«Sheker: последний шанс» — красиво, но очень плохо. Разбираемся почему

На прошлой неделе состоялась премьера возможно одного из самых ожидаемых казахстанских фильмов этого года — «Sheker: Последний шанс». После двух крайне успешных сезонов веб-сериала от Salem Social Media выход полнометражной картины был лишь вопросом времени. И вот, спустя три года, до больших экранов добралось продолжение истории Алдика, который просто хотел раскидать за учёбу, а в итоге организовал свой наркобизнес и угодил за решётку.

В первые дни билеты в кинотеатр было не достать, а на закрытый показ перед премьерой пришло больше гостей, чем организаторы могли уместить. Поэтому зрителям пришлось сидеть на лестнице и даже на полу перед экраном, лишь бы увидеть продолжение истории. О том, оправдал ли «Sheker: Последний шанс» ажиотаж вокруг себя рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Осторожно! В рецензии присутствуют спойлеры!

Сюжет 

Фильм начинается с описания последствий финала второго сезона «Sheker»: Алдик (Азат Жумадил) сидит в тюрьме, а Кана (Ансар Ильясов) продолжает продавать наркотики в клубах и радоваться жизни. Главному герою грозит большой срок, но ему предлагают выйти досрочно,если он достанет куратора, управляющего всем наркокартелем. Естественно, никто не знает где живёт этот загадочный куратор и как он выглядит. Поэтому Алдик выходит на свободу, чтобы под прикрытием снова вернуться в наркобизнес, втереться в доверие к людям сверху и заманить куратора в лапы полиции. Согласившись с условиями, парень воссоединяется с Каной, придумывает новую схему по сбыту товара, находит себе девушку, выходит на куратора и, впоследствии, платит за свои действия. 

Смена авторской группы

Изначально у «Sheker: Последний шанс» была другая группа сценаристов, а в режиссёрское кресло был посажен Айторе Жолдаскали, ранее снявший два сезона сериала. Да и сюжет должен был сильно отличаться от того, что в итоге получили зрители. Однако в конце февраля этого года Айторе объявил, что больше не связан с проектом, а позже выяснилось, что его сменил Дархан Тулегенов, известный по картине «Братья». 

Авторская группа тоже поменялась. Поэтому нельзя точно сказать в каких условиях писался новый сценарий и сколько в нём осталось от изначальной задумки, но, посмотрев фильм, можно предположить, что времени на переписывание было мало, ведь количество сюжетных дыр и дешёвых ходов в ленте превышает любые ожидания. Наверное, самым показательным примером стал финал эпизода в Таиланде, где Алдика под наркотическим опьянением в женском платье и с кровью на всё лицо воруют бандиты, а в следующей сцене он уже просыпается где-то в горах Алматы, где его встречает куратор в исполнении Берика Айтжанова. О том, как героя провели в таком состоянии через таможню, да и зачем до этого Алдика заставили путешествовать по дюжине стран, задумываться не приходится ни бандитам, ни сценаристам.

Ещё один показательно дешёвый эпизод, указывающий то ли на лень людей в авторской комнате, то ли на нехватку времени, это сцена знакомства Алдика с отцом его новой девушки, которым, магическим образом, оказывается герой Берика Айтжанова. Вся зарисовка не только выглядит удобной для продвижения сюжета, но и до ужаса напоминает схожий плот-твист из «Человека-паука: Возвращение домой». Однако здесь нет никакого напряжения между персонажами, как это было в фильме с Томом Холландом, зато присутствуют монологи, призванные вылить тонну экспозиции на зрителя. 

Из таких крайне слабых поворотов и абсолютно нелогичных эпизодов состоит весь «Sheker: Последний шанс». Ближе к концу зрители в зале начинают всё больше считывать бессмысленность происходящего, то и дело хихикая над эмоциональными, но немотивированными рыданиями Алдика и Каны. Особенно запоминается вопль Каны о том, как он хочет к маме смотреть мультики и кушать печеньки по утрам. По отдельности каждая такая сцена, где персонажи говорят грустные цепляющие фразы для трейлеров, работает. Однако, в совокупности складывается впечатление, что публике показали набор красивых mood video, связанных белыми нитями вместо вменяемого сюжета. 

Нелюбовь к главному герою

Наверное главная проблема картины — это даже не отсутствие логики в сценарии, а скорее отсутствие симпатии по отношению к Алдику. На предпоказе постановщик Дархан Тулегенов попросил зрителей смотреть на историю персонажа с точки зрения стороннего наблюдателя, не ассоциируя себя с главным героем. Естественно, такое заявление сразу наталкивает на мысль, что главного героя следует осуждать за его действия в течение фильма. Однако зрителям даже не нужно прилагать для этого каких-либо усилий, ведь создатели ленты сделали всё, чтобы показать Алдика максимально отталкивающим персонажем. В отличие от его образа в сериале, где худо-бедно можно было понять мотивацию героя и сопереживать ему, в фильме Алдик вызывает только чувство отторжения. 

К сожалению, такой подход убивает интерес зрителя к герою ещё в первой половине фильма. Сценаристам будто становится куда важнее сказать публике, что наркотики — это зло, нежели показать многогранного персонажа. В итоге, картину приходится смотреть только глазами создателей, которые всецело приоритизировали мораль над сюжетом. 

 

Сцена в туалете

Самый выделяющийся эпизод в фильме — это драка между Алдиком и двумя леди-боями в грязном общественном туалете в Таиланде. Сцена выглядит максимально эффектно и кроваво. Здесь в ход идёт всё: от крышки унитаза до «розочки» из бутылки пива. Естественно, следует похвалить создателей за хореографию, работу камеры и изобретательное использование столь маленькой локации. 

Однако стоит зрителю задуматься зачем этот эпизод вообще нужен в фильме, как всё сразу же начинает рушиться. Его наличие не обусловлено ничем, кроме желания создателей показать их способности в постановке зрелищных боевых сцен. Если убрать эпизод из сюжета, то мало что поменяется в линии Алдика.

Зато наличие эпизода многое говорит о том, на кого рассчитана картина. В то время, как главный герой мог сцепиться в драке с любым человеком, случайно зашедшем в уборную, создатели посчитали нужным выбрать именно леди-боев (очевидная ассоциация с Таиландом) в качестве оппонентов для традиционно маскулинного Алдика. Неспроста поединок заканчивается тем, Алдик втыкает «розочку» в паховую область леди-боя, как бы утверждаясь в своей маскулинности. Но именно эта сцена нравится основной аудитории фильма больше всего, а значит она попадает в неё не только визуалом, но и посылом.

Красивый визуал

Единственное, что хоть как-то вытягивает фильм — это визуальная составляющая. Красиво подобранные ракурсы, монтаж и цветовая палитра радуют глаз. Операторская работа Шерхана Тансыкбаева остаётся на высоте даже в самых непритязательных комедиях, а уж в «Sheker: Последний шанс» ему дают полностью раскрыть свои способности. Наблюдая за столь запоминающимися кадрами, хочется провести параллель между фильмом и красными закладками, которые Алдик продавал в сериале: в обоих случаях потребитель получает плохой продукт в красивой упаковке. 

Великолепный Ансар Ильясов

Ещё по «Братьям» было заметно, что Дархан Тулегенов умеет работать с актёрами. Тогда Айбар Салы и Азат Жумадил выдали чуть ли не свои лучшие перформансы. В случае с «Sheker: Последний шанс» такой похвалы заслуживает Ансар Ильясов, который успел проявить себя в течение одного фильма больше, чем в двух сезонах сериала. Тут он показывает себя разным: от довольного жизнью наркоторговца и напуганного парня, который должен денег своему покровителю, до потерявшего рассудок наркомана. Но главное, что в любой момент фильма его персонажу веришь, а за его действиями (порой крайне немотивированными) хочется следить.

 

Вывод

«Sheker: Последний шанс» — это определённо событие для казахстанского кино, ведь здесь соединяется авторский стиль Дархана Тулегенова с коммерческим потенциалом успешного сериала. Если на «Братьев» массовый зритель не пошёл, то тут у режиссёра наконец появился шанс на финансовый успех. Однако ситуацию омрачает слабый сценарий и излишние нравоучения, отчего изначально интересный проект в итоге мало чем отличается от типичных казахстанских комедий. 

Тем не менее, фильм скорее всего соберёт достаточную кассу, а значит история Алдика продолжится. Более того, в конце предпоказа создатели спросили, хотят ли они кроссовер Sheker и Meow (ещё одного популярного сериала на НТК). Поэтому в ближайшее время нам стоит ожидать свою киновселенную Marvel про закладчиков. 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски