СКРИПТОНИТ – «БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ.EXE»: ЭПОПЕЯ О САУНД-ДИЗАЙНЕ И ФЛЕКСЕ ЖЕЛЕЗКАМИ SSL

В очередной раз Скриптонит под конец года выпустил сольный альбом. На 2024 год пришёлся его десятый сольник «безмятежность.exe».

Подробно о звуковой ткани релиза и положении рэпера в игре рассказываем в новом материале.

Н*хуй рэп, у меня теперь бойсбэнд

Ни для кого не секрет, что былая авторитетность Скриптонита растворилась где-то в бесчисленном количестве выпущенных им альбомов. Канул в лету он как раз после двойного альбома «Уроборос» в 2017 году, релиз которого ознаменовал собой начало новой эпохи артиста.

Меньше чем через полгода он представил слушателям так и оставшийся где-то в сторонке проект Gruppa Skryptonite, а после основал объединение Musica36. К сожалению креативная амбициозность Скриптонита в музыке воспринималась фанатами скорее как местечковая сайд-активнось, нежели новый виток в его творчестве. Впрочем, крестик на его рэп-карьере поставить никто так и не осмелился.

Вместе с тем, сделать это не получилось и у него самого: под конец 2019 года он релизнул альбом «2004». «Я начал писать этот альбом чуть больше года назад. Рэп-альбом записывать я не собирался, но тем не менее новые песни писались и почему-то довольно легко» — вот, что говорит о пластинке сам рэпер в интервью для Apple Music, и, видимо, его рэп-нутро всё-таки осталось при нём, ведь он по сей день придерживается этого подхода в ремесле.

Релиз «2004» стал творческим бунтом: им рэпер в очередной раз заявил, что былой музыки больше не случится. Он сильно отличался от того же «Праздника на улице 36» или любого альбома Jillzay концептуально, музыкально и лирически. Весь каталог Скриптонита, выпущенный до 2018 года, — талантливая, трогающая и простая на слух музыка, которая говорила с абсолютно любым слушателем: с заядлым звукоинженером и простым парнем с разбитым сердцем. 

Всё, что случилось после — это уже никого не щадящая изобретательность и желание рэпера попробовать себя во всём, будь то латинские грувы на Gruppa Skryptonite, аналоговые синты с драм-машинами на «2004» и «Свистки и Бумажки», откровенно киношные треки с TAYÖKA или заигрывания с электронным звуком на новом альбоме.

Эээ… Чё, короче, альбом сегодня ночью

«безмятежность.exe» — это альбом о масштабном, непредсказуемом и импульсивном продакшене на звуковом полотне, а его название говорит скорее о невозмутимом подходе ко всем музыкальным решениям на нём, нежели о самом звучании. 

Условно семнадцатитрековый релиз можно поровну поделить на две части. Одна переполнена изящно подобранными синтами, импакт-шотами, глитчами и зажёвываниями (прям как в chopped and screwed). Вторая, более спокойная и размеренная, скупо приправлена реверсами, неожиданными ямами и цифровыми пилами.

Первая половина встречает нас с улыбкой — в самом конце эмбиентного интро «безмятежность main theme» просачивается открывающий трек «улыбка» с гитарным лупом, который Скриптонит вторя Three 6 Mafia, Хаски и многим другим рэперам (и не только) позаимствовал у группы Earth, Wind & Fire. Уже здесь и без того пыльный сэмпл постепенно украшается текстурами, внезапными паузами и тремоло-ямами.

На этом Скриптонит не останавливается. В «скатерть» рэпер ко всему прочему умудрился побаловаться не то с питчем, не то с темпом трека, а механические «заедания» вокальных и инструментальных дорожек на нём заметно учащаются.

«fast&furious» же классическая авторская трэп-бравада, в которой не хватило куплета 104. Тут плотный бас, ван-шоты и рёв машин, разбросанный по панораме вместе с его «уиууууу» украшен скрипкой и разнообразными электронными звуками: щипковым плак-шотом и шипящими синтами, что не оставляет сомнений в том, какого звука на этот раз стремился добиться Скриптонит.

«Бак заполнен доверху, сделай им “уиууууу”»

Кульминацией первой части пластинки стал «эсмеральда», записанный с рэпером кухней, и «cold as ice». Последний стал апофеозом резкой и синтовой главы релиза благодаря неимоверному продакшену, в котором сэмпл рок-баллады «Cold As Ice» группы Foreigner подкрепляется трубными и струнными пресетами синтезатора, комплементирующим внезапную регги-ударку флоу и какой-то индастриал-техно парт.

Врум-врум, я лошадка, врум-врум, я лошадка

Вторая часть релиза, начинается с гризельдовского «8ballin», который всерьёз даёт слушателю отдышаться от стреляющих отовсюду режущих звуков. Хотя темп альбома на этом моменте немного убавляется, «лошадка», кажется отсылающая нас к одноимённому треку Найка Борзова,, построена на энергичной джерси-клаб ударке, только звучит она поверх уже более размеренных и мягко звучащих инструментов.

Завершается он то ли ломаным органом, то ли пэдом, через яму переходящим в гитарный перебор трека «незачем болеть». С него начинает проникать более лиричный и внутренне ориентированный Скриптонит. Продолжая серию треков «Як», берущую начало с дебютного альбома 2015 года, рэпер снова заигрывает с сокращением слова «коньяк», но на этот раз в более интроспективной интонации на незаурядном хип-хоп бите.

«Як-як, я протрезвел

Я забыл твой запах, как всё с тобою забыл»

После него и такого же незаурядно звучащего «тумана», откуда ни возьмись появляется «ничего не сделаешь» с припевом TAYÖKA, а затем «электричество» и «мегаполис» с партами Miyagi & Эндшпиля и певицы даена. Этот трек — кульминация второй половины «безмятежность.exe». Появилось откуда-то у Скриптонита желание писать сложную, глубокую музыку с яркими припевами, похожую на саундтреки фильмов.

Несмотря на то, что вторая половина не может похвастаться количеством пота, пролитого над саунд-дизайном, да и темп его стал замедляться, у Скриптонита получилось сохранить целостность музыкальной концепции релиза. Обилие глитчей, реверсов и других звуковых эффектов и приёмов на квадратный мегабайт звука, конечно, поубавилось, но не пропало бесследно, что в сущности позволяет двум половинам альбома хорошо рифмоваться.

«С рэпом все, п***ц, я думаю»

Для кого-то Скриптонит стал пережитком времени с отличной дискографией, поющим для души и читающим о чём-то знакомом и понятном, а для других он так и остался именитым музыкальным нёрдом. «Гиковость» привела  рэпера туда, где он, невзирая на недовольных комментаторов и косые взгляды фанатов, может позволить себе проявляться музыкально как ему угодно.

«безмятежность.exe», как и всё выпущенное Скриптонитом за последние пять-шесть лет, — лишь качественная человеская хроника с иногда неряшливой лирикой, но с поразительными идеями и талантливым продакшеном. Кто знает, куда занесёт амбициозность рэпера в следующий раз, но пока татуированные руки пишут музыку, а знакомый и уже такой родной голос рассказывает  о личных проблемах и флексит тем, чем, кажется, никто до него не флексил, я спокоен. Да и сам Скриптонит, сдаётся мне, уже спокоен и безмятежен.

Мы ведь можем только слушать, нет?

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Что нужно знать о мобильных переводах в 2025 году
Бизнес
Что нужно знать о мобильных переводах в 2025 году
«Целинный» представит свой проект на международной конференции в Португалии
Культура
«Целинный» представит свой проект на международной конференции в Португалии
От питчинга до премьеры на Bastau: интервью с Яной Альжановой
Культура
#кино
От питчинга до премьеры на Bastau: интервью с Яной Альжановой
САМЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ АНИМЕ ЗИМЫ
Культура
#кино
САМЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ АНИМЕ ЗИМЫ
Космос кокпара. Интервью с Саидом Атабековым
Город
#события
Космос кокпара. Интервью с Саидом Атабековым