Почему «Субстанция» — это лучший фильм Каннского фестиваля 

Любой большой фестиваль организовывается по большому счёту ради одного фильма. Это та картина, которая разделяет смотр на «до» и «после». В том году в Венеции такой точкой можно было смело назвать «Бедных-несчастных», после просмотра которых у всех критиков появился явный фаворит. На Лазурном берегу в этом году такой ленты пришлось ждать долго, а многие журналисты даже смирились, что Канны остались без условного шедевра. Но к вечеру шестого дня фестиваля зрители без особых ожиданий пришли на фильм малоизвестной постановщицы Корали Форжеа. И вот, спустя два с половиной часа смотр наконец обрёл своего фаворита.

О том, почему «Субстанция» — это самый важный фильм нынешних Канн, разделивший фестиваль на «до» и «после», а также новое слово в жанре фильмов ужасов рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев. 

Сюжет

Элизабет Спаркс (Деми Мур) когда-то была главной звездой Голливуда. Но, как и множество других актрис и ведущих, подходя к отметке в 50 лет женщина становится всё менее и менее востребованной, живя лишь на остатках былой славы. От больших проектов наша героиня опустилась к ведущей утреннего фитнес-шоу. Но даже там её позиция остаётся шаткой, ведь мужчинам продюсерам нужна более молодая и «горячая» фигура, способная привлечь новую аудиторию. Спаркс случайно подслушивает планы о готовящемся кастинге на её место и решает этому помешать.

Одновременно с этой новостью актриса узнаёт о неком препарате под названием «субстанция», который делает из людей их лучшие версии. Хотя сначала Спаркс отказывается от приёма, в итоге она решает побороться за свою красоту и испытывает таинственное вещество на себе. Далее, в лучших традициях боди-хорроров, у девушки ломается хребет, а на всю спину появляется глубокий порез, из которого выползает новая девушка по имени Сью. Испуганное, новорождённое создание в панике бежит к зеркалу, где она впервые видит себя и обнаруживает свою неземную красоту. 

Между тем, рядом с ней лежит неподвижное, продырявленное тело Элизабет. Согласно инструкциям от таинственной компании, создавшей «субстанцию», молодая девушка должна зашить спину Спаркс и использовать её спинной мозг для собственного пропитания. Более того, раз в семь дней Сью должна отключать своё сознание, чтобы её более взрослая версия имела возможность жить и вырабатывать нужные вещества для них обоих. 

Сью сразу же становится новой старлеткой Голливуда, заменив Элизабет в роли ведущей утреннего шоу. Очень быстро девушка начинает злоупотреблять своим временем и телом обездвиженной Спаркс, выкачивая из неё всё больше жидкости, и всё реже вытаскивая ту из состояния сна. Всё это приводит к противостоянию двух женщин, которые, как зрителям постоянно напоминает таинственный голос «субстанции», являются частью одного целого.

Каково это быть женщиной

Едва ли кто-то станет спорить, что «Субстанцию» – это классический представитель боди-хорроров, в котором весь ужас строится вокруг всевозможных телесных девиаций. Самым известным режиссёром этого направления можно назвать Дэвида Кроненберга, а одна из главных современных постановщиц саб-жанра — это француженка Жюлия Дюкорно, которая через тело говорит о проблемах женщин в современном обществе.

Её соотечественница Корали Форжеа продолжает идеи Дюкорно в «Субстанции», используя историю о двух девушках, питающихся друг от друга, как метафору на страх увядающей молодости, с которым сталкиваются многие представительницы женского пола. Для этого постановщица выбирает на главные роли не просто актрис, а два секс-символа своих эпох: великолепно выглядящую, но постоянно борющуюся за место в индустрии 61-летнюю Деми Мур и восходящую звезду, постоянно снимающуюся у признанных режиссёров, Маргарет Куолли. Поэтому на фильм накладывается дополнительный контекст, связанный с личностями исполнительниц главных ролей. 

Форжеа доводит страхи, крутящиеся вокруг непринятия своего тела и желания получить одобрение от общества, до экстрима, придавая им физическое воплощение в виде гниющего тела Элизабет и излучающей молодость Сью. Конечно, в реальности девушки с возрастом не становятся монструозный созданиями, в которое потихоньку превращается героиня Деми Мур. Но ощущение, которые они испытывают, теряя свою молодость и становясь ненужными в мире, построенном мужчинами, передаётся до ужаса точно. 

Отвратные мужчины

Хотя в фильме технически основное противостояние идёт между двумя ипостасями одной девушки, главными злодеями картины можно назвать мужчин. При этом проблема кроется не в одном конкретно представителе, а во всём мужском поле. Это практически не проговаривается напрямую, но стремление оставаться красивой у Элизабет исходит от желания сохранить свою востребованность, которая теряется в мире, где все руководящие должности занимают мужчины в строгих костюмах. 

Форжеа предпочитает не говорить о таком положении дел прямым текстом, а показывать всю несуразность мужского мира через призму женского взгляда, используя экстремальные клоуз-апы с широкими линзами, отчего растянутые лица мужчин занимают весь экран, как бы не давая пространства никому кроме себя. Вдобавок к этому в большинстве сцен они либо жадно поедают дорогие деликатесы руками, при этом полностью обмазываясь в соусе и жире, либо говорят о женщинах как о бездушном объекте. И то, и другое видеть крайне неприятно, но такие сцены — это лишь гиперболизированная версия реального поведения мужчин.

Ультимативный хоррор

Помимо того, что Форжеа мастерски использует тропы боди-хоррора для раскрытия темы старения и желания оставаться востребованным, постановщица отлично адаптирует визуальные стили других режиссёров жанра под свои нужды. Так, внимательный зритель найдёт с десяток отсылок на фильмы Стэнли Кубрика, узнаваемые как в дизайне интерьера телевизионной студии, до ужаса напоминающей коридоры отеля из «Сияния», так и переосмысленная сцена со звёздным младенцем из «Космической Одиссеи 2001». 

Помимо него можно увидеть следы уже упомянутого Кроненберга, кровавых картин джалло и, конечно, Альфреда Хитчкока. Всё это приправлено эпизодами, будто бы взятыми из ужастиков Universal 1930-х для создания пущего эффекта. Что примечательно, все эти элементы элегантно вписываются в историю, не перетягивая на себя внимание, а лишь подчёркивая сюрреальность всей ситуации, в которую попала главная героиня. 

Наблюдая за этим, у зрителя складывается чёткое ощущение, что смотря «Субстанцию», он находится в ультимативном хоррор фильме, который впитал в себя столетнюю историю жанра и переработал в сильнейшую историю о женских травмах. Возможно, следующее направление ужасов, которое уже вовсю внедряется в жанр, это феминистский хоррор.

Вывод

«Субстанция» — это один из самых важных и необычных хоррор фильмов нынешнего года. Картина захватывает внимание зрителя с первых секунд и не отпускает вплоть до начала титров, при этом удивляя публику постоянными неожиданными поворотами и глубокой проработкой заданных тем. Деми Мур за свою работу определённо будет удостоена множества наград и номинаций во время предстоящего наградного сезона, в то время как Маргарет Куолли окончательно доказала, что она является профессиональной актрисой с огромной самоотдачей, а не просто красивым лицом с обложки. 

Фильм покорил критиков и имел все шансы получить главную награду Канн. Но из-за того что буквально три года назад этого приза была удостоена Жюли Дюкорно с «Титаном», который также является французским боди-хоррором о женском теле, все сразу понимали, что «Субстанция» не станет триумфатором нынешнего фестиваля. Тем не менее, жюри всё-таки наградила ленту призом за «Лучший сценарий», что несомненно поможет продвижению картины в предстоящей борьбе за заветные статуэтки «Оскар» и «Золотой глобус».

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Зелёный — новый чёрный. Что нужно знать к концу #bratsummer Чарли XCX
Культура
#музыка
Зелёный — новый чёрный. Что нужно знать к концу #bratsummer Чарли XCX
Почему «Все совпадения неслучайны» Куарона нужно смотреть и смотреть до конца
Культура
#кино
Почему «Все совпадения неслучайны» Куарона нужно смотреть и смотреть до конца
Джокер: слишком мало безумия на двоих
Культура
#кино
Джокер: слишком мало безумия на двоих
Слушаем новый релиз Rusha — «Beinem Oiyńda»
Культура
#музыка
Слушаем новый релиз Rusha — «Beinem Oiyńda»
Фестиваль Yandex Park Live состоится уже в эти выходные
Город
#события
Фестиваль Yandex Park Live состоится уже в эти выходные