Читая восторженные комментарии и пролистывая нескончаемые тиктоки с Сон Каном, я искренне не понимаю, как популярность сериала смогла дорасти достичь таких масштабов, учитывая многочисленные минусы и крохотные плюсы, которые в основном приходятся на неплохой первый сезон.
Если коротко описать «Милый дом», то это бесконечная и часто бессмысленная кровавая баня с монстрами, слепленными на коленке, и зияющими чёрными дырами в сюжете. И даже сильный актёрский состав не спасает картину, разве что армада фанатов Ли До Хёна и Сон Кана заметно подтягивает рейтинг сериала на Netflix. Но давайте разбираться по порядку, и будьте осторожны – возможны спойлеры.
Сюжет
«Милый дом» – это хоррор-дорама (на самом деле совсем не хоррор), снятая по одноимённой манхве Ким Карнби. Манхва полюбилась миллионам читателям по всему миру, поэтому ждать сериальной адаптации долго не пришлось. Первый сезон был представлен в 2020 году, и сериал сразу стал первым южнокорейским тайтлом, попавшим в американский топ-10 на Netflix. Однако сравнивать два этих произведения я не буду, так как они сильно отличаются друг от друга, и события манхвы были осмыслены только в первом сезоне «Милого дома». Остальные два – это оригинальная история авторов сериала. Возможно, именно здесь и кроется ответ, почему они такого низкого качества.
Сюжет «Милого дома» рассказывает о старшекласснике Хён Су, который после гибели родителей и сестры вынужден переехать в дешёвый жилой комплекс под названием «Зелёный дом». Хён Су – одинокий и замкнутый парень, страдающий от депрессии и даже назначивший день своего самоубийства. Однако исполнить задуманное не удаётся, и как раз в это время его соседи один за другим начинают превращаться в агрессивных уродливых монстров, убивающих всё живое на своём пути. Герою придётся поближе познакомиться с окружающими его людьми, какими бы странными они порой не были, и научиться бороться с самим собой.
Следить за тем, как группа людей, не доверяющих друг другу, вынуждена сосуществовать в закрытом пространстве в экстремальных условиях, всегда интересно. В таких декорациях можно эффективно раскрыть идею того, как человек меняется в критической ситуации, – именно это было в фокусе первого сезона. Разные герои с разным бэкграундом и разными ценностями будто проходят через сито в новом изуродованном эпидемией мире, и предстают в новых ипостасях, порой так и не доживая до конца. И даже вырвиглазная графика прощается, когда сюжет хорошо удерживает внимание и кормит любопытство.
Однако хорошее впечатление от первого сезона легко забывается, когда наступает долгая задержка. Продлённый сразу на два сезона, сериал возвращается только в 2023 году и представляет посредственное продолжение, которое убивает атмосферу первых эпизодов. Третий сезон, к сожалению, продолжает тенденцию второго: теряться в куче дешёвой компьютерной графики и запутанных сюжетах.
При этом авторы сериала – не последние люди в индустрии. Режиссёр Ли Ын Бок ранее работал над культовыми «Токкэби», «Потомками солнца», «Мистером Саншайн» и даже «Одержимыми мечтой». Это хорошие полноценные истории, которые в своё время пользовались заслуженной популярностью и большой зрительской любовью.
Как всё пошло на дно
Отличительной чертой «Милого дома» от других сериалов об эпидемиях и нашествиях зомби является тот факт, что люди трансформируются в монстров не посредством вируса или любой другой болезни. Люди превращаются в них, когда становятся ослеплёнными своими желаниями – человеческие эмоции становятся настолько сильными, что вырываются из тел в форме чудовищ. Так, например, в первом сезоне мы видим огромного монстра Протеина, постоянно увеличивающегося в размерах, и понимаем, что человек, который стал им, гнался за своим слепым желанием построить «идеальное» тело. А женщина, сошедшая с ума из-за потери ребёнка, в итоге превращается в некое безобидное яйцо, внутри которого теплится жизнь.
В последующих сезонах об этой интересной черте можно забыть, потому что в какой-то момент монстры, и без того выглядевшие плохо, стали непростительно похожи друг на друга, утрачивая оригинальность, присущую им в первом сезоне. Но хвалить его я тоже не тороплюсь. Несмотря на то, что нам была представлена плеяда интересных персонажей, мало кто из них действительно проходил через логичное развитие. Это касается даже главного героя, Хён Су – безэмоционального и бесхарактерного, столь контрастирующего с оригинальным Хён Су из манхвы.
