Сюжет
Картина рассказывает историю путешествия 35-летнего Адиля, чьё умственное развитие остановилось на уровне 8-летнего ребёнка, и его 75-летней матери Райхан в Мекку. В начале фильма зрителям показывают будни семьи в маленьком кыргызском ауле. Пока Адиль проводит свободное время с друзьями, Райхан беспокоится о его будущем. Она постоянно говорит сыну, что тому суждено попасть в Рай, в то время как сама женщина не верит, что достойна там оказаться. Желая помочь матери, Адиль заражается идеей отвести свою маму в Мекку, чтобы та смогла очистить свои грехи и разделить место с сыном в Рае.
Естественно, против такой затеи оказываются и жители аула, и сама Райхан. Она находит различные причины почему им не следует покидать деревню, но Адиль каждый раз с лёгкостью решает поставленные проблемы: то он найдёт сумку для продуктов, то одолжит тачку у соседа, то продаст одного барана за двести тысяч кыргызских сом (примерно миллион тенге), чтобы найти деньги на дорогу. В итоге, Райхан соглашается и они начинают свой пеший путь от Кыргызстана до Саудовской Аравии. Во время путешествия им предстоит пересечь Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Турцию и даже Сирию. В пути герои столкнутся как с неимоверными трудностями, включая наркоторговцев и террористов, так и с добрейшими людьми, готовыми помочь матери и сыну.
Религия и универсальность
Конечно же, вся лента Руслана Акуна пропитана религиозными идеями. С первых кадров зрителям показывают сцены молитв, а на протяжении фильма герои остаются в живых только благодаря невероятной силе веры. Да и главное, что объединяет все страны, которые посещают Адиль и Райхан — это их доминирующая форма вероисповедания. Поэтому выход такой картины во время месяца Рамадана кажется более чем логичным решением.
Тем не менее, «Пейіш» придётся по вкусу аудитории, не ассоциирующей себя ни с исламом, ни с религиями в целом. Связано это с тем, что Акун рассказывает универсальную историю преодоления. Публика видит то, насколько сильно Адиль болен идеей помочь своей матери. Точно так же зрители наблюдают, как мир вокруг Адиля склоняется перед его стойкостью и целенаправленностью, позволяя пройти, казалось бы, непреодолимый путь.
Вместе с этим мы видим, как парень заботится о своей матери, а та отвечает такой же безусловной любовью к сыну. Райхан уже не может самостоятельно передвигаться, но Адиль делает всё, чтобы облегчить её путь до Мекки. Райхан же, в свою очередь, не относится к Адилю как к неполноценному ребёнку. Напротив, она верит в его способность дойти до Мекки. Такие идеи, фокусирующийся вокруг преодоления, помощи нуждающимся и любви к близким – вполне универсальны для людей любой национальности и вероисповедания.
О чём снимает Руслан Акун
«Пейіш» логично вписывается в фильмографию Руслана Акуна, который часто снимает картины о путешествиях жителей Центральной Азии в разные части света. Тут можно вспомнить и его дебютный «Салам, New York», и трогательную работу «В поисках мамы». В обоих случаях герои направлялись в США в попытках найти семью и, в каком-то смысле, лучшую жизнь.
Тем не менее, самым близким по духу к «Пейіш» следует назвать «Сәлем, Европа!», вышедший в Кыргызстане в 2023 году. Там Акун рассказывал историю о путешествии пожилой пары на выпускной к своему внуку в Италию. Тогда героям пришлось проехать через всю Европу автостопом, попутно познакомившись с добрыми и отзывчивыми иностранцами. Нечто схожее происходит и в «Пейіш», где Адиль и Райхан знакомятся с культурами разных стран. В этом смысле режиссёр рифмует свои фильмы, исследуя менталитет и Европы, и Азии, показывая, что добрые и злые люди есть в любой стране и в любой религии.
Однако в «Сәлем, Европа!» Акуну по ощущениям не хватило средств, чтобы всецело воплотить свои задумки на экране. Такой проблемы нет в «Пейіш», отчего каждый трогательный момент бьёт по зрителю в разы сильнее, доводя аудиторию до слёз под конец картины.
Простота
Руслан Акун из раза в раз показывает зрителю понятные и наивные истории. Завязки его фильмов вполне схематичны, а финал каждой ленты можно предугадать буквально после первых минут просмотра. Однако красота этих картин как раз заключается в этой простоте. Режиссёр не обманывает публику, подсовывая одни морали под соусом других или же пытаясь запутать аудиторию в куче непонятных подтекстов. Напротив, постановщик честно говорит, что нас ожидает милая и приятная история. Именно её мы и получаем. Поэтому у публики остаётся чувство удовлетворения от каждой новой работы Акуна.
Несмотря на всю простоту истории режиссёр умудряется наполнить «Пейіш» всевозможными цепляющими сценами и запоминающимися деталями. Именно из-за них его персонажи ощущаются живыми и удерживают зрителя у экрана, несмотря на предсказуемость сюжета. Тут отдельно хочется выделить весь отрезок в Сирии, где за жизнь Адиля и Райхан действительно становится страшно. Когда они всё-таки преодолевают страну, охваченную войной, публика наконец может выдохнуть.
Манипулятивность
В своих работах Акун часто и очевидно манипулирует эмоциями зрителя. Это, конечно, не огромная проблема в контексте массового зрительского кино, но упомянуть её всё же стоит. К примеру, в течение фильма режиссёр ни раз пытается форсированно напугать аудиторию, показывая, как герои якобы оказываются на грани смерти. Иногда такие трюки являются оправданными, как в уже вышеупомянутом эпизоде в Сирии. Но иногда мы наблюдаем за дешёвыми и не очень эффективными приёмами, такими как нападение шакалов на трассе в Казахстане и сцену в морге в Азербайджане. При этом на такие моменты хочется закрыть глаза, сфокусировавшись на позитивных элементах фильма, число которых значительно перевешивает какие-либо недочёты.
Актёрская игра
Главные роли в фильме исполнили Эмиль Эсеналиев и Анаркул Назаркулова. Оба актёра великолепно справились со своими ролями, позволив публике поверить в аутентичность своих героев. Наивный и вечно бегающий взгляд Эмиля, не сходящий с экрана ни на секунду, отпечатывается в памяти зрителя, драматическая игра Анаркул доводит аудиторию до слёз,а химия между исполнителями заставляет думать, что перед нами настоящие мать и сын. Поэтому «Пейіш» — это тот редкий случай, когда невозможно выделить одного актёра. Вместо этого хочется хвалить обоих за блистательную работу.
Вывод
«Пейіш» — это практически идеальное зрительское кино. В нём есть место и нетривиальному юмору, и слезливой драме. Акун одновременно умудряется говорить о религии и показывать на экране универсальную историю. Более того, он отлично зарифмовывает эту работу со своим предыдущим проектом «Сәлем, Европа!».
Его лента во многом похожа на героя — Адиля, ведь она тоже наивная и простая, но вместе с этим интересная своими деталями. И точно так же как Адиль умудряется влюбить в себя случайных встречных от Узбекистана до Сирии, «Пейіш» с лёгкостью влюбляет в себя зрителей, пришедших в кино.