«Про хрупкость и про север»: разговор с художницей Виолеттой Богдановой

«Про хрупкость и про север»: разговор с художницей Виолеттой Богдановой

В «Целинном» проходит первая в Алматы персональная выставка художницы из Петропавловска Виолетты Богдановой – «НИЧЕГО ВАЖНОГО».

На закрытии выставки 30 июня в 18:00 будет повтор театрально-поэтического перформанса «ДА ЗДРАВСТВУЕТ!» (стихи: Виолетта Богданова/ смекалка: Абди Искаков/ баян: Вадим Абрамов), который настоятельно рекомендуем посетить.

А мы тем временем поговорили с Виолеттой и узнали, чем вдохновляется художница, какое влияние оказал Петропавловск на эту выставку и что есть (или нет) важного в её работах.

Это ваша первая персональная выставка? Как ощущения? Переживали? 

В Алматы – первая, до этого была в Петропавловске, моём родном городе. Не переживала совсем, напротив, будто в голове уже давно всё было готово и мне оставалось только сделать. И процесс «деланья» был прекрасный! Ожиданий особо не было, было желание сделать, что должна, и я сделала.

Почему «Ничего важного»?

Потому что на выставке ничего важного. Как в тексте Амира – смысл надо брать с того, до чего дотягивается рука. Я ничего не знаю. Я не знаю, как спасти мир, какое устройство лучше для человечества, какому СМИ доверять и в какие утопии верить. Я более менее знаю только то, что я сейчас смотрю в экран и пишу вам вот это сообщение. И кроме этого ничего больше нет. 

Может быть когда-нибудь я пойму как правильно, и буду говорить о важных вещах. Но на своей первой полноценной выставке мне хотелось, наверное, самой себе заявить, от чего я отталкиваюсь.

На вашей выставке все экспозиици без названия. Почему?

Да, как раз чтобы на работы ничего не наслаивалось. Что видите – то это и есть. А в Белом зале мне хотелось, чтобы картины были не экспонатами, а частью тотальной инсталляции.

Белый зал получился особенным. Что значат части инсталляции?

Белый зал со стеклом, камышами и абстракцией, мне кажется, должен был произойти два года назад, когда я зимовала в петропавловской мастерской. Выходила на улицу и слёзы от восторга наворачивались. От чистоты, пустоты и света, отражённого отовсюду в снегах.

Камыши для меня – история про хрупкость и про север, они у нас там повсюду растут, город на болоте. И зимой в этом какая-то магия, болот нет, они стоят в белизне и шелестят, на ветер плюющие.

Стекло и камыши – для меня шаткость, прозрачность. Мне тогда и в искусстве, и в жизни хотелось понять, что будет, если всё убрать. Как снег зимой всё ненужное убирает.

Я постоянно из города в город переезжаю и думаю, вот всё меняется: окружения, люди, деревья. А что остаётся от меня? Что неизменно моя основа? Где моя нулевая точка? И где нулевая точка всего? Сейчас я такое уже не делаю, был период вот таких поисков-мыслей. Сейчас меня больше восторгает материальное и простое, как в серии скетчей, которыми вся стена на входе облеплена.

Что бы вы сказали своему зрителю?

Мой идеальный зритель тот, кому не надо ничего рассказывать. Просто прийти, ничего не ожидая. Мне очень нравилась реакция людей, которые вообще незапланированно случайно попали на выставку. Выставку для всех.

Чем вы вдохновляетесь? 

Вдохновляюсь жизнью! Каждый день вдохновляюсь. Выхожу на улицу и вдохновляюсь. Еще поэзией – очень. Один посетитель выставки сказал, что мои скетчи – визуальные хайку. Мне очень такое сравнение нравится и близко.

Отражать хочу праздник жизни, гармонию. Не знаю, получается или нет.

Вы какой художник? Придерживаетесь ли какого-то направления?

Стараюсь направлений избегать. Недавно гостили в мастерской Рашида Нурекеева, и он сказал, что как только начинает что-то хорошо получаться, это надо бросать. И я очень это понимаю. Мне кажется, у моего искусства тыщу раз сменилась аудитория. То я писала жутковатых тревожных существ, потом стала писать большие белые абстракции, потом перешла на маленькую графику, сейчас мне вообще больше интересен перформанс и поэзия. И сколько раз был соблазн продолжать делать то, что от меня уже ждут.

Как вы думаете, что не хватает современным казахстанским художникам?

Не хватает бесстрашия думать самому. Брать не готовые идеи и дискурсы, а о своём говорить. Можно ещё сказать об образовании, грантах, возможностях и музеях, где можно было бы посмотреть на работы всяких великих. Но мне кажется и без этого можно делать честные, глубокие и большие вещи, и я видела тому подтверждения. Но с этим было бы попроще.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски