Сюжет
Английская семья Миллеров ничем не отличается от обычных и знакомых всем соседей — отец, мама, старшая сестра и младший брат. Мнимое спокойствие развеивается одним утром, когда их дверь выламывает отряд спецназа, а их тринадцатилетнему сыну Джеймсу предъявляют обвинение в жестоком убийстве его одноклассницы. Никто не понимает, что произошло, а напуганный ребёнок наотрез отказывается признавать свою вину. В первые 10 минут сериала все члены семьи проходят через мучительную и унизительную процедуру допросов, но самым сложным так и остаются неотвеченные вопросы — всегда ли всё было хорошо? Что привело к обвинениям такого тяжёлого характера? Джеймс же не мог этого сделать?
На протяжении четырёх часовых серий режиссёр и шоураннер проекта Фил Барантини заглянет за искусственные декорации обычного английского пригорода и рассмотрит конфликт поколений под микроскопом. Интересно здесь то, что каждая серия отводится определённым обстоятельствам и разбирает ситуацию с разных точек зрения: в первом эпизоде мы окажемся в отделении полиции, во втором — в школе с одноклассниками мальчика и их учителями, в третьем — с психологом, а четвёртая и финальная серия посвящена семье главного героя. Помимо любопытной формы и важной проблематики, главной продающей темой сериала становится его техническая особенность — каждый часовой эпизод снят одним бесшовным кадром. Да, без склеек и передышек.
Дубль в 60 минут
Все действия в каждой серии — это одна тщательно отрепетированная постановка, в которой каждая секунда играет свою роль. Порой даже не верится, как операторам удалось провернуть тот или иной пролёт камеры. Иногда техника прикрепляется к дрону, иногда к машине, а чаще всего она плавно следует от героя к герою, не прерывая повествование. Это действительно выдающаяся операторская работа, которую со временем точно будут изучать на профильных курсах.
Это не первая работа Барантини в таком стиле. Его полнометражный дебют «Точка кипения» был снят одним кадром в 90 минут и рассказывал об одном напряжённом вечере из жизни шеф-повара Энди. Этот ресторанный триллер родился из авторской короткометражки режиссёра и, по всей видимости, только подкрепил его интерес к историям, снятым одним дублем. Тогда же он поработал с актёром Стивеном Грэмом, который сыграл в сериале одну из самых драматичных ролей — отца семейства.
Мужское воспитание и неоправданные ожидания
В мини-сериале поднимается много тем, главными из которых становятся: конвенционально мужское воспитание, токсичная маскулинность и поколенческие патриархальные травмы. На примере нескольких семей мы посмотрим на то, как закостенелые установки и неуверенность родителей сказываются на характерах детей. Нам наглядно показывают, что в современном контексте младшему поколению недостаточно родительского примера — огромную роль в их воспитании играют социальные сети, ровесники, а также неуверенность в себе. Кто-то считает, что ключ к счастливому будущему своего ребёнка строится на спокойной атмосфере дома и полном принятии его увлечений. Как бы не так! «Переходный возраст» с особой реалистичностью и трезвым подходом развенчивает эти мифы, уделяя внимание более тихим и незаметным вещам. Например, как вымышленные персонажи и несуществующие идеалы могут сломать детскую жизнь или стать поворотной точкой в формировании характера ребёнка.
Отдельного внимания заслуживает отец главного героя. Барантини с особой точностью раскладывает портрет уязвимого и несчастного человека, который по собственному незнанию продолжает проращивать свою поколенческую травму. Он уверен, что проблемы и тяготы жизни наших предков должны остановиться, вот только обрубить эту ядовитую связь сложнее, чем кажется. Настоящий ужас состоит в том, что зачастую недостаточно одного желания. Жестокость, токсичность и злость передаются воздушно-капельным без приглашения.
Актёры
Одной сильной идеи и необычной съёмки недостаточно, чтобы сделать выдающийся разговорный проект (действие одной из серий, например, почти полностью происходит в одной комнате). Здесь вступают актёры, которые, аналогично камере, удерживают внимание зрителей и удивляют своими способностями. Юный актёр-дебютант Оуэн Купер, без сомнения, выделяется на фоне остальных. Он сыграл главного героя и сделал это так, что моментально закрепил за собой звание таланта, подающего большие надежды. Это тонкая игра на полутонах с огромным количеством деталей и выразительным языком тела. Чего только стоит третий эпизод, где парень наиграл на все награды будущего сезона.
Аналогично, его экранный отец Стивен Грэм. В его таланте никто не сомневался, но в этом сериале нам показали совершенно бесповоротный и тяжёлый перформанс. Практически в каждое своё экранное появление актёр меняет лицо, переключает эмоции и ни на секунду не сбавляет обороты. Такие откровенные и честные работы появляются на современных стримингах не так часто.
Итог
«Переходный возраст» — несомненно, точный проект, определяющий наше время. Создатели сериала постарались ответить на все современные запросы запутанных родителей и потерявшихся детей. В нём много неприятных и отталкивающих сцен, через которые нужно пробираться, но это определённо делает проект только крепче.
Напряжённая и эмоциональная драма, оставляющая после себя горькое послевкусие. С дилеммами серых моральных зон, повсеместным давлением и отсутствием свежего воздуха. И как бы ни было страшно, такое нужно пропускать через себя. Чтобы оставлять всю боль на экране и не давать ей проникать в реальную жизнь.