Как рекламировать хоррор?
Наверное два главных достоинства студии Neon сегодня — это способность разглядеть талантливую картину и умение придумать необычную промокампанию для каждого нового фильма. Первое утверждение можно легко проверить, если вы посмотрите на лауреатов «Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за последние пять лет. Там вы увидите, что все фильмы, начиная от «Паразитов» и заканчивая недавней «Анорой», были спродюсированы именно Neon.
Что касается второго утверждения, то тут приходится копать чуть глубже, ведь основная часть рекламы чаще всего приходится на американский рынок и доходит до нашей части света лишь в рамках новостных заголовков иностранных изданий. Между тем, мы уже ранее писали о необычной рекламе «Омен: Непорочная» с Сидни Суини, когда студия решила сделать премьеру хоррора про монашек в церкви, пригласив туда настоящих монашек.
В случае с «Собирателем душ» компания пошла ещё дальше, начав настоящую игру со зрителями. Так, на YouTube канале Neon сначала вышло несколько 30-секундных видео, в которых зрители могли услышать записи жутких телефонных разговоров, сопровождающихся серией мало связанных кадров. Ни в названии роликов, ни в самих видео не было даже представлено название фильма, но преданные поклонники жанра сразу поняли, что их готовят к предстоящему выходу четвёртого фильма Оза Перкинса.
Далее интерес подогревался наличием в касте во всех смыслах культового Николаса Кейджа, который не только сыграл роль маньяка, но и выступил в качестве одного из продюсеров ленты. Neon решила специально не показывать его зловещий образ в трейлерах, создавая завесу тайны вокруг персонажа. Можно вспомнить видео, где было записано сердцебиение исполнительницы главной роли Майки Монро, которая впервые видит загримированного Кейджа. В моменте сердцебиение ускоряется с 70 ударов до 170, что, естественно, в очередной раз подогрело интерес к герою Кейджа.
Наконец, критики, которым показали «Собирателя душ» ещё в июне, в один голос начали утверждать, что это самый страшный фильм 2024 года. Всё это в очередной раз подогрело интерес публики к картине. В итоге, лента собрала в американском прокате за первые выходные 22 миллиона долларов, а сегодня общие сборы по миру достигли отметки в 70 миллионов. Результат ощущается ещё более внушительным, когда узнаёшь, что лента была снята за 10 миллионов. Теперь фильм Оза Перкинса стал самым кассовым проектом студии Neon, обогнав даже «Паразитов», которые носили этот титул прежде.
Однако не всё так радужно в кейсе «Собирателя душ», ведь все маркетинговые решения компании идут вразрез сюжету фильма.
Сюжет
События разворачиваются в начале 1990-х. Картина рассказывает историю детектива ФБР Ли Харкер, которая обладает некими ясновидческими способностями. Из-за её дара девушку ставят на запутанный кейс Собирателя душ — серийного убийцы, который вторгается в дома благополучных семей и убивает их. Что интересно, все смерти оказываются обставлены как самоубийства и нет никаких следов взлома. Единственное, что говорит нам о маньяке, — это закодированные письма, оставленные на месте преступления. Ли приступает к делу, чем провоцирует Собирателя душ на новые убийства.
Тревожно, но не страшно
Продолжать говорить о сюжете фильма лучше не стоит, ведь иначе можно потерять большую часть шарма картины. Скорее хотелось бы обсудить в деталях проблему маркетинга, которая в итоге разочаровала большое количество зрителей. «Собиратель душ» не страшный. Да, там есть скримеры и обилие крови. Но фокус фильма строится скорее на создании тревожной атмосферы. С этим Перкинс справляется великолепно, отчего с самого начала картины и вплоть до начала третьего акта чувство опасности не покидает зрителя.
Проблемы начинаются в третьем акте, когда сюжет сворачивает в неожиданную сторону, чем ломает ранее выстроенный нарратив. Ради неожиданного плот-твиста Перкинс жертвует как логикой, так и темпом повествования. Ну а главное, столь тщательно скрываемый Николас Кейдж оказывается практически полностью забыт. Сочетание всех этих проблем оставляет крайне слабое впечатление от фильма, который из-за своей великолепной промокампании наоборот задрал планку. В итоге, Neon показал зрителям интересный, но не идеальный хоррор.
«Психо», трагедия 11 сентября и Собиратель душ
Осторожно! В этой секции присутствуют спойлеры!
Возможно, это не покажется столь очевидным при первом просмотре, но «Собиратель душ» — это самая личная работа Оза Перкинса. Фильм исследует тему взаимоотношений детей и родителей, а вся история Ли является аллюзией на личные переживания режиссёра. Так, отец Оза Энтони является культовой фигурой из мира кино, ведь именно он когда-то воплотил на экране образ Нормана Бейтса в «Психо» Альфреда Хичкока. Поэтому Оз был связан с хоррорами ещё задолго до своего рождения. Интересным тут является факт, что Энтони всю жизнь был гомосексуалом, скрывающим свою ориентацию как от общества, так и от семьи. Он умер от ВИЧ-инфекции в 1992 году. Поэтому события «Собирателя душ» происходят в начале 1990-х, а персонаж Николаса Кейджа, ставший для главной героини своего рода отцовской фигурой, внешним видом напоминает что-то среднее между мужчиной и женщиной. Параллели между ним и Энтони тут становятся более чем очевидными.
Как выясняется во второй половине фильма, Собиратель душ жил долгое время в подвале Ли, в то время как её мама скрывала страшную тайну от дочери, постаравшись стереть эпизод знакомства с маньяком из памяти. Более того, женщина обосновывала свои зловещие поступки простым желанием сохранить жизнь дочери. Тут, конечно же, читается аллюзия на токсичную материнскую опеку по отношению к ребёнку, которая нередко оказывается причиной психологической травмы. Оза Перкинса также оберегала его мама от тайны отца, что в итоге вылилось во многолетнюю травму, раскрытую полностью в «Собирателе душ». Что интересно, маму Оза, Берри, тоже постигла крайне трагическая смерть, ведь девушка оказалась на борту злополучного рейса 11 American Airlines 11 сентября 2001 года. Это был первый самолёт, захваченный террористами и использованный для атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке.
В итоге, Оз остался без обоих родителей в возрасте 27 лет, что скорее всего сказалось на его дальнейшей жизни. Вполне логично, в финале фильма Ли также остаётся без родителей, наконец обретая контроль над своей жизнью. В целом, история Ли, как и история Оза, перекликается с линиями других с виду благополучных семей из фильма. Так, агент ФБР Картер, хоть и любит свою семью, нередко налегает на алкоголь. Поэтому ближе к финалу, когда он решает убить жену и ребёнка, зритель может увидеть в этом не просто очередное заклятье дьявола, а сюжет про «скелеты в шкафу», которые есть у каждого из нас.
Вывод
Подытожив, следует сказать, что «Собиратель душ» — это интересное кино, которое запомнится в первую очередь своей атмосферой. Однако все те громкие разговоры вокруг картины можно не учитывать и воспринимать ленту как очередной неплохой хоррор. В фильме есть целая куча интереснейших тем, завязанных на исследовании отношений между родителями и детьми и оккультными практиками. Лента кишит аллюзиями на другие популярные детективы прошлого, что тоже придётся по вкусу любителям жанра. Но при всех этих достоинствах работа Neon — это скорее успешный кейс великолепной промокампании, нежели новое слово в жанре ужасов.