О чём фильм
Сюжет «Степного волка» до ужаса прост и описать его можно буквально в несколько предложений. Девушка Тамара теряет своего сына, пока в городе творятся массовые беспорядки. В поисках ребёнка героиня набредает на полицейский участок, помогая сбежать бывшему полицейскому Брайюку из обезьянника. Мужчина из своих корыстных целей, о которых зрители узнают намного позже, решает помочь Тамаре найти ребёнка.
Покинул ли Ержанов Каратас?
За пару минут до начала сеанса мужчина, сидевший рядом со мной, сказал: «Интересно, покинул ли наконец Адильхан свой Каратас?». С этим вопросом я просидел вплоть до конца фильма, так и не найдя точный ответ на него. С одной стороны, любимый аул Ержанова, кочующий из проекта в проект, не упоминается напрямую. Да и город, показанный в «Степном волке» мало чем похож на абсурдистский Каратас «Жёлтой кошки» или «Улболсын».
С другой, мир «Степного волка» во многом похож на новую версию Каратаса, показанную в недавних «Штурме» и «Голиафе»: борьба бандитов за власть, холодная цветовая палитра и вечные перестрелки, напоминающие детские игры в войнушку. Что интересно, новое творение Ержанова начинается точно так же как и «Голиаф» с цитаты, которая задаёт тон всему фильму. Но если в работе 2022 года постановщик обращался к «Государю» Никколо Макиавелли, то тут автор использует строчку из, собственно, «Степного волка» Германа Гессе.
Но что же отличает новый Каратас от предыдущих? Наверное, беспросветность. В «Чёрном, чёрном человеке» героя Алшинова ещё можно было спасти, а с прогнившей системой бороться. В «Голиафе» протагонист также имел возможность выйти против самопровозглашенной власти. В «Степном волке» главному герою оказывается некому противостоять: система пожирает саму себя, а местный авторитет оказывается очередным не примечательным бандитом. В этом городе нет шерифа. Точно так же нет и доблестного ковбоя. Остался только одинокий волк Брайюк, убивающий ради собственного веселья.
Пугающий Берик Айтжанов и поломанная Анна Старченко
Актёрский дуэт фильма был отмечен наградой на фестивале Fantasia в Канаде. Такое решение выглядит более чем заслуженно, ведь Айтжанов и Старченко просто великолепны в своих ролях. Оба поочерёдно перетягивают одеяло на себя, заставляя зрителя с трепетом следить за каждым движением персонажей.
Герой Айтжанова — это зло во плоти. Да, он помогает Тамаре, но движет им не доброта, а месть. В остальном же, Брайюк легко убивает людей направо и налево. А если ситуация позволяет, то делает он это с особой жестокостью. Запоминается сцена избиения молотком во время допроса, ведь в процессе Брайюку даже не интересно задавать вопросы. Он больше увлечён насилием, нежели выяснением того, где находится потерянный мальчик. И фильм кишит такими эпизодами.
В те редкие моменты, когда персонаж Айтжанова всё-таки не занят кромсанием людей он танцует, курит сигареты, шутит, улыбается, выставив зубы в волчьем оскале, пародирует людей и носит розовые солнцезащитные очки в форме сердец. Получается этакий казахский Джокер с элементами Райана Гослинга из «Драйва». В этих сценах зритель может проникнуться героем, но уже через секунду излишнее насилие отрезвляет публику, напоминая нам о беспросветности зла, которое пришло в наш аул.
Компанию ему составляет Тамара в исполнении Анны Старченко. Она здесь выступает в роли жертвы тех самых злодеяний жителей города. Её персонаж существует в мире Ержанова как чужеродный элемент, который может спокойно пройти через перестрелку полицейских и мародёров, оставшись невредимой. В этом смысле девушка похожа с Брайюком, ведь они оба будто не вписываются в созданные рамки, а оттого именно им и удаётся остаться в живых во время массовых беспорядков в городе.
Героиня Старченко дополняет вечно кричащего и смеющегося Брайюка, ведь она заикается, дёргается и чаще всего боится выразить недовольство. Косвенно зритель может понять, что девушка прошла через сексуализированное рабство и теперь борется с появившимися психологическими травмами. Что интересно, два изначально контрастирующих персонажа постепенно начинают перенимать друг у друга черты, помогая справиться с травмами прошлого. Это видно в сцене, где Брайюк начинает не то заикаться, не то мычать, вспоминая свою жизнь. Да и Тамара начинает избивать людей, попутно цитируя Брайюка, а после и вовсе улыбаться на манер дикого волка. Именно в этот момент мы понимаем, что в героиню попали те элементы зла, которые оказались необходимыми, чтобы выжить в столь суровом мире Ержанова.
Бешбармак вестерн
Ержанов, будучи до ужаса насмотренным кинематографистом, умудряется успешно соединять несколько максимально далёких друг от друга вещей. Как и в случае с «Голиафом», постановщик обращается к вестернам и переносит их в реалии Казахстана, попутно добавляя целый ряд различных социальных комментариев. Как говорилось ранее, в «Степном волке» нет правосудия, зато есть ряд отсылок к популярным картинам прошлого. Любой фанат Джона Форда здесь заметит и знаменитую дверь из «Искателей», и визуальную композицию из «Дилижанса». Плюс к этому в глаза бросаются монтажные приёмы Сэма Пекинпа из «Дикой банды».
Но помимо классических работ зритель сможет увидеть параллели и с несколькими более популярными фильмами. Тут и уже упомянутый «Драйв», и «Леон киллер», и «Тельма и Луиза». Все эти визуальные отсылки идеально гармонируют с музыкой Галымжана Молданазара, создавая на экране не то фильм из конца 1980-х, не то классический вестерн в казахстанской степи. Смотря на всё это, так и хочется вспомнить Серджио Леоне, который смог привезти исконно американский жанр в Италию, и назвать «Степного волка» представителем зарождающегося направления «бешбармак вестерна».
Вывод
Новая работа Ержанова — это мрачная и стильная картина о беспросветном зле. Фильм веселит и держит в напряжении. Но самое главное, «Степной волк» пугает. Пугает кадрами беспорядков. Пугает протагонистом — бездушным убийцей, который наслаждается смертью и смеётся ей в лицо. Страшно тут не то, что Ержанов создал такого персонажа, а то, что тысячи таких Брайюков существуют среди нас, точно так же как Тамары, пережившие сексуализированное насилие, и их дети, украденные местными бандитами. Поэтому идти на «Степного волка» следует не только для того, чтобы посмотреть отличный фильм, но и чтобы увидеть отражение страны на большом экране.