«Приговор» Диаса Бертиса — улучшенная версия «Чёрного двора»

На больших экранах состоялась премьера криминальной драмы «Приговор». Картина стала полнометражным дебютом режиссёра Диаса Бертиса, известного казахстанскому зрителю по сериалу «Чёрный двор». Многосерийный проект в 2023 году буквально захватил отечественное интернет-пространство, в одночасье сделав из всех причастных звёзд государственного масштаба. Поэтому не удивительно, что в новой работе Бертис возвращается к популярной теме пацанов с района.

Наш кинокритик Ораз Керейбаев посмотрел «Приговор» и теперь рассказывает насколько фильм оказался похож на «Чёрный двор» и как сильно Бертис вырос между двумя проектами.

Внимание, в рецензии присутствуют незначительные спойлеры!

Сюжет

События фильма разворачиваются в 2009 году в маленьком городке на берегу Иссык-Куля, где преступность, хоть и потихоньку сходит на нет, всё ещё присутствует в подростковой среде. Главные герои — это неразлучные, но очень разные по характеру друзья Актан (Рауан Ахмедов) и Куба (Дамир Амангельдин). Пока первый предпочитает выяснять конфликты разговором, второй то и дело лезет на рожон с одноклассниками и полицией. Цели у ребят также расходятся, ведь Актан планирует после школы уехать учиться в ГКНБ в Бишкеке, в то время как Куба собирается продолжать работать в шашлычной старшего брата. Однако жизнь двух друзей кардинально меняется, когда после очередной потасовки с полицией они воруют пистолет и прячут его дома у Актана.

Дальнейшие события приводят к трагичным последствиям, достигая апогея в здании суда, когда Актан и Куба решают взять людей в заложники.

Цепляющая структура фильма

Одна из лучших сторон «Приговора» – это эффективный сторителлинг. Фильм начинается с будоражащего флэшфорварда – зрителям сразу показывают, как главные герои с автоматами в руках захватывают зал суда. Этот отрывок не раскрывает сюжета, но интригует зрителя и погружает в ожидание на следующий час.

Бертис использует похожий приём ещё в одном ключевом моменте картины. Так, в течение фильма нам показывают смерть одного из героев с трёх разных перспектив, и только к концу ленты дают понять, как же трагедия выглядела на самом деле. Естественно, эта информация меняет отношение к определённым персонажам как у зрителя, так и у главных героев. Постоянно закидывая схожие сюжетные удочки, Бертис умудряется удержать интерес публики от начала и до конца фильма. 

 

«Приговор» — это «Чёрный двор»

Если вам нравится «Чёрный двор», то вам понравится «Приговор», потому что Бертис просто взял рабочую сериальную формулу с теми же актёрами и той же “пацанской” тематикой и перенёс её на большой экран. При этом нельзя сказать, что «Приговор» романтизирует бандитизм, как это часто делал сериал. 

Даже описанная выше структура сюжета во многом копирует «Чёрный двор», где первое убийство, запустившее цепочку трагических событий, не показывают зрителю, а рассказывают со слов свидетелей. И, как и в сериале, лишь в самом конце нам дают посмотреть на произошедшее с объективной точки зрения. 

Ещё одна заметная схожесть — это фрейминг истории через закадровый голос единственного выжившего персонажа, дающего некое наставление зрителям. Такой патронажный тон, читающий морали смотрящим, ранее уже присутствовал в сериале. Наконец, сам путь по наклонной, через который проходят персонажи Рауана Ахмедова и Дамира Амангельдина, является лишь стечением неудачных обстоятельств, начавшихся с одного неверного решения: в «Чёрном дворе» подростки пытаются украсть машину, а в «Приговоре» оставить огнестрельное оружие дома. Поэтому в своём дебюте Бертис  повторяет не только узнаваемые образы, но и саму структуру сериала. В итоге возникает резонный вопрос: «Нужен ли нам тот же продукт в другой упаковке?». 

Отцовская фигура

Один интересный, но не до конца раскрытый мотив фильма — это отношения отцов и детей. Эту связь нам показывают через три семьи: Актана, Кубы и Алана. Об Актане заботится его бабушка, а ему самому приходится присматривать за младшим братом Бекзатом (Камбар Нургали). Отец Кубы в тюрьме, поэтому живёт он со старшим братом, который тоже уже успел отсидеть, что, конечно, рисует перед героем не самые радужные перспективы. Их незавидное положение наглядно контрастирует с жизнью Алана (Айбар Салы), чьи ошибки постоянно исправляет его отец Мухтар (Назым Мендебаиров). С одной стороны, это даёт Алану уверенность, с другой, ему приходится жить под гнётом властного отца.

Таким образом, мы видим три отцовские фигуры и три вида родительских отношений: Актан-Бекзат, Темирлан-Куба и Мухтар-Алан. Во всех случаях «отцы» пытается уберечь «сыновей» от проблем, однако именно их действия и приводят к трагическому финалу для каждого ребёнка. Авторы, может и не специально, но говорят о том, как упущения взрослых влияют на детей. Поэтому сюда так и хочется вчитать мораль об обществе, ошибки которого мы тоже наследуем из поколения в поколение.

Техническое исполнение

«Приговор» точно запомнится зрителю своим невероятным техническим исполнением.  Оператор-постановщик Автандил Батырбеков одинаково хорошо справляется с драматичными проходами персонажей по локации и с динамичными экшен-сценами. Часто во время перестрелок и боевых сцен создаётся ощущение, что персонажи действительно борются друг с другом не на жизнь, а на смерть. Такая грубая и натуралистичная манера постановки боёв позволяет публике полноценно погрузиться в происходящее, забыв, что перед ней профессиональные актёры. 

Последние вообще заметно выросли, если сравнивать с их же перформансами в «Чёрном дворе». Актёры больше не соревнуются в попытках перекричать друг друга, а выдают зрелую и уравновешенную игру. Особенно убедителен Айбар Салы, которому досталась противоречивая роль антагониста и жертвы. Однако моментами игра исполнителей всё же скатывается обратно в крики и слезливые завывания.

Вывод

«Приговор» — это очень зрительский фильм, способный завлечь, довести до слёз и удержать внимание до самого конца. В картине определённо виден рост создателей в сравнении с «Чёрным двором». Что касается поднятых тем, то тут можно увидеть рассуждения о природе насилия, передающемся через поколения. Операторская работа и другие технические аспекты также находятся на высоте. Тем не менее, «Приговор» всё ещё полон ошибок и недочётов, связанных с предсказуемым сюжетом, не доработанными идеями и переигрывающими актёрами. Поэтому Диасу Бертису, как и другим авторам картины, определённо есть куда расти как в оригинальности структуры повествования, так и в развитии заявленных тем.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски