Искусство спасает жизнь
Синг-Синг — тюрьма строжайшего режима, расположенная в городе Оссининг, штат Нью-Йорк. В 1996 году там была основана специальная программа по реабилитации через искусство. Благодаря инициативе у заключённых появилась возможность попробовать себя в различных творческих сферах, включая музыку, поэзию, прозу, танцы и театр. Уже с готовыми перформансами участники программы могут выступить перед живой аудиторией за пределами тюремных ограждений, тем самым снова почувствовав себя частью общества. По словам тех, кто прошёл через реабилитацию, процесс подготовки к таким творческим вечерам позволил им заново обрести себя и найти новую цель по окончанию тюремного срока.
Вдохновившись историей вокруг реабилитационной программы, творческий дуэт Грега Кедара и Клинта Бентли решил написать сценарий, посвящённый продакшену тюремного спектакля Breakin’ the Mummy’s Code. Поэтому в фильме театральная труппа тюрьмы Синг-Синг во главе с Джоном «Дивайн Джи» Уитфилдом пытается выбрать подходящую постановку на предстоящий сезон. Хотя все идеи выглядят многообещающе, каждая из них звучит трагично. На это указывает новый участник группы Кларенс «Дивайн Ай» Маклин. Он же задаётся вопросом, зачем заключённые хотят ставить трагедию в тюрьме — месте, переполненном трагедией.
Вместо очередной драматической постановки он предлагает комедию. Труппа с удовольствием поддерживает идею Дивайн Ай, что приводит к рождению «Breakin’ the Mummy’s Code» — абсурдной пьесе про египтянина, путешествующего во времени и встречающего Робин Гуда, Гамлета и множество других известных персонажей. Дальнейшая часть фильма будет посвящена процессу подготовки к спектаклю, а также раскрытию характеров заключённых, вовлечённых в постановку.
Искусство имитирует жизнь
«Синг-Синг» цепляет зрителя не только трогательным (можно сказать «трагикомичным») сценарием, но и аутентичностью происходящего. Так, помимо Кедара и Бентли над написанием истории фильма работали бывшие заключённые Синг-Синг — Дивайн Ай и Дивайн Джи. Первый в итоге сыграл в картине самого себя, а последнего на экране воплотил актёр Колман Доминго. Тем не менее, настоящий Дивайн Джи также появился в ленте в небольшом камео. Помимо этого, практически весь каст состоит из бывших заключённых, а съёмки фильма проходили на настоящих, но уже не работающих участках различных исправительных колоний.
Вдобавок к тому, что большинство людей на экране играют буквально себя, пьеса Breakin’ the Mummy’s Code действительно была написана и сыграна труппой Синг-Синг ещё в 2005 году. Самое интересное (и ироничное), что и в пьесе, и в фильме Дивайн Ай, просящий о комедии, играет роль Гамлета — единственного драматического персонажа в постановке. Благодаря сочетаниям всех этих элементов и операторской работе Пэта Скола, картина выглядит как документальная лента про процесс принятия себя и обретение второго шанса.
Главное достоинство «Синг-Синг» — это способность ненасильственно донести зрителю простые истины. В то время как другие фестивальные фильмы, участвующие в наградном сезоне, выглядят как громкие политические лозунги, работа Кедара и Бентли позволяет зрителям неспешно познакомиться с несколькими ключевыми персонажами, узнав про их жизнь в стенах исправительного учреждения. Постепенный процесс изменения Дивайн Ай выглядит столь же натуральным, как и зарождающиеся сомнения Дивайн Джи в целесообразности намеченного пути. Обе траектории показаны естественно, что заставляет публику проникнуться историями двух героев, при этом не получая очередную порцию морализаторства.
Жизнь имитирует искусство
Впервые «Синг-Синг» был показан на фестивале в Торонто осенью 2023 года. Тогда лента была куплена студией А24, что несомненно давало надежду на большую прокатную и наградную историю для фильма.
Реальность скорректировала планы, превратив потенциальный летний инди-хит в слабое звено предстоящего «Оскара». Так, в середине июля «Синг-Синг» добрался до больших экранов, но оказался доступен всего в четырёх кинотеатрах в США. Сделано это было для создания ажиотажа вокруг недоступности фильма (типичная практика в мире независимого кино). Однако после обретения нужного уровня интереса к картине, А24 не стал выходить в широкий прокат, увеличив количество кинотеатров лишь до 18 и закончив с 149 локациями. А так и не начавшиеся разговоры о фильме очень быстро сошли на нет, уступив дорогу вышедшим в тот период «Субстанции», а позже «Аноре» и «Конклаву».
Сегодня А24 хоть и поддерживает жизнь «Синг-Синг», но делает это очень точечно. К примеру, студия организовала специальные показы картины в американских тюрьмах. Точно так же, буквально несколько дней назад в Нью-Йорке была заново поставлена пьеса Breakin’ the Mummy’s Code с кастом фильма. Наконец, студия всё-таки перевыпустила ленту в кинотеатрах в начале января. Однако и в этот раз «Синг-Синг» не получил широкого проката.
Возможно, такая непоследовательная промо кампания связана с приобретением А24 другого, куда более многообещающего проекта. После премьеры на Венецианском кинофестивале осенью этого года, студия купила трёхчасового «Бруталиста» Брэди Корбета. По ранним реакциям критиков уже было понятно, что магнум-опус режиссёра станет главным кандидатом на получение заветной статуэтки, поэтому все силы были брошены на продвижение именно этой картины. В итоге «Синг-Синг» получил всего одну номинацию на «Золотой глобус» и три на «Оскар». Но самое грустное — это не отсутствие больших наград, а практически полное игнорирование (точнее, незнание) фильма зрителями.
Подобно персонажам своей ленты, «Синг-Синг», являясь примером очищающего искусства, оказался брошен. Но точно так же, как Дивайн Ай и Дивайн Джи не сломались перед тяготами жизни, работа Кедара и Бентли не становится хуже в рамках представленных условий, а напротив, доказывает зрителям, что она заслуживает второй шанс. Возможно этот шанс дойдёт до массовой публики в виде «Синг-Синг», а может в их новом творении «Train Dreams», который уже покорил зрителей на недавнем фестивале Sundance и был выкуплен стримингом Netflix аж за 16 миллионов долларов.