Сюжет «Смотрителей»
События фильма крутятся вокруг таинственной девушки Мины, живущей в Ирландии. Днём она работает в зоомагазине, а по вечерам выбирается в бар, чтобы найти себе партнёра на одну ночь. Что примечательно, для этого наша героиня меняет свой внешний вид, надевая всевозможные парики и имитируя американский акцент. Одним прекрасным днём она уезжает за город, попутно прихватывая попугая из зоомагазина, которого нужно доставить покупателю. Попугай может повторять услышанные фразы, предостерегая Мину на её пути словами: «Смотри, не умри».
Когда девушка проезжает через тёмный, чуть ли не бесконечный лес, её машина неожиданно глохнет. В попытках найти помощь, Мина лишь заходит глубже в чащу, теряя из виду и машину, и дорогу, по которой она приехала. Время от времени она натыкается на крайне жуткие знаки с надписями «Точка невозврата» и цифрами, символизирующими насколько далеко она ушла от внешнего мира. Свет почти не доходит до глубин леса, отчего за каждым поворотом нашей героине слышатся пронзительные крики и крайне пугающие детские голоса. Казалось бы, Мине и её попугаю, которого та назвала Дарвин, скоро придёт конец, но тут ей попадается пожилая женщина Мэделин.
Мэделин показывает девушке бетонное укрытие, где живут ещё два героя — Кира и Дэниел. Они называют это место Клеткой. Они же объясняют Мине, что только здесь они находятся в безопасности от Смотрителей, обитающих в лесу. Кто такие Смотрители остаётся загадкой практически до самого финала картины. Всё что мы знаем — они приходят ночью и наблюдают за действиями наших персонажей через полупрозрачное стекло в Клетке. Так, Мина и остальные становятся объектами обзора мифических лесных существ.
На что мы смотрим?
Ишана Найт Шьямалан заявляет несколько интересных тем, работая как с кельтской мифологией, так и с современными трендами жанра хоррор. Так, Смотрители оказываются ещё одним названием для древних фей, на этот раз показанных в виде громадных, худощавых и серых созданий, способных имитировать голос и внешний вид человека. Но чтобы овладеть техникой в совершенстве, монстрам приходится годами наблюдать за подопытными людьми, живущими в Клетке.
Шьямалан рифмует этот сюжет с темой искусственного интеллекта, который в последние годы всё лучше и лучше имитирует человеческое поведение, точно также обучаясь через наблюдение за людьми в интернете. Хотя искусственный интеллект и не упоминается прямым текстом в фильме, различные формулировки в диалогах между персонажами делают эту связь более чем очевидной. К примеру, описывая Смотрителей, Дэниел говорит, что раньше их копии людей выходили неточными, с шестью пальцами вместо пяти и покосившимися глазами. Тут сразу же вспоминаются первые версии фотографий Midjourney.
Похожих визуальных и вербальных параллелей между Смотрителями и искусственным интеллектом, можно встретить превеликое множество на протяжении всего фильма. Делается это через различные примеры имитации. Здесь сразу же вспоминается и любовь Мины к переодеванию в новые образы перед походом в бар, и её попугая, повторяющего услышанные слова. Помимо этого единственное окно героев в цивилизованный мир — это оставленный таинственным профессором диск с третьим сезоном реалити-шоу в стиле «Дома-2». То есть персонажи, находясь в клетке, наблюдают за попытками актёров воссоздать реальную жизнь на экране. Точно также Мина и другие жители леса становятся своего рода героями реалити-шоу для Смотрителей, которые каждую ночь, словно через экран монитора, наблюдают за людьми сквозь полупрозрачное стекло Клетки.
Не смотрибельные «Смотрители»
Шьямалан показывает зрителям несколько уровней реальной жизни и её экранной копии, что, конечно же, захватывает внимание публики. Однако кроме интересной метафоры дебютной работе постановщицы буквально нечего предложить аудитории. Хотя первые 30-40 минут ленты нагнетают саспенса, заставляя гадать как и об истории появления Смотрителей, так и о различных тайнах из жизней наших героев до попадания в Клетку, вторая половина фильма одномоментно теряет весь свой шарм. Практически ни одна сцена не способна напугать, а таинственный лес медленно превращается в сборник посредственных локаций.
