Семь экранизаций Кафки

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения одного из главных литераторов ХХ века – Франца Кафки. Сложный, порой депрессивный, всегда ироничный и умеющий видеть вещи под совершенно непривычным углом. 

В честь дня рождения великого писателя вспоминаем лучшие образцы кинематографа, вдохновлённые творчеством Кафки. 

«Процесс», 1962
Орсон Уэллс 

Орсон Уэллс, одна из главных фигур мирового кинематографа, вообще называл этот фильм своей лучшей картиной. Режиссёр действительно тонко чувствовал текст Кафки, что прекрасно отражено на экране. 

Эмоциональность, переданная почти исключитель   но музыкой. Никогда не ясный до конца градус напряжения и серьёзности. Непокидающее ощущение запутанности и бессмысленности всего происходящего. Всё это позволило записать на плёнку настоящий кафкианский кошмар – именно то, за что автор так полюбился публике. 

«Кафка», 1991
Стивен Содерберг 

Спустя несколько десятилетий это кажется неожиданным – режиссёр «Одиннадцати друзей Оушена» снял крайне сложное кино, вдохновлённое Кафкой. Но до «Оушена» на момент выхода «Кафки» было ещё десять лет, а Содерберг уже успел получить «Золотую ветвь» Каннского фестиваля.

Этот фильм – не совсем экранизация. Он состоит из подробно изученной биографии Франца Кафки, элементов его романов «Процесс» и «Замок» и собственного сюжета. И, к чести Содерберга, от этого он не теряет в ценности. 

 

«Замок», 1994
Алексей Балабанов 

Нет для Кафки лучшего читателя, чем тот, кто жил в СССР. Только эти люди в полной мере видели, как «Процесс» превращается из художественного произведения в жизнеописание действительности.

Однако Балабанов весь свой опыт решил использовать для другой цели – дописать неоконченный Кафкой «Замок». Будучи и сам великим художником, режиссёр сильно изменил и само повествование, и расстановку акцентов. С финалом истории предлагаем ознакомиться самостоятельно. 

«Классовые отношения», 1984
Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе 

Экранизация «Америки» – самого недооценённого романа Франца Кафки. В фильме, который довольно строго следует за сюжетом произведения, лейтмотивом является одна из главных идей кафкианства как системы – презумпция виновности. Это простой, но крайне интригующий способ интерпретации первородного греха, в котором человеку ставится в упрёк сам факт его существования.

Из всех экранизаций Кафки «Классовые отношения» являются наиболее точным переложением текста. Авторы для воплощения своего понимания истории пользовались другими методами. В картине рекомендуем отдельное внимание уделить визуалу – холодному, пустому, абсурдному, но при этом нарочито естественному, отчего и крайне неприятному.  

«Человеческое тело», 2004
Тобиаш Фрюморген 

Короткометражная вольная интерпретация рассказа Кафки «Сельский врач». Фильм больше походит на театральную постановку, загнанную в рамки объектива. Картина адаптирована под современные реалии и события в ней происходят в нынешнем мире, но атмосфера разгоняющегося абсурда передана великолепно. 

С судьбой главного героя режиссёр тоже распорядился не так, как это сделал сам Кафка, но его произведения как будто всегда просят видоизменять финал. Не рекомендуем смотреть за завтраком – есть в происходящем на экране что-то крайне мерзкое. 

«Эта замечательная жизнь Франца Кафки», 1995
Питер Капальди 

Ещё один короткий метр, но очень и очень специфический – пожалуй, единственное прочтение Кафки, которое на передний план выводит юмор и иронию, а не ощущение абсурда и бессмысленности. 

Фильм рассказывает о том, как Кафка пытается написать свою самую популярную повесть – «Превращение». Сначала он пытался превратить главного героя в банан, а затем, пытаясь отказаться от развлечений, находит центральную фигуру для своей повести (жука, которого убивает) и невероятным образом страдает по поводу утраты.  

Короткометражку часто сравнивают со скетчами из шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» и совершенно не зря. Перед просмотром рекомендуем прочитать хотя бы само «Превращение». 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя