«Степной волк»: бешбармак-вестерн о беспросветном зле

До казахстанского проката наконец добрался «Степной волк» Адильхана Ержанова. Международная премьера фильма состоялась ещё в начале этого года на смотре в Роттердаме, а после картина успела получить ряд престижных наград, включая приз за лучшую актёрскую игру на одном из главных жанровых фестивалей Fantasia в Канаде. Стоит отметить, вполне заслуженно.

Закончив свой тур по миру, «Степной волк» теперь доступен к просмотру и для отечественного зрителя. Обо всех причинах сходить на новую ленту Ержанова рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

О чём фильм

Сюжет «Степного волка» до ужаса прост и описать его можно буквально в несколько предложений. Девушка Тамара теряет своего сына, пока в городе творятся массовые беспорядки. В поисках ребёнка героиня набредает на полицейский участок, помогая сбежать бывшему полицейскому Брайюку из обезьянника. Мужчина из своих корыстных целей, о которых зрители узнают намного позже, решает помочь Тамаре найти ребёнка.

Покинул ли Ержанов Каратас?

За пару минут до начала сеанса мужчина, сидевший рядом со мной, сказал: «Интересно, покинул ли наконец Адильхан свой Каратас?». С этим вопросом я просидел вплоть до конца фильма, так и не найдя точный ответ на него. С одной стороны, любимый аул Ержанова, кочующий из проекта в проект, не упоминается напрямую. Да и город, показанный в «Степном волке» мало чем похож на абсурдистский Каратас «Жёлтой кошки» или «Улболсын».

С другой, мир «Степного волка» во многом похож на новую версию Каратаса, показанную в недавних «Штурме» и «Голиафе»: борьба бандитов за власть, холодная цветовая палитра и вечные перестрелки, напоминающие детские игры в войнушку. Что интересно, новое творение Ержанова начинается точно так же как и «Голиаф» с цитаты, которая задаёт тон всему фильму. Но если в работе 2022 года постановщик обращался к «Государю» Никколо Макиавелли, то тут автор использует строчку из, собственно, «Степного волка» Германа Гессе. 

Но что же отличает новый Каратас от предыдущих? Наверное, беспросветность. В «Чёрном, чёрном человеке» героя Алшинова ещё можно было спасти, а с прогнившей системой бороться. В «Голиафе» протагонист также имел  возможность выйти против самопровозглашенной власти. В «Степном волке» главному герою оказывается некому противостоять: система пожирает саму себя, а местный авторитет оказывается очередным не примечательным бандитом. В этом городе нет шерифа. Точно так же нет и доблестного ковбоя. Остался только одинокий волк Брайюк, убивающий ради собственного веселья. 

Пугающий Берик Айтжанов и поломанная Анна Старченко

Актёрский дуэт фильма был отмечен наградой на фестивале Fantasia в Канаде. Такое решение выглядит более чем заслуженно, ведь Айтжанов и Старченко просто великолепны в своих ролях. Оба поочерёдно перетягивают одеяло на себя, заставляя зрителя с трепетом следить за каждым движением персонажей. 

Герой Айтжанова — это зло во плоти. Да, он помогает Тамаре, но движет им не доброта, а месть. В остальном же, Брайюк легко убивает людей направо и налево. А если ситуация позволяет, то делает он это с особой жестокостью. Запоминается сцена избиения молотком во время допроса, ведь в процессе Брайюку даже не интересно задавать вопросы. Он больше увлечён насилием, нежели выяснением того, где находится потерянный мальчик. И фильм кишит такими эпизодами.

В те редкие моменты, когда персонаж Айтжанова всё-таки не занят кромсанием людей он танцует, курит сигареты, шутит, улыбается, выставив зубы в волчьем оскале, пародирует людей и носит розовые солнцезащитные очки в форме сердец. Получается этакий казахский Джокер с элементами Райана Гослинга из «Драйва». В этих сценах зритель может проникнуться героем, но уже через секунду излишнее насилие отрезвляет публику, напоминая нам о беспросветности зла, которое пришло в наш аул. 

Компанию ему составляет Тамара в исполнении Анны Старченко. Она здесь выступает в роли жертвы тех самых злодеяний жителей города. Её персонаж существует в мире Ержанова как чужеродный элемент, который может спокойно пройти через перестрелку полицейских и мародёров, оставшись невредимой. В этом смысле девушка похожа с Брайюком, ведь они оба будто не вписываются в созданные рамки, а оттого именно им и удаётся остаться в живых во время массовых беспорядков в городе.

Героиня Старченко дополняет вечно кричащего и смеющегося Брайюка, ведь она заикается, дёргается и чаще всего боится выразить недовольство. Косвенно зритель может понять, что девушка прошла через сексуализированное рабство и теперь борется с появившимися психологическими травмами. Что интересно, два изначально контрастирующих персонажа постепенно начинают перенимать друг у друга черты, помогая справиться с травмами прошлого. Это видно в сцене, где Брайюк начинает не то заикаться, не то мычать, вспоминая свою жизнь. Да и Тамара начинает избивать людей, попутно цитируя Брайюка, а после и вовсе улыбаться на манер дикого волка. Именно в этот момент мы понимаем, что в героиню попали те элементы зла, которые оказались необходимыми, чтобы выжить в столь суровом мире Ержанова.

Бешбармак вестерн 

Ержанов, будучи до ужаса насмотренным кинематографистом, умудряется успешно соединять несколько максимально далёких друг от друга вещей. Как и в случае с «Голиафом», постановщик обращается к вестернам и переносит их в реалии Казахстана, попутно добавляя целый ряд различных социальных комментариев. Как говорилось ранее, в «Степном волке» нет правосудия, зато есть ряд отсылок к популярным картинам прошлого. Любой фанат Джона Форда здесь заметит и знаменитую дверь из «Искателей», и визуальную композицию из «Дилижанса». Плюс к этому в глаза бросаются монтажные приёмы Сэма Пекинпа из «Дикой банды». 

Но помимо классических работ зритель сможет увидеть параллели и с несколькими более популярными фильмами. Тут и уже упомянутый «Драйв», и «Леон киллер», и «Тельма и Луиза». Все эти визуальные отсылки идеально гармонируют с музыкой Галымжана Молданазара, создавая на экране не то фильм из конца 1980-х, не то классический вестерн в казахстанской степи. Смотря на всё это, так и хочется вспомнить Серджио Леоне, который смог привезти исконно американский жанр в Италию, и назвать «Степного волка» представителем зарождающегося направления «бешбармак вестерна».

Вывод

Новая работа Ержанова — это мрачная и стильная картина о беспросветном зле. Фильм веселит и держит в напряжении. Но самое главное, «Степной волк» пугает. Пугает кадрами беспорядков. Пугает протагонистом — бездушным убийцей, который наслаждается смертью и смеётся ей в лицо. Страшно тут не то, что Ержанов создал такого персонажа, а то, что тысячи таких Брайюков существуют среди нас, точно так же как Тамары, пережившие сексуализированное насилие, и их дети, украденные местными бандитами. Поэтому идти на «Степного волка» следует не только для того, чтобы посмотреть отличный фильм, но и чтобы увидеть отражение страны на большом экране. 

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски