«Сәлем, Европа» — трогательная картина, которой не хватило бюджета

На днях в национальном прокате состоялась премьера фильма «Сәлем, Европа» Руслана Акуна, выпущенного в копродукции Казахстана и Кыргызстана. Несмотря на то, что картина является комедией, она говорит не о пацанских конфликтах или разборках келинок и енешек, а о милой истории любви бабушки и дедушки. 

О том, почему «Сәлем, Европа» стоит вашего внимания, хоть и с определёнными оговорками, рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

«Сәлем, Европа» фокусируется на представителях старшего поколения, сначала кратко показывая их деревенский быт, а после отправляя героев за границу. По сюжету бабушка и дедушка собираются приехать в Болонью на выпускной внука. Однако дедушка не может лететь самолётом из-за высокого давления. Недолго думая, персонажи решают отправиться из Казахстана в Италию автостопом, преодолев несколько тысяч километров. 

Конечно, их план быстро начинает трещать по швам: герои теряют водителя, опаздывают на автобус в Эстонии, по ошибке приезжают во Францию и даже попадают в тюрьму в Германии. Однако с ними случаются и хорошие события. По пути они встречают надоедливого, но дружелюбного парня Мейсона, который быстро становится частью их семьи. Но самое главное, путешествие пары по Европе позволяет им вспомнить, почему они когда-то полюбили друг друга и испытать это чувство вновь.

Трогательное кино

Творчество Руслана Акуна можно в первую очередь описать как трогательное. Начиная со своего дебюта «Салам, New York» (2013), постановщик снимает простые, но понятные истории, которые резонируют с массовым зрителем. «Сәлем, Европа» в этом плане не является исключением, ведь лента способна вызвать у публики как улыбку, так и слёзы. Во многом это также заслуга актёров Бауыржана Каптагая и Айтурган Темировой, исполнивших главные роли. 

Грустных моментов в картине добавлено сполна. Тут и трагическая история смерти родителей мальчика, и сцены, показывающие финансовое положение семьи. Акун умело контрастирует такие эпизоды с позитивными, показывая, как бабушка с дедушкой находят необычные и невероятно пронзительные способы осчастливить ребёнка. К примеру, сцена в Детском мире — это самый душещипательный момент ленты. Поэтому от картины стоит ожидать в первую очередь приятных впечатлений и в этом плане фильм хочется назвать по-настоящему семейным.

 

Казахстан и Европа

Отечественному зрителю не впервой смотреть фильмы о путешествии казахстанцев за границу. Однако очень часто такие картины скатываются в излишнюю стереотипизацию и экзотизацию других национальностей. «Сәлем, Европа» лишь изредка уходит в эту сторону. Лента зачастую не издевается над иностранцами, а наоборот показывает их доброту к героям. Так, немецкие байкеры обязательно приедут на помощь в момент нужды, французский разгильдяй Мейсон отдаст последние деньги влюблённой паре, а кыргызская работница аптеки войдёт в положение стариков и продаст им лекарство без надлежащего рецепта. 

Главные герои тоже показаны как нечто большее, чем просто беспомощные старики. Хотя они не говорят по-английски, у бабушки и дедушки получается найти общий язык абсолютно со всеми. Так, смекалка и собранность персонажа Бауыржана Каптагая хорошо показаны в эпизодах, в которых иностранцы оказываются в какой-либо беде. Вместе с этим способность героини Айтурган Темировой слушать и поддерживать людей позволяют Мейсону пересмотреть своё отношение к родителям. Поэтому в «Сәлем, Европа» нет объектов насмешек, основанных на национальных стереотипах. Вместо этого — лёгкое недопонимание и разница в ментальности, которые герои преодолевают через диалог. 

Проблемы с бюджетом

Несмотря на все достоинства фильма, у «Сәлем, Европа» есть целый ряд проблем. Все они связаны в первую очередь с ограниченным бюджетом. Из-за отсутствия нормального финансирования на экране виднеется дешевизна, хотя создатели старательно пытались её скрыть. Поэтому все страны Европы были сняты в двух городах Эстонии, а душещипательная сцена у Эйфелевой башни и вовсе была сделана на фоне зелёного экрана. Такой подход вредит просмотру и убивает всю ту магию, которую Акун вкладывал в фильм. 

Самым раздражающим элементом оказывается безжалостный product placement. Проблема тут даже не в наличие рекламы (нынче она есть в каждой второй отечественной комедии), а в её навязчивости. Поэтому всякий раз при появлении брендов у зрителей возникает желание перемотать фильм к следующей сцене. 

Тем не менее, на авторов в этот момент не хочется злиться, ведь смотря на финальный продукт, понимаешь, что картина была сделана с любовью и желанием рассказать красивую историю о наших бабушках и дедушках. Поэтому в конце ленты становится печально, что столь человечная история не получила достаточного финансирования. 

Вывод

«Сәлем, Европа» можно очень легко разругать из-за дешевизны, рекламы и небольших сюжетных проблем. Но делать этого не хочется, ведь фильм даёт зрителю больше, чем забирает. На каждую кричащую интеграцию найдётся милая сцена, где ещё молодые бабушка и дедушка нянчатся с внуком и заботятся друг о друге. И даже выделяющийся хромакейный момент у Эйфелевой башни способен растрогать публику. Ну а финал фильма заставит растрогаться и вспомнить о семье абсолютно каждого зрителя. Поэтому на «Сәлем, Европа» следует идти, но только если вы готовы закрыть глаза на видимые недостатки.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски