Универсальная история
Картина рассказывает историю вымышленного венгерского архитектора еврейского происхождения, пережившего концлагерь и бежавшего в Америку после окончания Второй мировой. Там он сначала подрабатывает у своего кузена мебельщиком, а затем знакомится с успешным бизнесменом-нуворишем, который заказывает у героя проект многофункционального центра, посвящённого его усопшей матери.
Режиссёр Брэди Корбет с удивительной дотошностью исследует жизнь вымышленного героя, бесконечно расширяя тематическое поле картины. В конечном итоге «Бруталист» — это кино о крушении «американской мечты», но режиссёр находит в нём место и мигрантским будням, кризису идентичности, наркотической зависимости, роли личной травмы в творчестве, отношениям автора и его произведения, художника и его патрона, наконец, искусства и капитализма. Такая универсальность смыслов, идей и переживаний позволяет каждому зрителю соотнести себя с историей, найти собственную грань произведения.
Монументальность
Гигантомания Корбета отнюдь не ограничивается тематикой фильма, ей пронизана и форма картины. За сравнительно небольшие по голливудским меркам $10 млн, ему удалось создать монументальный, если не мегаломанский, фильм, не уступающий дорогостоящим историческим блокбастерам.
Картина поражает своим масштабом и вниманием к деталям во всём: от реалистичных декораций и неуютного саундтрека до гигантского хронометража и безупречной операторской работы. Это кино, не стесняющееся своих амбиций. Фильм, отлитый в бетон или выдолбленный в мраморе, мечта о собственном величии.
Актёрский состав
При таком скромном бюджете Корбет умудряется удивлять не только масштабом постановки, но и звёздным актёрским составом, получившим целых три номинации на предстоящем «Оскаре».
Пожалуй, больше всего внимания к себе привлёк Эдриан Броуди, исполнивший главную роль бывшего узника Бухенвальда, будто сошедшего сюда прямиком из «Пианиста» Романа Полански. На втором плане Фелисити Джонс в роли его верной жены, молчаливая племянница Рэффи Кэссиди и толстосум Гай Пирс, временами крадущий всё шоу своей хищнической жестокостью.
Фигура автора
«Бруталист» стал третьей режиссёрской работой Брэди Корбета. Свою карьеру в кино он начал в 11 лет, будучи актёром на телевидении и в озвучке. За следующие 15 лет он успел поработать с целым рядом культовых режиссёров, среди которых Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер и Оливье Ассаяс.
В 2015 году вышел его режиссёрский дебют, мрачная историческая драма «Детство лидера» о корнях фашизма, вдохновлённая одноимённым рассказом Жан-Поля Сартра. Через несколько лет он подкрепил свой успех второй картиной — психологической драмой «Голос Люкс» с Натали Портман о том, как шоу-бизнес крадёт души.
Обе работы Корбета провалились в прокате, получив, тем не менее, восторженные отзывы критиков за уникальный стиль, совмещающий въедливый психологизм с элементами арт-хоррора и социальной, а подчас и политической критикой. С первого же фильма стало ясно, что молодой режиссёр многое почерпнул у старших коллег.
Очевидно, что Корбет позиционирует себя как автора в своих попытках саботировать зрителя, бросить ему вызов. Во всём, от плёночной камеры до хронометража, читается его поза, от которой он не готов отступить, несмотря на смешки, звучащие посреди аплодисментов.
Кино о кино
«Бруталист», пожалуй, самая доступная работа Корбета, однако именно в ней сосредоточен режиссёрский протест против современной киноиндустрии. Очевидно, что в персонаже Ласло Тота режиссёр видит и себя — художника, вынужденного идти на поводу у меценатов, ходить по бесконечным званым ужинам, терпеть насмешки и лишения.
И всё ради того, чтобы воплотить в жизнь проект, выношенный в собственной боли и переживаниях, в надежде быть понятым если не сейчас, то хотя бы спустя 20 или 30 лет. Лучшее же, на что он может рассчитывать при жизни, — стать той самой «lady of the night», разговором с которой приятно побаловать себя нахрапистому магнату.
Здание, над которым долгие работал главный герой, удивительно напоминает проект-долгострой самого режиссёра. Производство «Бруталиста» заняло у него больше семи лет: съёмки несколько раз переносились из-за пандемии.
Так же, как из проекта Ласло Тота можно было сделать пять разных зданий, из «Бруталиста» можно было смонтировать несколько фильмов: об эмиграции, творчестве или наркотической зависимости. Да и в упрямстве архитектора, покрывающего излишки при строительстве за свой счёт, несложно углядеть Корбета, не заработавшего ни копейки с фильма, но устроившего его в полном соответствии с собственным видением.