальное зрительское кино. В нём есть место и нетривиальному юмору, и слезливой драме. Акун одновременно умудряется говорить о религии и показывать на экране универсальную историю. Более того, он отлично зарифмовывает эту работу со своим предыдущим проектом «Сәлем, Европа!». 

Его лента во многом похожа на героя — Адиля, ведь она тоже наивная и простая, но вместе с этим интересная своими деталями. И точно так же как Адиль умудряется влюбить в себя случайных встречных от Узбекистана до Сирии, «Пейіш» с лёгкостью влюбляет в себя зрителей, пришедших в кино.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски