Вчера, 12 апреля, вышел второй EP Асии «Стереозвуки». Три года, пять песен, замужество, роды и декрет – альбом полон экспериментов и представляет слушателям новую версии Асии.
Мы созвонились с Асиёй и узнали, почему она писала альбом три года, как песня, написанная три года назад, обрела лицо Куандыка Бишимбаева и каково это – быть «певицей в декрете».
Поздравляю с выходом альбома «Стереозвуки». Это ваш второй альбом, верно?
Да, как и альбом «Ретроградный Меркурий», это тоже EP альбом, в нём также пять песен. «Стереозвуки» знаменуют для меня начало нового этапа.
Вы говорили, что этот альбом показывается Асию 2.0. Чем Асия 2.0 отличается от Асии 1.0?
Типа Old Taylor is dead (cмеётся).
Асия 2.0 отражается в том, что в этом альбоме более усовершенствованные тексты, потому что когда я писала тексты для первого альбома, я тогда ещё не умела писать на русском языке. У меня такая история – я изначально, в 14-15 лет, писала тексты только на казахском. Потом какой-то период вообще не писала и думала, что сочиняю только музыку. Но для того, чтобы тексты писали другие люди, нужно им платить, а денег у меня не было, поэтому я научилась писать сама.
Этот альбом про усовершенствование, эксперименты, про более качественный звук – инструменты, сочетания звуков получились очень хорошими на этот раз. Кстати, звук писали астанинские ребята, с которыми я всегда сотрудничаю, – Марк, Миша и Ильяс. Наверное, этим отличается Асия 2.0 как музыкант.
Как человек, Асия 2.0 отличается тем, что для меня замужество и материнство стали сильным пинком вперёд (cмеётся). Это не пропаганда, но эти события сильно помогли мне вырасти.
Вы писали альбом три года. Почему так долго?
Да, потому что я начала писать его во время карантина – все сидели дома, было нечего делать. Я тогда поставила цель – писать даже когда ничего не происходит ни в личной жизни, ни вокруг. Несмотря на то, что первый альбом я выпустила, потому что мне разбили сердце, я понимала, что не могу всю жизнь искать проблем, чтобы писать тексты.
Мне кажется, композиторы делятся на постоянно меланхоличных, как Земфира, Скриптонит, и на таких, как Стиви Уандер, – пишущих о счастье. Я хотела пойти по второй дороге – отделить творчество от личной жизни. Для меня было важным научиться писать не всегда о своих историях.
Получается, это альбом собран из выдуманных историй?
Да, я садилась, включала видео на YouTube или разгоняла какие-то фантазии, истории извне. Конечно, не могу утверждать, что вообще не чувствую себя причастной к ним, потому что бывают пересечения и отголоски из моей собственной жизни.
Для меня оказалось удивительным, как выдуманное тогда, обрело смысл сейчас, например, песни «Илон Маск», «Нарцисс». Как я писала «Нарцисс»: включила психолога Стрелецкую и мне попалось видео «злокачественный нарцисс» – это такие жёсткие мужики, и я написала такую жёсткую песню. Она уже вышла, но меня пугает, что я там написала.
В общем, я начала готовить альбом в 2022 году, потом у меня активно закрутилась жизнь – свадьба, подготовка, беременность, роды, первый год ребёнка – и я на протяжении всего этого времени пыталась вырываться, дописывать, переписывать; будучи беременной летала в Астану, дописывала вокалы на последних сроках. Потом полгода отходила и зимой начала заниматься подготовкой к релизу.
Здесь хочу затронуть тему родительства. Как сильно рождение Зере изменило вас, ваше самоощущение в мире?
Бывает, что у женщины рождается ребёнок и она понимает, что рождена быть мамой. Я не могу так сказать, хотя сама вдохновляюсь такими мамами. Я поняла, что абсолютно не знала, что такое материнство. Я — младший ребёнок в семье, ни с кем не нянчилась и не имела об этом представлений. Я поняла, насколько это большой труд. Никогда в своей жизни не была настолько занята – буквально каждую минуту. Я не знала, что такое выгорание. Я не к тому, чтобы жаловаться на материнство, но хочу говорить «по чесноку».
При этом я искренне готова каждую минуту своей жизни посвятить дочери – это какое-то сумасшествие. Я на протяжении года полностью проводила с ней, если отлучалась на два часа, то сразу скучала или когда она засыпала, открывала её фотки и смотрела на них; любовалась, как она спит, осматривала каждый пальчик, каждый миллиметр. Все трудности родительства стоят того, чтобы наблюдать как из маленького эмбриончика она превращается в человека и уже делает первые шаги и временами похрапывает.
Материнство – это настолько прекрасно, но в тоже время может так измотать ментально и физически. После материнства я научилась отстаивать личные границы, говорить «нет», научилась критическому мышлению, проще говоря, я повзрослела. Это больше push в жизни. Я, кажется, могу очень долго об этом рассказывать.
Какого это быть музыкантом – творческим человеком «в полёте» и мамой?
Моя профессия идеальна для материнства – у меня гибкий график, я могу его подстроить. Я себе заранее поставила установку, что до года не буду отлучаться от Зере. Ближе к году я начала чуть-чуть сепарироваться, мне самой захотелось вспомнить о себе, кто я и чем занимаюсь. Начала с того, что прослушала все свои демки и спланировала, что дальше делать. На два часа отъеду на студию, запишу вокал, потом на два часа съезжу на съёмки – так и совмещала подготовку альбома и материнство.
Мне кажется, быть матерью в творческой сфере – это классно. Я себя называю «певица в декрете» (смеётся).
