Shulamah Айторе Жолдаскали — рефлексия на собственное творчество и казахстанскую музыку

Самый громкий отечественный фильм нынешнего лета — это, несомненно, дебютная лента Айторе Жолдаскали Shulamah. Картина вызвала интерес зрителя ещё задолго до выхода, ведь это первая работа о казахстанских рэперах, рассказывающая о современном положении нашей музыкальной индустрии. Ожидания от проекта у публики были диаметрально противоположные: одни готовились увидеть грандиозный провал постановщика, а другие верили в начало новой вехи национального кинематографа. Однако финальный продукт оказался чем-то средним, одновременно подарив аудитории стильную драму о дружбе и музыке и разочаровав крайне шаблонным сценарием.

О том, почему Shulamah — это далеко не идеальный фильм, который всё-таки стоит просмотра, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев. 

Внимание! В статье присутствуют спойлеры!

Сюжет

Трое друзей — Сапа, Гани и Дара — живут в Темиртау и мечтают однажды стать популярными музыкантами. Ещё будучи детьми, они создали своё рэп-объединение с ироничным названием Shulamah (в переводе «не шуми»). Спустя десять лет парни так и остались ноунеймами из провинциального города, поэтому Гани и Дара решают закончить с музыкальной карьерой и взглянуть уже в печальные глаза взрослой жизни. Идейный лидер коллектива Сапа в попытках предотвратить раскол группы врёт друзьям, что их демкой заинтересовался алматинский продюсер. Решив всё-таки дать последний шанс детской мечте, ребята отправляются в южную столицу.

Естественно, по приезде обман Сапы вскрывается, и герои пытаются найти другие способы пробиться в казахстанскую рэп-индустрию. Все попытки оказываются тщетными, пока в один прекрасный день на ребят не обращает внимание успешный продюсер Сула, решивший взять группу под своё крыло. Далее друзей ожидают популярность, знакомства со звёздами и стадионные концерты. Но вместе с новой жизнью парням придётся проверить на прочность свою многолетнюю дружбу, в которую теперь пришли деньги, контракты и обязательства перед лейблом. 

Слабый сценарий и сильный визуал

Shulamah оставляет после себя крайне двоякое впечатление. С одной стороны, весь сюжет фильма не вызывает никакого интереса и его можно полностью предугадать ещё в первом акте. С другой, визуальный сторителлинг способен увлечь зрителя, который в итоге закроет глаза на крайне условную историю.

Сценарий фильма был написан крупными мазками, через которые авторы схематично заявляют основных героев, их проблемы и главного антагониста. Никто из персонажей не обладает ярко выраженной предысторией или же прописанной мотивацией. Скорее, нам просто обозначают, что один парень приоритизирует дружбу над карьерой, другой мечтает стать знаменитым и заработать денег. Эти цели будут понятны аудитории, но такая одномерность убивает любые зачатки сопереживания героям.

Из трёх участников группы, авторы сценария пытаются добавить глубины Даре, которого на экране воплотил Алмаз Мержакыпов, прописав ему дополнительную линию с бывшей девушкой. Но их потуги создать драму выглядят крайне натянуто, а диалоги между двумя героями скорее вызывают испанский стыд и нервный смех, нежели заставляют сопереживать рэперу. И похожих проблем по фильму можно найти ещё много, начиная с абсолютно наивного финала, будто вышедшего из детской сказки, и заканчивая бесконечно тянущейся шуткой про боксёрскую грушу, которую зачем-то назвали Ержан. Но тут стоит отметить, что в остальном юмор в Shulamah работает, и немалую роль в этом играет герой Данияра Алшинова.

То же и с визуалом. Режиссёры Айторе Жолдаскали и Игорь Цай, а также оператор-постановщик Эржан Аракеев проделали великолепную работу над съёмкой, монтажом и визуальными эффектами. Многие сцены запомнятся зрителю именно из-за того, как они выглядят на экране. К примеру, нарастающий конфликт между участниками группы, показанный через новостные заголовки различных медиа (включая ваше любимое издание — ‘98mag) — это отличный пример визуального сторителлинга, где за пару минут публике передают целый пласт информации. От подобных решений картина приобретает нужную динамику и музыкальность, которую ожидаешь от фильма про молодых рэперов. 

Поэтому, с технической точки зрения Shulamah выглядит как пустой проект с красивой обёрткой. Значит ли это, что фильм провалится в прокате или не полюбится зрителю? Конечно же нет.  В одной из сцен фильма продюсер Сула объясняет ребятам, как сделать хит: сначала нужно написать качающий бит, затем придумать цепляющий припев, и уже потом для галочки можно и куплет добавить, главное, не слишком сложный. Так же и создатели Shulamah добавляют в фильм всевозможные камео, качественный визуал, быстрый клиповый монтаж под популярную музыку и лишь напоследок для проформы схематичный сюжет.

