Северный Казахстан
Вслед за культурной жизнью, стендап-сцена в каждом из регионов представлена в областных центрах. На севере у неё есть несколько площадок: в Костанае, Петропавловске, Кокшетау и Павлодаре. В каждом из городов образовалось локальное сообщество комиков.
Самая старая стендап-площадка на севере — Stand Up Kostanay — существует уже шесть лет и за это время почти не изменилась, но заматерела. Например, выступающий ещё с открытия и настоящий «скрытый алмаз» альтернативной комедии Андрей Егоров начинал с чёрного абсурдистского юмора, а сейчас пополнил юмористический арсенал пародиями. У площадки нет одного конкретного места проведения, поэтому её мероприятия раскиданы по заведениям всего города. Один из их вечно живущих форматов — «Чужие шпаргалки», в котором комики вынуждены шутить по заметкам других выступающих. Есть ещё «Гадание с комиками», где организаторы приглашают действительно практикующую ясновидящую.
У Stand Up Kostanay год назад появился конкурент — Stndphana (читаем как «Стэндапхана»). Более аскетичную альтернативу старшему клубу организовал Адиль Дикетаев. Он дебютировал три года назад в Stand Up Kostanay и теперь развивает свою площадку и одноимённый подкаст.
С другой стороны Stand Up Petropavlovsk открылся сравнительно недавно — всего два года назад. Большая часть концертов — открытые микрофоны, да и сам северный юмор страны пока скуп на форматы и стили. Хотя локальные звёзды там только зреют, но своим примером они показывают, что возраст — лишь цифра в стендап-комедии. Если зайти на их страницу в Instagram, то можно увидеть, что основные амбассадоры петропавловского юмора преимущественно среднего возраста. Правда главными событиями города всё ещё остаются концерты гастролирующих комиков из Алматы, Астаны и России.
А если спуститься южнее, то мы увидим насыщенную жизнь в Кокшетау. Её главным двигателем выступил Даулет Абулкасымов, который основал Ploshchadka год назад. За это время клуб успел вырасти до полноценных сольных выступлений, манимайков (формат, в котором за лучший монолог вечера выигравший комик получает денежный приз) и даже собственного разговорного шоу «Чёкаво». Для него организаторы приглашают профессионального психолога. Единственное, что подсказывает о статусе лишь набирающей обороты площадки — редкая событийность. Между мероприятиями может проходить месяц простоя, при этом проводится не так много открытых микрофонов, что сказывается на ограниченности имён.
Не совсем пока понятно, что с городом Павлодар. В самом крупном городе Северного Казахстана (после Астаны) полтора года назад появилась площадка с явным этническим флёром — Qarapaim. Однако, как и в Кокшетау, здесь редко проходили мероприятия, временной разрыв мог составлять по два месяца. Последний подобный промежуток вызвал Рамадан, после которого случился приезд Луки Хиникадзе. И дальше тишина. Ни громких или хотя бы заметных локальных имён, ни интересных форматов пока не появилось, хотя намёки были. Например, «Чёрный КВН», в котором с чёрным юмором выступали местные КВН-команды. Видимо, Павлодар пока чувствует себя комфортнее в командном юморе. Здесь регулярно на протяжении шести лет проходит местный КВН-чемпионат — Soltustik Liga.
Центральный Казахстан
Стендап в Центральном Казахстане представлен только в одном городе — Караганде. Однако местная комедийная жизнь может спокойно соперничать с несколькими регионами разом. Оно и понятно, пятый по численности город страны всегда был для русскоязычных комиков обязательным пунктом в туре по Казахстану. Наблюдая за гастролирующими звёздами, местные естественным образом подумали, что могут также. Одиннадцать лет в городе существует площадка Stand Up Karaganda. Её основал Рустам Абильдин — ведущий «Литра Шоу» на канале Stand Up Astana. Да, он выступает сразу на два города, успевая и монологи записать в Астане, и приглашать комиков из других городов в Караганду. Однако не один он обосновался в столичном медиа-пространстве. На площадке-конкуренте Sun Project уже как два года шутит Назерке Бакыт — девушка из аула, которая бескомпромиссно и смело рассказывает про сельскую жизнь, адаптацию к русскому языку и большому городу.
Помимо Назерке и Рустама, здесь много других интересных артистов, как и во всех регионах Казахстана. Другое дело, что им приходится выдерживать постоянную плотную борьбу за зрительское внимание с гастролирующими комиками. Будучи полумиллионником с большой русскоязычной аудиторией, город получает огромное внимание со стороны российских и экс-российских звёзд. Только за этот год некарагандинцы успели провести здесь 27 концертов, то есть три неместных комика в месяц. Это уникальная ситуация равного масштаба экспортной и локальной событийности. Однако площадка старается эту борьбу выиграть, придумывая всевозможные форматы и перепридумывая старые.
При этом, даже ограничиваясь карагандинским стендапом, с высокой долей вероятности любой зритель здесь сможет найти «своего» комика. Местная сцена очень разнообразная: могут выступать как молодые, так и весьма взрослые комики разных этничностей и с разным знанием языка. Не то чтобы это было особенностью именно местной сцены, но видно, что Караганда стала сосредоточением юмора в регионе. В 2021 году с ней ещё могла конкурировать площадка Stand Up Temirtau, однако, не просуществовав и года, она закрылась. В итоге «шахтёрские» комики регулярно ездят в соседний «заводской» город, обогощая обедневшую на юмор сцену.
Западный Казахстан
Начать стоит с самого северного города Запада — Уральска. В местном стендап-клубе любят Джимми Карра, альтернативную комедию и импровизацию. За нестандартный юмор отвечает любимец местных комиков Нурлан Карашаев, а за экспромты — один из основателей площадки Александр Яшин. Однако площадка пока не может позволить себе проводить регулярные еженедельные мероприятия, максимум два раза в месяц. При этом за два года существования их сцена очень медленно пополнялась новыми именами, почти на каждой афише можно увидеть только Яшина и Карашаева.
В Актау существует сразу три стендап-площадки. Самой старой из них недавно исполнился год, но она всё ещё не отличается стабильностью расписания. Последнее мероприятие как раз прошло в день её рождения, однако уже как три месяца от неё нет новостей. Возможно, проблема в том, что часть комиков перебралась в соседний свежий клуб Humor ConAktau, который с большей регулярностью проводит вечера и постоянно предлагает новые форматы: гадание с тарологиней, разговорное шоу о новостях, формат дебатов «Спор» и т. д. На базе Humor ConAktau работает и площадка женского стендапа «без каблуков». В общем, весь набор, чтобы обосноваться в городе и набрать аудиторию на популярных темах. Пока сложно выделить среди комиков кого-то одного, всё-таки сцена ещё недостаточно созрела. Были в Актау потуги основать казахоязычную стендап-площадку, однако за два года прошло всего пару-тройку мероприятий. Комики молодые, и, возможно, они ещё ищут удобный формат, но одно можно сказать точно: выступать лучше в заведениях, чем в актовых залах.
В Актобе стендап-жизнь крутиться вокруг одной фигуры — Саясата Аяпбергенова. Комик долгое время выступал, даже успел засветиться на ТНТ и уже закрывшемся алматинском проекте StandUp Jeltoksan. Однако про свой родной город он не забывал, вот и основал здесь четыре года назад стендап-клуб. Удивительно, что хоть Саясат явно выступает самым опытным и авторитетным комиком города, не им одним ограничивается сцена. У местных комиков проходят большие сольные концерты, что в целом редкость для регионов. А местные звёзды Бауржан Канагатов и Дмитрий Фотин кажется не пропускают ни единого мероприятия клуба. И хоть в форматах площадки сложно усмотреть особенную выдумку, регулярность перекрывает отсутствие разнообразия. Местной площадке принадлежит ещё одно редкое достижение — они открыли собственный клуб.
В Атырау предсказуемо представлена самая насыщенная жизнь на западе. И людей больше, и средний уровень дохода выше, так что внешние предпосылки уже были готовым подспорьем для возникновения локальной комедийной культуры. Однако прогрессу сильно поспособствовал Маулен Каримбаев — основатель местного стендап-клуба и один из самых опытных комиков страны. Он начал делать клуб ещё четыре года назад и успел поэкспериментировать со всеми известными формами юмора (разве что оставил за скобками альтернативу). Его площадка выдерживает как проверку временем, так и разнообразие комиков. Конечно, акцент на «чёрном юморе» иной раз заставляет качаться внутренний моральный компас, однако, когда у комиков получается выдержать эту невидимую грань между шоковым и этическим, получается и смешно, и до боли актуально. Помимо этой площадки, в Атырау месяц назад запустилась другая — Guriev Live, названная в честь старого названия города. Пока она не успела полноценно показать себя, но хочется, что в городе конкуренция будет расти.
Восточный Казахстан
Отправляясь на восток, сложно отделаться от мысли, что это родина Евгения Чебаткова. Тем удивительнее, что одно из последних стендап-мероприятий местных комиков датировано июлем. Площадка Joq в Усть-Каменогорске появилась два года назад усилиями бывшего военного Николая Плюхина и за это время провела не так много концертов. Казалось бы, в этом году всё могло поменяться: приезд больших комиков, более качественная съёмка и конкуренция со стороны импровизационного Live Show и стендап-площадки имени рэп-дуэта OZMZ. Однако у всех трёх организаций дела пошли на убыль, и вот уже два месяца в городе нет мероприятий местных комиков. Для Joq подобный простой — не первый, два года назад они уже уходили на полугодовой перерыв. Поэтому остаётся надеяться, что и в этот раз юмор покинул Усть-Каменогорск не насовсем.
В Семее комедийная жизнь возрождается. Здесь уже несколько раз пытались запустить площадку, но ни одна из попыток не увенчалась успехом. В начале сентября открылась очередная площадка с неброским названием StandUp Semey, и пока радует как регулярностью, так и разнообразием мероприятий. Конечно, пока нет чего-то нового в форматах, но на первых порах это и не требуется. А вот набрать определённую лояльную аудиторию клубу бы не помешало.
Южный Казахстан
Последний регион и конечная точка нашего приключения по регионам Казахстана — Юг. И в очередной раз можно удивиться, как самый густонаселённый регион пока не взрастил у себя стендап-культуру (вынося за скобки Алматы). То ли дело в том, что даже при наличии казахоязычных комиков эта форма комедии всё ещё преимущественно остаётся русскоязычной, то ли в местной традиции юмора, для которой не находится места стендапу. Однако Южный Стендап совсем не беспомощен, тут есть своё локальное комьюнити.
Например, в городе Тараз. Местную площадку организовала комикесса Асель Кеженова в 2021 году. Она ивент-агент, поэтому организовывать мероприятия ей было не впервой. Первые два года выступления в городе были не такими регулярными и чаще всего наполнять событиями приходилось приезжим комикам, однако есть ощущение, что в этом году клуб наконец-то встанет на рельсы постоянства. При том, что уже видно, как эта самая перманентность выражена в лицах на сцене. Чуть ли не каждую афишу площадки украшают имена не только Асель, но и местных бытовых комиков Саши Адама и Максата Байзакова.
А вот в Кызылорде и Талдыкоргане дела идут не так хорошо. И если малую комедийную активность в казахстанском «Париже» ещё можно объяснить не таким большим населением, то кызылординская пассивность не совсем понятна. Три года назад здесь уже была амбиция открыть собственную площадку, но та закрылась спустя четыре месяца существования. Нельзя сказать, что у стендапа в городе была большая конкуренция с другими формами юморами. Просто, вероятно, у местных жителей не появилось запроса на комедию.
Но завершить хочется на мажорной ноте. С самого севера мы дошли до самого юга страны — Шымкента. Именно третий по численности населения город страны сфокусировал на себе внимание всей аудитории региона. Стендап-сцена здесь развивалась не без проблем. Ещё шесть лет назад появилась площадка Sen Aitaber. Развивалась она неравномерно, но в последние годы как будто нащупала нерв зрителей. Это одна из первых площадок, которая решилась выкладывать концерты комиков на YouTube. Качество съёмки и записи, конечно, были не на очень высоком уровне, зато сейчас они служат отличным архивом для исследования развития казахстанского юмора. А недавно запустившееся шоу Sen Jeiber, где иностранные комики пробуют шымкентскую кухню, возможно, откроет для многих этот богатый на культуру город.
Параллельно с ней в городе уже три года развивается другая площадка с куда более прозаичным названием — Stand Up Shymkent. Её состав мало чем отличается от состава комиков Sen Aitaber, но мероприятия проходят там гораздо реже. Зато именно там обосновалась уникальная звезда казахстанского стендапа — дядя Никита. Комик с ДЦП рассказывает о своём заболевании с огромной самоиронией и порой очень жёстко. Также в этом году импровизатор и ведущий Эрик Омарбаев переоткрыл Alem Label — стильный казахоязычный стендап-клуб. Правда, видимо, дела у площадки идут не так хорошо: последнее мероприятие прошло полгода назад, а намёка на следующие нет.
Вывод
Стендап в Казахстане жив и процветает. Но, к сожалению, пока не везде. Видно, что выдерживать темп еженедельных мероприятий готова не каждая площадка, часто они закрываются. При этом ни один клуб пока не смог открыть собственное помещение, поэтому стендап-мероприятия часто раскиданы по разным заведениям в городе. Однако ещё рано выносить приговор будущему комедии в каком-либо городе в регионе. В большинстве из них эта сторона культурной жизни начала развиваться два-три года назад, поэтому пока не обрела лояльного зрителя. Но видно, как постепенно взрослеют и прокачиваются комики из самых разных регионов. Особенно круто это получается в Костанае, Караганде и Шымкенте.
Часто этот успех зависит от терпения, смелости пробовать новое и показать себя в интернете. Не все площадки открыли для себя формат коротких видео, а ведь это — главный способ продвижения комедии прямо сейчас. Однако у стендапа Казахстана множество лиц: все они разных этносов, полов, возрастов, взглядов и жанров. И именно поэтому стоит ходить на стендап, чтобы увидеть тех, о ком мы иначе бы даже не услышали.