У вас муж тоже работает в творческой среде – продюсер. Получается ли делить обязанности бытовые и по уходу за ребёнком?
Да, Еркебулан первые пару недель не работал и всё время был с нами. Из-за того, что у меня было экстренное кесарево, он дочку увидел первым. Ещё до родов он прочитал книгу про активное отцовство – Nordic Dads, где рассказываются истории о мужчинах в декрете и том, как вовлечённое отцовство влияет на жизнь детей в будущем. В Казахстане это вообще редкость. Но Еркебулан вдохновился и сильно мне помогал. Несмотря на то, что он вернулся на работу, определённые обязанности остались за ним: купание Зере, уборка после приёма пищи, гигиенические процедуры и, в целом, я могу спокойно оставить их на выходных, уверенная, что они поедят, поспят, погуляют и выполнят все необходимые процедуры.
Хочу вернуться к треку «Илон Маск». А есть ли у вас другие песни, рефлексирущие на происходящее политическое или социальное?
Нет. Может быть, в силу возраста меня это совсем не трогало, и об этом я не писала. Даже в этом альбоме я просто написала историю о вип-казахах, над которыми мне хотелось посмеяться. Поэтому там и пузо, и Илон Маск – «да я вот даже Илона Маска знаю». Песня также про то, как девушка оказалась в абьюзивных отношениях с таким человеком, хочет уйти, но не может. Видимо, не зря я ждала три года, чтобы понять о чём эта песня. В рамках текущих событий она обрела совершенно другой окрас, как и песня «Нарцисс».
У нас это всегда было где-то внутри, ощущение, что у всех девушек лопнуло терпение. Невозможно больше об этом молчать. Конечно, в нашей стране не все мужчины такие, но всё взаимосвязано – от культа мальчика в семьях и воспитания до их поведения в будущем – всё друг на друга накладывается.
Часто слышу мнение «страшно рожать дочь». Не было ли у вас таких мыслей?
В силу того, что я тревожный человек, уже сейчас думаю: «А в какой садик её отдать, чтобы там было безопасно», «А как я её отпущу во двор, в лагерь, в поездку?», но я стараюсь уже сейчас прививать ей личные границы. Понимаю, что надо будет много разговаривать, доверять, прислушиваться к ней, чтобы она могла доверять мне в ответ.
И нам самим нужно работать над ситуацией в Казахстане, как бы это громко не звучало. Поэтому репосты, донаты – всё это важно.
Есть исполнительница Монеточка, которая зачастую отражает свои политические переживания в своём творчестве. Плюс она тоже молодая мама, вас часто сравнивают с ней, как вы к этому относитесь?
Я не специально забеременела после неё, я не специально дочку родила (смеётся).
Да, как-то прицепилось сравнение с Монеточкой, и я сама на этом «прикол ловлю», немножко пиарюсь – будет стыдно, если она увидит моё видео в тиктоке. Я к ней суперски отношусь, обожаю её тиктоки трушные, её песни.
@asiyamusicТиыночка 🤝♬ Каждый раз – монеточка
А вообще не обижают сравнения с другими артистами?
Ну помимо Монеточки, меня вот с AYREE сравнивают внешне – я сходство не особо вижу, но не обижаюсь ни в коем случае, творчество её люблю, слушаю.
А кого ещё вы слушаете из казахстанской музыкальной индустрии?
Shiza, Dequine, Ayau, Kazybek Kuraiysh – из последнего, что слушаю.
Кем вы вдохновляетесь?
Я всегда чекаю, что делает бельгийская певица Angele, Maggie Rogers, John Mayer (открывает Apple Music). Сейчас, я в основном, слушаю Фиксиков (смеётся).
А что вы думаете о развитии казахстанской музыкальной сцены – в лучшую, в худшую, более широко?
Вот вы верно сказали – вширь развивается. Потому что есть уже такие имена, которые мы можем не знать, а они собирают стадионы. Это классно!
Мне нравится тенденция на музыку на казахском языке. Раньше артисты стремились писать на русском языке – было удобнее работать со стриминговыми сервисами. Потом, пока происходила моя личная жизнь, в индустрии всё поменялось, и я начала задумываться, что материал на русском больше никому не нужен. Однако я поняла, что творчество имеет право быть разным. И резко отрубить язык, отменить своё прошлое – это забыть часть своей истории. Я решила, что выпущу тот материал, который у меня накоплен. А в будущем планирую писать и на русском, и на казахском, и может миксовать с английским. Тут две грани: творчество, которое может существовать на любом языке и позиция (общественно-политическая позиция — прим. ред), что нужно больше создавать контента на казахском. Я долго не могла понять, что эти грани могут вместе сосуществовать.
К тому же поменялись маркетинговые стратегии за последние пять лет. Если при продвижении первого альбом, я писала всем (друзьями и блогерам – прим. ред), то сейчас артист может себя сам продвигать, с помощью собственных сил, виральных тиктоков и рилсов. Сейчас отправить трек в Sponsored (таргетированная реклама в инстаграм – прим. ред) – это странно.
К какому жанру вы относите своё творчество?
Всегда к поп. Когда я училась в музыкальной школе в Италии, там говорили, что поп-музыка – это зеркало народа, его актуальное состояние. Поп-музыка – для меня это микс всего. Я пишу в разных жанрах и просто всё называю «поп». Часто замечаю, что меня уносит в ретро.
Когда ждать следующий альбом?
По альбому сказать не могу, но в течение месяца выпущу трек на казахском «Толғанай». Текст написал Ali Kunzharyq.
Мне этот трек приснился в 2020 году, и я изначально написала текст на итальянском. В этом году мы написали его на казахском, и он получился офигенным – очень честным.