Помимо этого, в погонях за красивыми идеями Шьямалан теряет в логике повествования. К примеру то, как герои умудряются выбраться из леса заставляет задуматься почему они не сделали это раньше. Точно также план главного злодея фильма не имеет смысла, зато выглядит как очередная метафора на поиск себя и своей идентичности. Наконец, некоторые темы оказываются вброшены в историю просто для дополнительной порции аллюзий и параллелей на реальный мир, при этом они никак не улучшают сюжет и не раскрывают персонажей. Тут в голову приходит личная трагедия Мины, по чьей вине 15 лет назад в автокатастрофе умерла её мать, а сестра-близнец (да, даже здесь разговор об оригинале и копии) осталась со шрамом на лице. Смысла в таких сценах оказывается крайне мало, а хоррор-составляющая просто уходит на второй план, полностью исчезая под конец фильма.
Ругать «Смотрителей» можно и за крайне не проработанных второстепенных персонажей. Так, Дэниел и Кира — это одномерные картонки, чьи истории растягиваются на весь хронометраж фильма. При этом, их сюжетные арки и личные проблемы можно уместить в рамках одного предложения. Схожим образом вечно мечущаяся Мэделин также не вызывает особого интереса, а несколько плот твистов, связанных с её героиней, можно предугадать ещё в первые 30-40 минут фильма. Поэтому, подытожив, «Смотрители» — это жертва идеи, превалирующей над сюжетом.
Мы это уже смотрели
Помимо того, что Шьямалан не блещет сложным сюжетом или же пугающими сценами, её картина оказывается крайне вторичной в рамках жанра. Вся идея о неких наблюдателях, которые следят за жизнью наших героев, во многом напоминает «Хижину в лесу». Вместе с этим история о людях, запертых в отдалённом доме — это чуть ли не самая заезженная тема в фильмах ужасов. Тут наиболее всего видны параллели со «Зловещими мертвецами» и «Ночью живых мертвецов». Что касается разговора об имитации, то здесь сразу же вспоминаются «Вторжение похитителей тел», где идея оригиналов и копий была раскрыта с куда более интересной стороны. Наконец, страх вокруг надвигающегося искусственного интеллекта был недавно показан в куда более успешном, но крайне слабом блокбастере «М3ган». Поэтому идти на «Смотрителей» ради какого-либо откровения точно не стоит.
Конечно, смотря на фильм ужасов от Ишаны, невольно проскальзывают сравнения с проектами её отца, который спродюсировал «Смотрителей». Хотя для девушки нынешняя картина стала дебютом в мире кино, ранее она уже работала над различными сериалами и выступала в качестве второго режиссёра в крайних лентах М. Найта. Поэтому не удивительно, что Ишана почерпнула некоторые трюки у своего отца. Тут на ум в первую очередь приходит погоня за неожиданными плот твистами в конце фильма. К сожалению, как часто бывает у Шьямалана старшего, девушка не справилась с тем, чтобы запутать и удивить зрителя. Помимо этого виднеется любовь двух режиссёров к использованию телевизионных программ для раскрытия заявленных тем. К примеру, в недавнем «Стуке в дверь» М. Найта герои узнавали о конце света через новостную сводку, а в картине Ишаны персонажи из раза в раз пересматривают один и тот же сезон реалити-шоу. В итоге, точно также как Мина и её сокамерники в Клетке, зрители «Смотрителей» вынуждены в очередной раз наблюдать за уже знакомой историей, в которой нет практически ничего нового.
Вывод
«Смотрители» — это крайне вторичное кино, не способное удержать внимание публики. Хотя первые 30-40 минут вызывают интерес, а всевозможные аллюзии заставляют мозг включаться в повествование, постановщица оказывается не в состоянии довести заданные темы до логического завершения. Поэтому дебют Ишаны, хоть и нельзя назвать ужасным, точно не стоит внимания фанатов жанра хорроров. Крайне иронично, её картина, при всех попытках оказаться оригинальной, является крайне слабой имитацией уже существующих фильмов.