Тем не менее придумать что-то хуже второго сезона было сложно. У авторов сериала больше нет первоисточника, и они решают расширить мир «Милого дома», показав, что в Сеуле есть военные и другие выжившие, а также так называемые «особые заражённые», которые могут контролировать свою сущность монстра и даже развивать в себе некоторые способности. Расширенный мир, конечно, добавляет множество новых персонажей, которые за восемь серий так и остаются нераскрытыми. Полюбившиеся герои, за которыми мы следили в первом сезоне, уходят на второй план – даже Хён Су.
Сюжет пытается строиться вокруг персонажа Со И Гён, которой не было в оригинальной манхве, но запутывается всё сильнее и превращается в сезон, где авторы просто расставляют старых и новых героев в другие декорации. Весь второй сезон – это просто мост к третьему. Загнав себя в угол запутанными сюжетными линиями, он не может выбраться и передаёт весь этот беспорядок дальше, с чем третий сезон «Милого дома» попросту не справляется.
Хотя авторы стараются проделать некоторую домашнюю работу и, например, возвращают главного героя на его центральное место, больше показывая Хён Су, в финальном сезоне он возвращается скорее как монстр, чем человек. Эта динамика становится сутью его арки, которая на самом деле является новой главной темой всего сериала – могут ли люди и монстры жить в гармонии?
Третий сезон – это буквально возвращение домой. Это история о друзьях, товарищах, персонажах, расставшихся в прошлом, но встретившихся вновь», – заявил режиссёр Ли Ын Бок на пресс-конференции перед выходом финальных серий, как будто чувствуя, что возвращение к темпу и героям полюбившегося первого сезона может помочь спасти всю дораму.
И хотя третий сезон немного лучше предыдущего, он всё ещё не дотягивает до уровня первой части. Финал с самого начала обременён необходимостью завершить сюжетные линии второго сезона, но при этом он не делает их более ясными и убедительными. Однако, наконец, мы видим некоторый рост персонажа Хён Су. Он получает способность превращать монстров обратно в людей, проникая в их подсознание и избавляя их от желаний. Эта способность проявляется, когда его человеческое и монструозное «я» сливаются в одно целое. Такая трансформация – одна из самых больших побед последнего сезона, которая показывает, что сосуществование монстров и людей возможно, ведь внутри каждого из нас есть и грех, и благо. Не очень оригинально, но по-другому «Милый дом» уже не сможет завершиться.
Графика из 00-х
Графику, напоминающую кат-сцены эпохи PS2, хочется отметить отдельно. Хотя ещё перед выходом сериала сообщалось, что для съёмок «Милого дома» впервые в Южной Корее использовалась технология Ncam, позволяющая снимать с помощью виртуальной реальности. С помощью технологии захвата движения хореограф Ким Соль Джин и акробат Трой Джеймс записали движения монстров. Создатели спецэффектов ранее работали над такими лентами, как «Аватар», «Игра престолов» и «Очень странные дела». При этом стоимость каждого из эпизодов составила около 2,7 млн долларов США.
Сезонность корейских сериалов
После просмотра всех трёх сезонов сразу становится понятно, где именно дорама свернула не туда. Авторам, если бы они не ставили в приоритет коммерческий успех, просто не стоило снимать второй и третий сезоны. Построить практически новую историю в мире закончившегося первоисточника – логичного и цельного произведения – оказалось им не по силам.
Обычно корейские сериалы не снимаются сезонами из-за довольно запутанной структуры корейского кинопроизводства. Права на интеллектуальную собственность распределяются между производственным персоналом таким образом, что создание сиквела становится сложной задачей. Однако с приходом стриминговых сервисов появилась новая тенденция сезонности. При этом, если в других странах, сериалы сразу планируются с учётом нескольких сезонов, то в Южной Корее возможность продолжения рассматривается только после выхода первого сезона – в зависимости от того, насколько он был интересен и популярен у зрителей.
Такой подход может привести к тому, что сиквелам часто не хватает связности или они слишком растягивают сюжетную линию, поскольку оригинал обычно не создавался с расчётом на сиквел», – говорит Ким Иль Джун, директор международного бизнес-подразделения Korea Creative Content Agency.
Тем не менее, вряд ли на этом фоне популярность корейских сериалов сильно пострадает, несмотря на такие провальные истории, как адаптация «Милого дома». Особенно интересен сегодняшний подход южнокорейских продюсеров, которые превращают манхву в дорамы, дорамы – в мюзиклы, игры, новеллы и так далее. Именно это влияет на удержание внимания зрителя, а не сезонность сериала, которая порой его только губит.