Сюжет
«Сәлем, Европа» фокусируется на представителях старшего поколения, сначала кратко показывая их деревенский быт, а после отправляя героев за границу. По сюжету бабушка и дедушка собираются приехать в Болонью на выпускной внука. Однако дедушка не может лететь самолётом из-за высокого давления. Недолго думая, персонажи решают отправиться из Казахстана в Италию автостопом, преодолев несколько тысяч километров.
Конечно, их план быстро начинает трещать по швам: герои теряют водителя, опаздывают на автобус в Эстонии, по ошибке приезжают во Францию и даже попадают в тюрьму в Германии. Однако с ними случаются и хорошие события. По пути они встречают надоедливого, но дружелюбного парня Мейсона, который быстро становится частью их семьи. Но самое главное, путешествие пары по Европе позволяет им вспомнить, почему они когда-то полюбили друг друга и испытать это чувство вновь.
Трогательное кино
Творчество Руслана Акуна можно в первую очередь описать как трогательное. Начиная со своего дебюта «Салам, New York» (2013), постановщик снимает простые, но понятные истории, которые резонируют с массовым зрителем. «Сәлем, Европа» в этом плане не является исключением, ведь лента способна вызвать у публики как улыбку, так и слёзы. Во многом это также заслуга актёров Бауыржана Каптагая и Айтурган Темировой, исполнивших главные роли.
Грустных моментов в картине добавлено сполна. Тут и трагическая история смерти родителей мальчика, и сцены, показывающие финансовое положение семьи. Акун умело контрастирует такие эпизоды с позитивными, показывая, как бабушка с дедушкой находят необычные и невероятно пронзительные способы осчастливить ребёнка. К примеру, сцена в Детском мире — это самый душещипательный момент ленты. Поэтому от картины стоит ожидать в первую очередь приятных впечатлений и в этом плане фильм хочется назвать по-настоящему семейным.
Казахстан и Европа
Отечественному зрителю не впервой смотреть фильмы о путешествии казахстанцев за границу. Однако очень часто такие картины скатываются в излишнюю стереотипизацию и экзотизацию других национальностей. «Сәлем, Европа» лишь изредка уходит в эту сторону. Лента зачастую не издевается над иностранцами, а наоборот показывает их доброту к героям. Так, немецкие байкеры обязательно приедут на помощь в момент нужды, французский разгильдяй Мейсон отдаст последние деньги влюблённой паре, а кыргызская работница аптеки войдёт в положение стариков и продаст им лекарство без надлежащего рецепта.
Главные герои тоже показаны как нечто большее, чем просто беспомощные старики. Хотя они не говорят по-английски, у бабушки и дедушки получается найти общий язык абсолютно со всеми. Так, смекалка и собранность персонажа Бауыржана Каптагая хорошо показаны в эпизодах, в которых иностранцы оказываются в какой-либо беде. Вместе с этим способность героини Айтурган Темировой слушать и поддерживать людей позволяют Мейсону пересмотреть своё отношение к родителям. Поэтому в «Сәлем, Европа» нет объектов насмешек, основанных на национальных стереотипах. Вместо этого — лёгкое недопонимание и разница в ментальности, которые герои преодолевают через диалог.
Проблемы с бюджетом
Несмотря на все достоинства фильма, у «Сәлем, Европа» есть целый ряд проблем. Все они связаны в первую очередь с ограниченным бюджетом. Из-за отсутствия нормального финансирования на экране виднеется дешевизна, хотя создатели старательно пытались её скрыть. Поэтому все страны Европы были сняты в двух городах Эстонии, а душещипательная сцена у Эйфелевой башни и вовсе была сделана на фоне зелёного экрана. Такой подход вредит просмотру и убивает всю ту магию, которую Акун вкладывал в фильм.
Самым раздражающим элементом оказывается безжалостный product placement. Проблема тут даже не в наличие рекламы (нынче она есть в каждой второй отечественной комедии), а в её навязчивости. Поэтому всякий раз при появлении брендов у зрителей возникает желание перемотать фильм к следующей сцене.
Тем не менее, на авторов в этот момент не хочется злиться, ведь смотря на финальный продукт, понимаешь, что картина была сделана с любовью и желанием рассказать красивую историю о наших бабушках и дедушках. Поэтому в конце ленты становится печально, что столь человечная история не получила достаточного финансирования.
Вывод
«Сәлем, Европа» можно очень легко разругать из-за дешевизны, рекламы и небольших сюжетных проблем. Но делать этого не хочется, ведь фильм даёт зрителю больше, чем забирает. На каждую кричащую интеграцию найдётся милая сцена, где ещё молодые бабушка и дедушка нянчатся с внуком и заботятся друг о друге. И даже выделяющийся хромакейный момент у Эйфелевой башни способен растрогать публику. Ну а финал фильма заставит растрогаться и вспомнить о семье абсолютно каждого зрителя. Поэтому на «Сәлем, Европа» следует идти, но только если вы готовы закрыть глаза на видимые недостатки.