Почему «Все совпадения неслучайны» Куарона нужно смотреть и смотреть до конца

Почему «Все совпадения неслучайны» Куарона нужно смотреть и смотреть до конца

На острове Лидо уже несколько дней полным ходом идёт 81 международный Венецианский кинофестиваль. Помимо основной программы, смотр традиционно включает в себя альтернативные конкурсы, внеконкурсные работы, документальные картины, короткометражные ленты и сериалы. Последних в этом году представлено аж четыре, каждый из которых был сделан большим автором из мира кино, включая Джо Райта, Томаса Винтерберга и Альфонса Куарона. Мы хотим заострить внимание на сериале Куарона.

«Все совпадения неслучайны» (в оригинале Disclaimer) состоит из семи эпизодов и будет выходить этой осенью на Apple TV+. Кинокритик Ораз Керейбаев посмотрел все серии в первые два дня фестиваля и теперь рассказывает, как Альфонсо Куарон манипулирует зрительскими ожиданиями, создавая поистине уникальный продукт, который обязательно стоит посмотреть.

Сюжет

Кэтрин — успешная тележурналистка. В её жизни есть баланс между работой и семейной жизнью. Казалось бы, Кэтрин счастлива. Однако в один день идиллию нарушает книга «Идеальный незнакомец», чуть ли не случайно попавшая в руки к героине. Начав читать роман, женщина сразу понимает, что сюжет пересказывает эпизод из её жизни: будучи замужем и с ребёнком, она закрутила небольшую интрижку с 19-летним Джонатаном. Молодой человек путешествовал по Европе со своей девушкой, но в итоге познакомился с Кэтрин, которая соблазнила неопытного парня. 

Героиня боится, что вся правда о её прошлом вскроется и это приведёт к потере работы и разводу с мужем. Героиня начинает собственное расследование, а зрители наблюдают одновременно за несколькими историями. Одна из них — это отношения Кэтрин с бесхребетным мужем Робертом и сыном лодырем Николасом. Вторая — рассказ пожилого мужчины Стивена, который скучает по почившей жене. Третья — короткий роман между молодой Кэтрин и Джонатаном в Италии. 

Не то, чем кажется

Хотя поначалу сюжет кажется вполне предсказуемым, каждый новый поворот заставляет удивляться и переосмысливать все события, показанные ранее. Такое в течение сериала происходит несколько раз, изменяя наше восприятие персонажей на 180 градусов. 

Всё это заставляет удивляться способностям Куарона, который сначала будто бы нарочно показывает крайне посредственный сериал. Первые четыре эпизода можно с натяжкой назвать сносными: пилот выглядит убедительно, заинтересовывает публику и расставляет целый ряд «чеховских ружей». Но следующие серии ощущаются как работа совершенно неумелого шоураннера, пытающегося разжевать информацию так сильно, чтобы её понял даже самый несмышлёный зритель. 

В такие моменты возникает непреодолимое желание выйти из кинозала (или же закрыть вкладку браузера). Однако направление, которое сериал берёт во второй половине сезона, не просто выравнивает проект, а делает его поистине запоминающимся. Почему? Просто последние эпизоды меняют наше отношение к первым. И тут речь идёт не только о персонажах, но и всяческих режиссёрских решениях, которые сначала смотрелись нелепо, а в итоге оказались чуть ли не главной находкой проекта. 

Творение Куарона сложно сравнить с другими сериалами, выходящими сегодня. Да, похожее мы уже видели, но разница заключается в деталях, которые возвышают мексиканского режиссёра над его коллегами. То, что кажется нам неоспоримой правдой, оказывается не тем, чем кажется. В его проекте стираются грани между реальностью и вымыслом, а все совпадения, как подсказывает нам русское адаптированное название, оказываются неслучайными. 

Актёрский состав

«Все совпадения неслучайны» берёт не только сложным сюжетом, но и актёрской игрой. Тем не менее, стоит отметить, что не все справляются со своими задачами одинаково хорошо. Так, Саша Барон Коэн будто подумал, что он играет Кендалла Роя в неудачном ребуте «Наследников», отчего по большей части актёр нервно сидит в офисе и задумчиво ходит по просторным кабинетам. Всё это сопровождается крайне безвкусной съёмкой на ручную камеру с постоянными зум-инами. К счастью, Коэна в сериале относительно мало, поэтому аудитория может закрыть глаза на эпизоды с его участием. 

В то же время Кейт Бланшетт, сыгравшая главную роль, буквально ворует каждую свою сцену. Неважно, будь это тихий разговор с её экранным мужем или же разъярённое нападение на коллегу, актриса демонстрирует невероятный уровень мастерства. Примечательно, что Бланшетт в очередной раз выбирает не просто интересную роль, но и возможность высказаться на тему взаимоотношений между мужчинами и женщинами, а также о культуре отмены. За последние годы в её фильмографии можно найти несколько проектов, где поднимаются схожие темы, начиная от «Тар» 2022 года и заканчивая недавно показанной в Каннах картиной «Слухи». 

Коротко стоит отметить, что и остальной каст блистает на экране. Тут и пожилой Кевин Клайн, соединивший в себе маниакальные и меланхоличные черты, и малоизвестная актриса Лейла Джордж, воплотившая молодую версию героини Бланшетт, и Луи Партридж, показавший разные стороны одного и того же персонажа.

Операторская работа

Помимо Бланшетт и Коэна, проект привлекает внимание участием Эммануэля Любецки и Брюно Дельбоннеля в качестве операторов-постановщиков. На пресс-конференциях Куарон объяснил, что ему требовалось два оператора для создания непохожих друг на друга миров, которые бы чётко разделяли флэшбеки и сцены, происходящие в настоящем времени. Именно поэтому он выбрал столь сильных мастеров своего дела. Напомним, что первый выиграл три подряд статуэтки «Оскара», а второй является постоянным оператором братьев Коэн. В итоге Куарону удалось добиться желаемого результата: многие визуальные находки, будь то удачные или нет, впиваются в память и становятся чуть ли не первой ассоциацией с сериалом.

Не сериал, а фильм


Есть ли у «Все совпадения неслучайны» недостатки? Да, всего один, но эта проблема может отпугнуть огромное количество зрителей. Из-за того, что сериал требует семи эпизодов для полного раскрытия, он рискует потерять интерес зрителя уже после первых серий. Куарон на пресс-конференции признался, что он умеет делать кино, но не сериалы. И это видно, ведь его творение больше похоже на шестичасовой фильм с антрактом в середине, нежели на семисерийное шоу. А поскольку зрители могут прекратить просмотр «Дисклеймера» после любого эпизода, велика вероятность, что многие так и поступят. Здесь хочется лишь в очередной раз посоветовать продержаться до конца, ведь история, которая ожидает зрителя к концу шоу, несомненно стоит того.

Вывод

«Все совпадения неслучайны» — это настоящие американские горки из мира сериалов. Сначала нас излишне медленно провозят через, казалось бы, предсказуемые сюжетные закоулки, медленно поднимая для главного действа. Однако, в отличие от классических американских горок, зритель даже не догадывается, что ждёт его во время падения. И когда оно наконец случается, всё что остаётся публике, — это удивляться каждому новому повороту и наслаждаться продуманности всего «аттракциона». Поэтому новая работа Куарона, идущая по далеко не самому протоптанному пути, стоит каждой потраченной минуты.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски