Eat the rich
Эллиот (Пол Радд) и его дочь-подросток Ридли (Дженна Ортега) отправляются на выходные в роскошное поместье в Скалистых горах. Конечно же, вдали от цивилизации и без нормально работающей связи. Именно там живёт стереотипная и крайне неприятная семья миллиардера Оделла Леопольда (Ричард Грант). Он — босс Эллиота и владелец влиятельной фармацевтической компании. При этом мужчина находится практически при смерти из-за онкологии. В доме с ним живут его властная и холодная жена Белинда (Теа Леони), безалаберный сын Шепард (Уилл Полтер) и жуткая прислуга.
По дороге Эллиот и Ридли случайно сбивают настоящего единорога. Решив не оставлять тело на проезжей части, они тайно привозят труп животного в поместье. Вскоре все поймут, что физический контакт с этим мифическим зверем действительно творит чудеса: у героев проходят акне, улучшается зрение и исчезает аллергия. Умирающий Оделл начинает охоту за этим волшебным лекарством. Ну а дальше, по всем жанровым канонам, глупость и жестокость состоятельных людей приведёт к настоящей кровавой бойне.
Бесспорно, синопсис «Смерти единорога» звучит как уже знакомая и непримечательная история о бесчувственных и жестоких богачах. Таких фильмов даже в списке проектов A24 наберётся на несколько вечеров. Однако ироничный хоррор Алекса Шарфмана не останавливается на беззубой критике привилегированного класса и делает довольно любопытную вещь. Он акцентирует внимание на вере в волшебство и чудесах, казалось бы, обыденной жизни. Убитый единорог здесь выступает проводником между людьми-скептиками и неприкосновенным миром волшебства. Так, может, всё-таки стоит открыться новому и трансформирующему опыту? И если не вернуть прошлое, то хотя бы помочь себе и родным в настоящем.
Не усложняйте
В какой-то момент убийство одного единорога запускает процесс необратимых и жестоких смертей, а происходящее начинает напоминать слэшер — герои один за другим умирают всё более изощрёнными и мерзкими способами. Разница лишь в том, что местный Майкл Майерс — это огромная лошадь с магическим рогом на лбу. Конечно, не стоит относиться к этому серьёзно или, тем более, искать в довольно простом и примитивном сценарии несуществующие потайные смыслы. Перед нами забавное развлекательное кино, которое точно не хватает звёзд с неба и не пытается стать новой классикой.
Складывается ощущение, будто поклонники A24 решили за всех, какие фильмы будет выпускать студия. Да, компания прославилась в том числе благодаря тем самым elevated хоррорам и поспособствовала большому жанровому сдвигу. Но выезжать на одном и том же попросту не получится — пример провального хоррора «Опус» тому подтверждение. Плюс, отдыхать от тяжёлого и неустойчивого кино тоже нужно, и подобные студийные «жвачки» идеально справляются со своей задачей. Никто не пытается оправдать откровенно слабые проекты или действительно однотипную сатиру на 1%, но в случае с «Единорогом» любопытного материала куда больше, чем скучного и стереотипного.
Чудеса среди нас
Отношения между героями Радда и Ортеги явно не идеальны: дочь практически не получает должной поддержки от вечно занятого и тревожного отца, из-за чего замыкается в себе и не идёт на контакт с окружающими. Кажется, что решение проблемы лежит на поверхности, но решиться на откровенный разговор не так просто. Оба переживают горе и потерю близкого человека, поэтому судьбоносная встреча с единорогом даёт каждому шанс на исцеление. Ридли, дотронувшись до рога в начале фильма, буквально становится хранительницей сакрального знания. Поверив и, что главное, приняв происходящее, девушка попытается закрыть ноющий гештальт прошлого. Для всех остальных эти чудеса обернутся самым настоящим кошмаром — с литрами крови, вывернутыми наизнанку органами и криками о помощи.
За примерами далеко ходить не надо, даже в детских сказках героями часто руководила схожая логика. Единственный рабочий метод — довериться неизвестному и открыться своим настоящим желаниям. Во многом кино именно об этом радикальном принятии. Состоятельная семья и их подчинённые здесь выступают эгоистичными староверами, для которых наука оказывается важнее и убедительнее любых чудес. Ими руководит только прагматичный подход, ведь именно перед лицом трудно объяснимого и неосязаемого все люди становятся одинаково беспомощными, напуганными и равными. Деньги и статус важны ровно до того момента, пока мы можем контролировать ситуацию. А последние мировые события убеждают в обратном. От контроля не осталось ничего, а магия доступна не всем.
Seeing is believing
Режиссёр ленты оптимистично закольцовывает происходящее и намекает на крепкую связь человеческого/примитивного и волшебного. Сколько бы крови в итоге ни пролилось, сколько бы голов ни полетело, вера в простое человеческое счастье и поддержка способны развеять любые сомнения и чары. Обоим мирам есть чему поучиться друг у друга. Главное — не злоупотреблять доверием и быть рядом, несмотря ни на что. Одноразовый аттракцион для тех, кто не хочет напрягаться и будет рад напомнить себе о простых истинах.