Рефлексия на собственную карьеру

Хотя в списке режиссёров числится два имени, Shulamah по всем показателям выглядит как ультимативный проект Айторе Жолдаскали. В его дебютном фильме прослеживаются все сильные и слабые стороны постановщика, которые тянутся с ним ещё с первых музыкальных клипов. Поэтому неудивительно, что многие сцены из ленты выглядят как мини-клипы с красивыми кадрами и необычными переходами. И хотя одни эпизоды действительно работают для продвижения истории, другие скорее выполняют роль костылей для режиссёра, который, ввиду неопытности работы над полнометражными проектами, предпочитает уходить в более понятные короткие формы. Похожий трюк мы наблюдали ещё в первом сезоне Sheker, когда постановщик прибегал к музыкальным вставкам буквально каждые пару минут. Конечно, это добавляет стиля проекту, но одновременно создаёт ощущение, что мы смотрим полуторачасовой визуальный ряд для казахстанского рэп-альбома, а не самостоятельное кинопроизведение.

Набив руку на коротком формате, Жолдаскали снял два успешных сериала Sheker и Octagon, где получил первую широкую известность. В тематическом плане Shulamah повторяет идеи предыдущих проектов. Так, все три истории говорят о молодых бедных парнях, которых соблазняют деньги и красивая жизнь. В каждом случае герой буквально продаёт свою душу, а после понимает свои ошибки и пытается вернуть всё на круги своя. Здесь неумолимо напрашиваются параллели между режиссёром и его протагонистами, ведь постановщик сам ни раз рассказывал, как пытался найти себя в индустрии, при этом не сломавшись под гнётом продюсеров и системы. Поэтому каждую новую историю Айторе можно трактовать как очередную попытку разобраться в себе и наконец превратиться из молодого и талантливого клипмейкера в полноценного кинорежиссёра с принципами. Первые намётки на этот переход уже есть в Shulamah, поэтому нам остаётся ждать его следующую работу и надеяться, что ему удастся сделать больший фокус на истории, а не на визуале.

Мифологизация казахстанской музыки

У Shulamah есть много проблем, но его выход в свет — это определённо важный этап в развитии казахстанской киноиндустрии. Картина показывает и осмысляет самобытность и самостоятельность современной музыкальной сцены в Казахстана. Если «Дос-Мукасан» (2021) мифологизировал музыку прошлого, то Shulamah делает то же самое с музыкой настоящего. Появление реальных артистов в фильме становится чем-то большим, чем просто камео, их экранные образы несут с собой на экран идеи и ассоциации, понятные всем, кто знаком с казахстанской рэп-сценой. Публике не нужно объяснять, кто такой рэпер Shiza и почему дисреспект от него становится сильным ударом по эго наших протагонистов. Точно так же реклама от Кисло-Сладкого в соцсетях или совместный трек с V$XV PRiNCE — это явные признаки того, что группа Shulamah полностью ушла в простые формы, забыв о своём изначально уникальном стиле.

Наконец, использование музыкальной композиции Darkhan Juzz в одной из ключевых сцен фильма говорит многое об идеалах, за которые стоит один из участников группы Shulamah, ведь Айторе в этот момент проводит параллели между ним и образом свободолюбивого и независимого музыканта, воплощением которого становится музыка Дархана. 

Поэтому тот факт, что в сегодняшней отечественной индустрии появилось достаточно колоритных имён, способных одним своим появлением вызвать целый ряд ассоциаций у зрителя говорит о новом этапе становления казахстанской музыкальной сцены. А благодаря тому, что Айторе смог запечатлеть все эти образы на экране, сегодняшние кумиры молодёжи навсегда оставили свой след в истории нашего кино. Shulamah показывает, что Казахстану уже точно не нужно оглядываться ни на каких «больших братьев» в поисках имён и героев.

Вывод

Shulamah — это не идеальный фильм. В картине есть как слабые, так и сильные стороны. Ленту можно ругать за сценарий, хвалить за визуал, долго обсуждать её место в казахстанской культуре или же просто забыть увиденное сразу после просмотра. Тем не менее, авторы проекта смогли добиться главного: наделать шуму среди зрителей и подарить глоток свежего воздуха в быстроразвивающейся, но столь однообразной отечественной киноиндустрии. Новая веха казахстанского кино не наступила, но как минимум один шаг вперёд был сделан. Поэтому дебютную работу Айторе следует смотреть и рекомендовать, хоть и со всевозможными оговорками. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Какие вечеринки на Хэллоуин пройдут в Алматы
Город
#события
Какие вечеринки на Хэллоуин пройдут в Алматы
Эволюция образа вампиров в кино: от монстра до гуманиста 
Стиль
#красота
Эволюция образа вампиров в кино: от монстра до гуманиста 
AIREA – крупнейший фестиваль EDM состоится в Алматы
Город
#события
AIREA – крупнейший фестиваль EDM состоится в Алматы
Искусство ужаса: как художники воплощали страх на холсте
Культура
Искусство ужаса: как художники воплощали страх на холсте
Фильм Мирлана Абдыкалыкова «Похищение невесты» теперь можно посмотреть онлайн
Культура
#кино
Фильм Мирлана Абдыкалыкова «Похищение невесты» теперь можно посмотреть онлайн