Почему я искренне влюблён в «Воскресенье» Шокира Холикова 

Alternativa Film Project запустил серию дополнительных показов с 5 по 8 августа в Алматы. Уже завтра, 6 августа в кинотеатре Chaplin в Mega Alma-Ata у зрителей будет ещё один шанс увидеть пронзительную работу узбекского постановщика Шокира Холикова «Воскресенье».

В 2023 году фильм был показан на престижных кинофестивалях в Шанхае и Джидде в Саудовской Аравии. Помимо этого, лента была удостоена награды Spotlight Jury Special Mention в Alternativa Film Awards – премии от inDrive.

Наш кинокритик Ораз Керейбаев делится своими воспоминаниями о первом просмотре ленты и объясняет почему именно она заслуживает вашего особого внимания.

К моменту написания статьи я посмотрел «Воскресенье» уже три раза. И мне становится всё приятнее и приятнее возвращаться в этот маленький и уютный, но одновременно необъятный и трагический мир Шокира Холикова. Впервые я увидел ленту на смотре в Бишкеке в конце ноября 2023 года. Картина закрывала международную программу. Ещё до начала фильма я был уверен, что выйду из кинозала спустя полчаса, ведь к тому моменту выдохся от изнуряющего темпа фестиваля.

Поэтому я сказал себе, что останусь смотреть ленту до конца, только если это окажется неоспоримым шедевром. И вот, свет погас, включился проектор и я просидел в зале до окончания финальных титров. Я вышел из кинотеатра влюблённым в «Воскресенье» и на протяжении следующих восьми месяцев я рекомендовал эту картину абсолютно каждому человеку, хотя бы отдалённо интересующемуся кино. А если уж мой собеседник по некой счастливой случайности тоже имел возможность посмотреть фильм, то я воодушевлённо принимался обсуждать с ним красоту этой картины. 

Что же делает «Воскресенье» столь неоспоримым шедевром лично для меня? Наверное, простота и универсальность истории. Так, весь фильм строится вокруг пожилой пары, которая, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает безоговорочно любить друг друга.

Проявляется это не в громких словах или драматических ссорах, а в тихой заботе. По утру они вместе занимаются хозяйством, днём кушают, а к вечеру смотрят телевизор на улице. Всё это происходит в рамках одной старого дома, за которым, тем не менее, пара ухаживает с особым трепетом. Наблюдая за всем этим, начинаешь мечтать о чём-то подобном в своей жизни.

Пожалуй, любимая сцена из фильма — это эпизод, где бабушка с дедушкой ногами месят бетонную массу, чтобы позже привести стены старого дома в порядок. На фоне играет народная узбекская песня. Женщина хватается за мужчину, чтобы не упасть, и он начинает поддерживать её, пытаясь помочь в работе.

Однако их движения очень быстро принимают форму танца, слегка неуклюжего и оттого более искреннего. Они слегка смущённо смотрят то друг на друга, то на бетон. После музыка резко прерывается, и мы видим следующий кадр, где герои сидят уставшие и грязные на скамейке. Бабушка чуть игриво вытирает свою ногу об ногу супруга, а тот с улыбкой уходит умываться. В каждой детали этого короткого бессловесного эпизода чувствуется та самая многолетняя и нерушимая связь между двумя героями. 

Стоит отметить, что Холиков не первым придумал показать историю о пожилой влюблённой паре. В кино самым известным примером сегодня является «Любовь» Михаэля Ханеке. Что интересно, всего год назад на фестивале в Каннах был показан «Рецепт любви», где поднимались схожие темы.

Естественно, всё это было рассказано уже сотни раз и в литературе. Однако такая тенденция указывает не на вторичность «Воскресенья», а скорее на универсальность идеи, которая ретранслируется через множество веков, культур и форм искусства. Поэтому работу Холикова нужно хвалить, помимо всего прочего, за возможность показать тему несокрушимой силы любви в реалиях современного Узбекистана. 

Естественно, любовь между главными героями — это не единственная идея, заложенная в «Воскресенье». Здесь же огромную роль играет тема взаимоотношений между двумя поколениями. Конфликт отцов и детей в картине получает физическое воплощение в виде старого дома.

Пока бабушка с дедушкой пытаются сохранить его во что бы то ни стало, ведь жилище напоминает нашим героям о прожитых вместе годах, их сын планирует разрушить здание, чтобы построить на его месте новое.

Однако, как мы видим по множеству примеров из фильма, новое не всегда означает более удобное и подходящее. Так, дедушка обжигается об обновлённую газовую плиту, а бабушка не знает, как вызвать бригаду скорой помощи на подаренном смартфоне без кнопок. Через такие примеры Холиков показывает, что старый образ жизни остаётся актуальным, пока на свете всё ещё есть его представители.

Осторожно! В этом параграфе присутствуют спойлеры!

Наконец, «Воскресенье» хочется похвалить за одну очень простую, но красивую метафору. Заключается она в спичечном коробке, который бабушка с дедушкой используют то для поджога сигарет, то для включения газовой плиты. И на протяжении всего фильма герои то и дело оказываются практически без спичек.

Здесь спички можно воспринимать как аллегорию на уходящее из-под ног время, которого с каждым показанным днём у нашей пары остаётся всё меньше. В одной из сцен дедушка даже объясняет, что спички легче всего зажечь, если использовать две сразу. Точно так же и наша пара продолжает поддерживать пламя жизни пока они горят вместе. Но стоит одному из них погаснуть, второй тут же потухнет.

Именно поэтому, когда в финале картины бабушка уходит на тот свет и дедушка остаётся один, он обнаруживает лишь одну спичку в коробке. Он зажигает её, чтобы закурить, но в итоге оставляет её догорать на ветру. Тут зрители понимают, что жизнь мужчины без его второй половинки закончится так же быстро, как и тление спички в его руке.

Мне хочется верить, что при просмотре все идеи, метафоры и трогательные сцены фильма отразятся в вас так же сильно, как когда-то отразились во мне. Это очень понятная и универсальная история, которая попадает точно в сердце, оставляя след в нём на многие годы. Надеюсь, что посмотрев фильм вы останетесь под таким же сильным впечатлением, как когда-то оказался я в том кинозале в Бишкеке.

Картина «Воскресенье» будет показана 6 августа в кинотеатре Chaplin в ТРЦ Mega Alma-Ata. Зарегистрироваться на этот или другие бесплатные кинопоказы проекта Alternativa Film Screenings можно по ссылке!

#партнёрский

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Qazaqstan Coffee Festival пройдёт впервые в Алматы
Город
#события
Qazaqstan Coffee Festival пройдёт впервые в Алматы
Первый в ЦА фестиваль театра «Место — действие» пройдёт в Бишкеке
Город
#события
Первый в ЦА фестиваль театра «Место — действие» пройдёт в Бишкеке
Кто представит Казахстан в финале танцевального соревнования в Мумбае?
Ликбез
#общество
Кто представит Казахстан в финале танцевального соревнования в Мумбае?
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Культура
#кино
КАОС — безумное переосмысление древних мифов
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом
Ликбез
#истории
Wukong: о лоре первоисточника, ставшем поп-культурным феноменом