The Buttress – мрачный андеграунд в топе TikTok

The Buttress – мрачный андеграунд в топе TikTok

Отношения тиктока и музыкальной индустрии можно назвать только одним словом – сложные. Локальные артисты получают миллионные прослушивания, продюсеры пытаются седлать тренды, а музыкальные эксперты расходятся во мнениях – тикток убивает искусство или делает его открытым? 

Однозначного ответа нет, но, несмотря на все камни в огороде соцсети, ясно одно – время от времени на её поверхность вместе с прочим информационным шумом всплывают настоящие алмазы. Совсем недавно это случилось с американской хип-хоп исполнительницей The Buttress и её синглом Brutus.

Саундтрек шабаша

Композиция, записанная в далёком 2016 году, в звуки тиктока попала в начале октября с приходом сезона хорроров и тыквенных голов. Удивительного здесь мало, Brutus с его неразборчивыми напевами на неизвестном языке и всплесками смеха буквально звучит как шабаш.

На самом же деле сатанинского в записи мало, она целиком построена вокруг сэмпла из саундтрека к итальянскому фильму «Сердце мамы» 1969 года. Композитором оригинала выступил сам Эннио Морриконе, а жуткие напевы — это песни детского хора о популярных итальянских телешоу 60-х.

Феминистский Гамлет

Жутковатый инструментал – далеко не главное, что есть в композиции. Он идеально работает на надрывную атмосферу трека, но действительно исключительным его делает лирика The Buttress.

Как можно догадаться из названия, Brutus посвящён Марку Юнию Бруту. Тому самому Бруту, который предал Гая Юлия Цезаря и собственноручно вонзил ему нож в спину, за что получил безграничную народную славу предателя и обитателя последнего круга Ада.

В интерпретации The Buttress Брут становится женщиной, а мотив её стремлений перестаёт быть чисто политическим.

Примерив на себя роль Брута, исполнительница от первого лица говорит об усталости от тени, которую Цезарь отбрасывает на всё её существование. К её восторженности и любви к другу примешивается зависть и чувство несправедливости от собственного положения. Брут, которую нам показывает The Buttress, лишена политических или любых других амбиций, убийство Цезаря для неё иррациональный акт, попытка вырвать насильно своё место в истории.

Брут The Buttress – бунт античной женщины за политический, сексуальный и творческий суверенитет. Это феминистская версия Гамлета в античных декорациях, где главный вопрос крутится вокруг убийства как акта, утверждающего собственное я. Дополнительный интерес такому перевороту классической истории придаёт тот факт, что Цезарь и Брут – практически канон трагедии мужской дружбы.

Кто такая The Buttress – религия, хорроры и интернет

За псевдонимом скрывается 31-летняя Бетани Шмит, за спиной которой почти 10 лет хип-хоп карьеры, роли в кино и собственный философский кружок. 

Она родилась в Нью-Джерси в религиозной семье. В своих интервью Бетани вспоминает, что воскресные походы в церковь и чтение Библии сильно отразились на её детской психике. В какой-то момент её излишняя религиозность вылилась в ОКР – юная Бетани внушила себе, что ей нужно соблюдать определённые ритуалы, иначе она отправится в ад. Одним из таких ритуалов была, например, «поза распятого Христа», которую она принимала по несколько раз в день прямо на полу, «судорожно молясь и плача».

В 15 лет её вера стала постепенно ослабевать, что стало серьёзным ударом по религиозному сознанию девушки. Она вспоминает, что иногда желала себе смерти, чтобы «успеть умереть, пока вера не покинула её совсем, и избежать мучений в Аду». Преодоление этих мыслей стало поворотным моментом в жизни Бетани, поэтому её раннее творчество пропитано атеистическими проповедями.

В первом же своём треке, «Piligrims by the Millions», она называет Бога лжецом и провозглашает себя новым Мессией, присыпывая в тексте библейскими отсылками, аккуратность которых выдаёт в ней человека, когда-то трепетно относящегося к Писанию. Всё это с истеричным флоу и на грязный олдскульный инструментал, в котором угадывается другая страсть Бетани – хорроры.

Ещё до начала своей музыкальной карьеры девушка увлекалась кинематографом и даже бросила колледж, чтобы стать режиссёркой. Она действительно сняла несколько короткометражных работ, которые можно найти на её YouTube-аккаунте, но они не принесли ей большего успеха. Однако хоррор-эстетикой всё равно пропитана большая часть её творчества: от артхаусных видеоклипов, которые Бретани предпочитает режиссировать сама, до пугающих сэмплов и шепчущего флоу.

Последняя деталь, важная для понимания The Buttress – она дитя интернета. Но интернета прежнего, безнадзорного и полного анонимных онлайн-форумов, низкокачественных видео и прочих элементов свободы. Вся её фриковость, наивность и противоположность всему коммерческому берут своё начало именно в этих первобытных интернет-дебрях.

«Behind Every Great Man» и первый успех

Уже через год после успеха «Piligrims by the Millions» последовал дебютный альбом «Behind Every Great Man», кишащий всё теми же бумбэп битами и панчлайнами про убийства, наркотики и Библию в духе раннего Tyler, The Creator. Тогда о The Buttress писали как о подающем надежды новичке, но этот альбом так и остался самым цельным её произведением. Время от времени она выпускала синглы, но гораздо больше, кажется, была заинтересована режиссурой и своим феноменологическим кружком.

В 2018 году она дала интервью изданию Underground Underdogs, в котором ей снова предвещали скорый успех. В том году у неё вышло несколько удачных синглов, а сама Бетани снялась в фильме Kyso популярного музыкального продюсера Flying Lotus. Несмотря на это, именно в 2018 году музыкальная карьера The Buttress прерывается на долгие пять лет.

«Brutus II» и новый альбом

В начале этого года The Buttress, наконец, прервала молчание и выложила видеоклип «Brutus II – Rex» – сиквел клипа «Brutus». В нём она рассказывает, что после смерти Цезаря Рим раскололся на две враждующие части – женщин и мужчин. Брут, убившая Цезаря, скорбит по нему, но не сомневается в необходимости своего поступка. Теперь она возглавила женщин в войне против мужчин, которая кажется ей столь же необходимой для будущего всех женщин.

 

В сиквеле Брут лишена своих личных амбиций и чувств, ей движет только стремление к общему благу, что, безусловно, делает её гораздо менее интересным персонажем. Из текста пропала глубинная, но индивидуализированная женская ярость и осталась одна только неприкрытая идеология. То же случилось и с инструменталом, который сменился на поразительно блёклую минималистичную трэп-поделку. 

Спустя ещё полгода, после неожиданной волны популярности «Brutus», Бетани решается выпустить свой второй альбом за десять лет. Пластинка, долго пылившаяся где-то на дисках, вышла 7 ноября и называется «Endofunctor».

Повторить успех времён «Behind Every Man» ей вряд ли удастся – звучит он сыро и несвоевременно. На смену бумбэп битам, снова вошедшим в моду, пришёл безликий и устаревший трэп, зато остались аморальные тексты, которыми сейчас мало кого впечатлишь.

Всю свою карьеру Бетани шла вразрез с популярностью. Её не замечали музыкальные журналисты, клипы не тянули на миллионные просмотры, а первым и последним успехом так и остался её дебютный альбом. The Buttress – каноничный пример SoundCloud рэпера, не разобравшегося, что делать с собственным потенциалом. Она дитя своего времени, странной эпохи низкокачественных видео и свободного интернета, поэтому свалившаяся на неё скоротечная минута славы выглядит скорее как издёвка судьбы.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя