Почему «Создатель» — это самый важный блокбастер осени

В мировой прокат 28 сентября вышла новая картина Гарета Эдвардса, известного по работе над кассовыми «Годзиллой» и «Изгоем-один». Как и с предыдущими фильмами, его новое детище предлагает зрителю насладиться масштабной историей о противостоянии маленьких людей гигантскому злу, нависающему над ними. Однако проект 2023 года разительно отличается от других известных лент постановщика как минимум тем, что «Создатель» является полностью оригинальным продуктом, не основанном на известном IP. Это сразу привлекло внимание публики, во многом изголодавшейся по новым историям. Более того, нынешний блокбастер Эдвардса, хоть и полон различных недостатков, имеет все шансы изменить индустрию, определив направление Голливуда на ближайшие годы. 

Обо всех подробностях научно-фантастического проекта «Создатель» и его возможном влиянии на процесс кинопроизводства рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев. 

 

Сюжет

2065 год. Прошло 15 лет с ядерной катастрофы в Лос-Анджелесе, унёсшей жизни миллионов людей. Правительство США тогда обвинило в случившемся роботов, обладающих искусственным интеллектом. В итоге государство объявило войну ИИ, приостановив любые разработки на территории страны и начав вторжение в регионы, где обучение роботов продолжилось. Одним из таких уголков стала вымышленная часть света под названием Новая Азия. Именно там мы впервые встречаем нашего протагониста — Джошуа (Джон Дэвид Вашингтон). 

Мужчина является солдатом США, работающим под прикрытием на острове Новой Азии. Его цель — найти некого Создателя, чтобы с его помощью закончить войну раз и навсегда. Однако единственный способ добраться до таинственного лидера роботов лежит через спасение ребёнка-киборга, которого Джошуа находит во время очередной военной операции. 

Постановка

Разговор о «Создателе» хочется начать с обсуждения сильных сторон картины. Среди них обязательно следует выделить работу оператора-постановщика Грега Фрэйзера, наиболее известного массовому зрителю по недавнему «Бэтмену» Мэтта Ривза и «Дюне» Дени Вильнёва. Когда за проектом находится столь значимая в индустрии фигура, то от него стоит ожидать и завораживающие экшн-сцены, и грандиозные ландшафты. Всё это присутствует в «Создателе», что позволяет публике насладиться как видами таинственной (и в меру экзотизированной) Азии, так и неординарными образами роботов. 

Сильной стороной Гарета Эдвардса принято называть умение показать масштабные сцены в кино. Достигает он этого через контраст громадных объектов с протагонистами. В случае с «Создателем», таким монстром, стирающим с лица земли целые поселения, выступает военный воздушный корабль «Кочевник», созданный армией США. Запоминающийся футуристический дизайн и голубой луч света, предшествующий запуску ракет, надолго врезаются в память. Точно также запоминаются и образы различных роботов, таких как дроидов-камикадзе, единственная цель которых — это добежать до назначенного места и взорваться. 

Бюджет 

Тем не менее главным достоинством «Создателя» становится не его операторская работа или проработанный мир, а бюджет, ведь он составляет всего 80 миллионов долларов. Да, для кого-то такая сумма покажется внушительной, но в Голливуде данный проект относят к среднебюджетным проектам, в то время как большинство летних блокбастеров обходится студиям около 200 миллионов долларов. К примеру, именно столько стоили мультфильм «Элементарно» от Pixar и супергеройская картина «Флэш» от Warner Brothers. В то же время седьмая часть «Миссии невыполнима» и пятая часть «Индианы Джонс» и вовсе приблизились к затратам в 300 миллионов. На контрасте с вышеперечисленными лентами «Создатель» оказывается в более выгодной позиции, ведь научная фантастика Эдвардса смотрится ни чуть не хуже, а во многом даже лучше практически полностью CGI-ных проектов других студий. При этом режиссёр с большей вероятностью сможет принести продюсерам прибыль ввиду меньших затрат в ходе съёмочного процесса.

Почему же «Создатель» обошёлся авторам в несколько раз дешевле чем другие экшн-фильмы? Основной причиной можно назвать нестандартный подход Эдвардса к созданию картин. Ещё до «Годзиллы» режиссёр смог заявить о себе с дебютом «Монстры», где тот снял убедительный научно-фантастический хоррор о нападении пришельцев на Мексику, при этом имея микробюджет в 500 тысяч долларов. Поэтому у постановщика есть успешный опыт работы внутри финансовых рамок. 

В «Создателе» Эдвардс прибегает к целому ряду ухищрений, позволяющих ему сделать процесс работы более эффективным. К примеру, для съёмок была использована камера Sony FX3, цена на которую начинается с 3,900 долларов. В то время как большинство проектов такого масштаба используют дорогостоящее оборудование, Эдвардс предпочитает полупрофессиональную технику. Помимо экономии бюджета, компактная камера позволила команде находить необычные ракурсы, при этом сохраняя качество картинки. Наконец, при таком подходе съёмочная команда могла состоять всего из небольшого числа профессионалов, что позволило студии уменьшить затраты.   

 

Вторым примером эффективного распределения бюджета является подход к монтажу фильма. Нельзя сказать, что в «Создателе» не используется green screen, но Эдвардс свёл его к минимуму, предпочитая снять почти весь фильм на натуре или с помощью LED экранов. По его словам, намного легче перевести всю команду в любую точку света, чем постоянно отрисовывать ландшафты во время постпродакшна. Помимо этого режиссёр предпочёл отправить картину команде по созданию визуальных эффектов уже после завершения финального монтажа. Таким образом, VFX-артисты могли не переживать о постоянных правках и новых версиях фильма, как это обычно случается в случаях с крупнобюджетными проектами.

Как итог, вовлечение маленькой команды, использование полупрофессионального оборудования и эффективный подход к постпродакшну привели к тому, что Гарет Эдвардс смог переизобрести процесс создания экшн-фильмов. В 2023 году, когда большинство блокбастеров провалились в прокате, студийным боссам срочно нужно искать выход из сложившейся ситуации, урезая бюджеты на предстоящие проекты. И пока продюсеры пытаются найти новые способы уменьшить зарплаты сценаристам и актёрам, а также перегрузить VFX-артистов, «Создатель» предлагает альтернативный путь, включающий в себя большую работу на стадиях подготовки и монтажа.

Возможно, последовав примеру Эдвардса, в ближайший годы мы увидим приход более качественных и вместе с тем дешёвых супергеройских лент и сиквелов известных франшиз.

 

Вторичность 

Поговорив о главных достоинствах фильма, теперь стоит рассказать и об его проблемах. Несмотря на то, что «Создатель» — это оригинальный проект, написанный Эдвардсом и Крисом Вайцом, подавляющее большинство элементов картины ощущаются вторичными. Так, воздушный корабль «Кочевник» напоминает «Звезду смерти» из «Звёздных войн», да и большинство роботов похожи на дроидов из всё той же франшизы. Помимо этого батальные сцены на фоне живописных местностей и вовсе смахивают на кадры из «Изгоя-один». Наконец, финальная миссия героя является смесью концовок из «Новой надежды» и уже упомянутого «Изгоя-один». 

Конечно, вдохновлялся Эдвардс не только творением Джорджа Лукаса, но и работами Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. Футуристичный дизайн городов Новой Азии в первую очередь отсылает к «Бегущему по лезвию». В то же время историю об уставшем от жизни мужчине и маленьком ребёнке, способном спасти мир, мы видели уже ни раз. Тут на ум приходят и «Дитя человеческое», и сериал от HBO Max «Один из нас». Вдобавок, в фильме о нападении людей на ни в чём не повинное население чётко прослеживаются параллели с «Аватаром» Джеймса Кэмерона. Особенно это ощущается в однобоком образе антагониста. 

Политика

Отдельно хочется поговорить о подтексте фильма. «Создатель» — это антивоенное кино, которое едва прикрывается за обёрткой зрительской научной фантастики. Более того, картина не просто критикует концепцию войны, а напрямую осуждает присутствие США в других точках мира. Параллели легко увидеть, просто посмотрев первые 20 минут фильма. Так, взрыв Лос-Анджелеса и дальнейшее объявление войны роботам напоминают события 11 сентября и вторжение США в Ирак в 2003 году. Убийство мирного населения Новой Азии наталкивает на мысли о схожей практики во время войны во Вьетнаме. Наконец, открывающая сцена выполнена в стиле обучающих видео начала холодной войны, где людям объясняли правила спасения от ядерной бомбы. Все эти культурные референсы и осуждение действий солдат в течение фильма чётко показывают позицию режиссёра.

Интересно было бы обсудить и отношение роботов к людям, уничтожающих их вид. За последние лет 40 мы привыкли, что киборги выступают в роли антагониста. Тут же ситуация разительно отличается. В большинстве случаев искусственный интеллект показан с позиции жертвы, спасающейся от захватчиков. В то время как американцы продолжают упрекать чужеродные сущности во всех своих бедах. В моменты, когда у дроидов есть возможность покончить с людьми, те предпочитают найти более гуманный подход, в то время как военные не считаются с чувствами машин. Как и в случае с «Аватаром», здесь мы наблюдаем за активной критикой человечества как вида и милитаристской политики США.

В чём «Создатель» проигрывает франшизе Кэмерона, так это в подходе к теме. Фильм разделяет всё на чёрное и белое. Если американцы пришли выпытывать информацию, то они сделают это с пристрастием, угрожая и матери, и её маленькой дочке, и даже маленькому щеночку. Порой такие эпизоды ощущаются излишне прямолинейными, а военные оказываются карикатурными. Поэтому плотный набор исторических референсов в совокупности с антимилитаристскими мотивами не может возыметь должного эффекта из-за недостаточно проработанных персонажей и местами слабого сценария.

 

В итоге, «Создатель» — это очень двоякое кино. С одной стороны фильм с невероятным визуальным рядом имеет все шансы задать новые тренды в подходе к съёмке дорогостоящих фильмов. С другой, смысловое наполнение картины состоит из прямолинейного политического высказывания и целого ряда вторичных элементов. Надеемся, что Голливуд и Эдвардс, в частности, возьмут из ленты всё лучшее, перенеся это на свои будущие проекты.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски