Сюжет
События фильма крутятся вокруг сошедшего с ума клоуна Питера, который похищает маленьких мальчиков и отправляет их в «Нетландию», где им уже не суждено будет повзрослеть. Одной из жертв мужчины становится 10-летний аутсайдер Майкл. Чтобы вернуть ребёнка домой, его старшая сестра Венди начинает собственное расследование.
Переосмысление оригинала
«Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» берёт известную всем историю о мальчике, который не хотел взрослеть, и выворачивает наизнанку. Фильм уродует знакомые образы, превращая «волшебную пыльцу» в сленговое слово для обозначения наркотиков, а Нетландию в аллюзию на загробную жизнь. Фея Динь-Динь здесь — транс персона, которую годами газлайтит Питер, а Капитан Крюк — изуродованная жертва сумасшедшего клоуна, которому тот пришил крюк вместо руки и запер в подвале. Все эти элементы в совокупности создают поистине ужасную картину, не столько пугающую традиционными жанровыми приёмами, сколько отталкивающую своим извращённым прочтением.
Стоит отметить, что Скотт Чемберс не останавливается на визуальных образах, а умудряется вплести тяжёлую взрослую историю в сказочный сюжет. Как и в оригинале, конфликт между Венди и Питером строится вокруг темы взросления. Только если в книге девочка понимала, что держаться за детство не стоит, благодаря приключениям с пропавшими мальчишками Нетландии, то здесь это происходит после столкновения с перверсивным великовозрастным мужчиной, который до сих пор расхаживает в выцветшем детском зелёном костюме. Даже внутренний конфликт Венди в начале фильма строится на выборе: уехать жить в Лондон к своему парню или остаться с семьёй. Это и есть современное прочтение выбора между взрослением и жизнью вечного ребёнка. Однако сценарий не доводит заявленную линию до логического финала, обрывая всё на клиф-хэнгере для возможного сиквела.
Слабый сюжет и приятная ностальгия
Помимо незавершённой линии Венди, «Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» страдает от целого ряда сценарных проблем. История выглядит вторично, да и множеству похожих хорроров о пропавших детях работа Скотта Чемберса будет проигрывать практически по всем параметрам. Тут и предсказуемая основная линия, то и дело напоминающая «Чёрный телефон» Скотта Дерриксона, и совершенно не проработанные персонажи, и классический трэшовый финал, где за нескончаемой чередой убийств и кровавых сцен оказывается невозможно разглядеть какой-либо сюжет.
Однако все перечисленные проблемы не обязательно должны оттолкнуть фанатов жанра, ведь «Питер Пэн» в первую очередь отдаёт дань уважения классическим слэшерам 1970-х. Бюджет картины составил всего 300 тысяч долларов и никто из создателей не пытается убедить публику в обратном. «Кошмар в Нетландии» — это в чистом виде дешёвое полуночное развлечение, куда невнимательный зритель должен прийти с друзьями или второй половинкой, чтобы скоротать вечер за просмотром сделанного «на коленке» фильма категории В.
Киновселенная с Винни-Пухом и Бэмби
На самом деле главная причина смотреть «Питера Пэна» — это его принадлежность к новой хоррор киновселенной Twisted Childhood Universe (TCU). Возможно читатели помнят громкий анонс «Винни-Пух: Кровь и мёд», который получил негативные оценки зрителей и критиков, а также выиграл несколько статуэток «Золотой малины», включая призы за «Худший фильм», «Худшего режиссёра» и «Худший сценарий». Несмотря на всеобщее негодование, картина смогла заработать семь миллионов долларов в прокате при бюджете в сто тысяч. К тому же у ленты появилась небольшая, но верная фана-база, что позволило создателям Рису Фрейк-Уотерфилду и Скотту Чемберсу сначала снять сиквел, а в дальнейшем запустить целую киновселенную, посвящённую переосознанию знакомых сказок.
«Питер Пэн» стал третьем фильмом франшизы после дилогии «Винни-Пуха». По всем традициям создания таких киновселенных, «Кошмар в Нетландии» имеет множество отсылок на события «Кровь и мёд». К примеру, мама Венди ненадолго появлялась во второй части «Винни-пуха», а друг Майкла носит футболку с постером «Кровь и мёд». По словам Чемберса, предстоящие проекты TCU будут переплетаться ещё теснее, пока это не приведёт к грандиозному кроссоверу «Пухвёрс: Монстры объединяйтесь» (очевидная отсылка на киновселенную Marvel). Только до конца этого года зрителей ожидают хорроры про Бэмби и Пиноккио. А в ближайшие несколько лет фанаты вселенной смогут увидеть новое прочтение «Алисы в стране чудес», где главная героиня предстанет в образе секс-работницы.
Ужасы взросления
Хотя до полноценного кроссовера ещё остаётся какое-то время, уже сейчас можно сказать, что Чемберс и Фрейк-Уотерфилд связывают свою вселенную одной общей темой — ужас взросления. Конфликт первого «Винни-Пуха» строился вокруг ненависти животных к Кристоферу Робину, который бросил их и уехал учиться в колледж. По возвращению в родные края он встретил не столько монстров, сколько напоминания об ушедшем детстве. А главный твист второй части и вовсе превратил весь сюжет в историю преодоления детской травмы. Со схожими темами работает «Питер Пэн», в котором главный злодей — всё та же метафора невозможности оставить своё детство. Даже создание новой киновселенной в начале 2020-х (пусть и не супергеройской) — это тоже своего рода нежелание расставаться с детством.