«Тихое место: День первый» — почему так громко?

На этой неделе состоялась премьера третьего фильма из франшизы «Тихое место». Первая часть, вышедшая в 2018 году, привлекла внимание зрителей своим необычным концептом, в то время как продолжение позволило превратить экспериментальную работу Джона Краснинском в красивую хоррор-дилогию о семье и смене поколений. Но, как это обычно бывает с любой успешной серией фильмов, картины вселенной «Тихого место» были поставлены на поток. Поэтому сегодня мы видим практически полностью обособленный спин-офф «День первый» а в ближайшие годы нам стоит ожидать уже третью часть основной истории.

О том, получилось ли у нового фильма франшизы воссоздать эффект тихого ужаса из первой картины, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Осторожно! В статье присутствуют спойлеры!

Сюжет

В спин-оффе мы возвращаемся в первый день нападения космических инопланетян. Но на этот раз наблюдаем не за семьёй Джона Краснинском и Эмили Блант, а за совершенно новой героиней Сэм в исполнении Лупиты Нионго. Девушка живёт в хосписе, ожидая приближающуюся смерть от раковой опухоли. Она ненавидит каждую секунду своего пребывания в медицинском учреждении, о чём без каких-либо стеснений говорит и персоналу, и другим обитателям этого места. 

В роковой день вторжения монстров на планету Сэм с остальными пациентами отправляются на кукольный спектакль в самый центр Нью-Йорка, а после девушка собирается пойти в любимую пиццерию детства. Но все её планы рушатся, когда на Землю начинают падать капсулы с пришельцами. Как мы помним из первой части, у них отсутствует зрение, зато есть идеальный слух, позволяющий уловить малейшее движение или же разговор на расстоянии нескольких километров. Поэтому жители Нью-Йорка — одного из самых громких городов в мире — оказываются практически сразу обречены на верную гибель. 

Оказавшись в эпицентре конца света, Сэм и её служебный кот пытаются сбежать от нашествия и всё-таки дойти до той самой пиццерии. На пути ей попадётся несколько персонажей, среди которых будет неуверенный в себе студент юридического факультета Эрик, сыгранный Джозефом Куинном. Вместе они попробуют остаться в живых в новом постапокалиптическом мире. 

Самый громкий фильм франшизы

Когда-то «Тихое место» захватило внимание фанатов хорроров своим фокусом на тишине. В оригинальной ленте герои не проронили ни слова добрые первые 30 минут хронометража, при этом отслеживая каждое своё действие, чтобы ненароком не спровоцировать монстров, обитающих в округе. В течение фильма персонажи не раз шли на жертвы, лишь бы сохранить молчание и, соответственно, свои жизни. Тут в голову наиболее ярко приходит эпизод, где героиня Эмили Блант случайно наступает на гвоздь, но остаётся невозмутимой, ведь на кону благополучие её детей. Подобные моменты создавали напряжение, а общая бесшумная атмосфера заставляла публику пугаться малейшего шороха, даже если он исходит от других посетителей кинотеатра. 

В «День первый» такого можно не ждать. С самого начала нам показывают шумный Нью-Йорк, где все постоянно говорят, спорят, сигналят на машинах и, в целом, издают звуки. Но даже с приходом инопланетян звук никуда не исчезает. Да, герои больше не кричат, но Сэм и Эрик то и дело перешёптываются, рассказывая малоинтересные предыстории. Тут у фаната франшизы возникает диссонанс, ведь в первых фильмах любой разговор был роскошью. Здесь же авторы вставляют диалоги даже когда без этого можно было бы легко обойтись. Так, герои то и дело проговаривают фразы типа «сейчас подойду», «пойду туда», хотя всё это можно было бы показать жестами. Теперь персонажи могут говорить, бегать в обуви и создавать ещё кучу мелких шумов, ведь их спасает не логика вселенной, установленная в первой ленте, а желание сценаристов довести историю до конца. 

В итоге, эффект ужаса от монстров с великолепным слухом уменьшается, а персонажи подчас раздражают как своим нелепым поведением, так и тем фактом, что из раза в раз они остаются целыми. 

Отсутствие смыслов

Новой части «Тихого места» нечего сказать зрителю. В последние годы публика привыкла, что сюжеты фильмов ужасов либо являются аллегорией на какие-либо важные личные или социальные темы, либо играют с жанровой формой, как это было в первой серии франшизы. Как мы уже поняли, со вторым режиссёр Майкл Сарноски не справляется. Тогда от картины хотелось бы увидеть какое-либо высказывание. Вроде главная героиня — это умирающая от рака женщина. Такую идею можно было бы развить, сыграв на ожиданиях от других фильмов на схожую тему. Однако Сарноски предпочитает упростить все её цели до простого желания покушать ту самую пиццу из детства. Сравнивая даже с не слишком притязательными идеями из оригинальных картин, такой сюжет в «День первый» разочаровывает. 

Паразитирование на франшизе

Ещё одна проблема нового фильма — это неспособность как-то расширить существующую вселенную «Тихого места». За 100 минут хронометража зрители не узнают ничего нового ни о монстрах, ни о способах борьбы с ними. Вместо этого создатели паразитируют на сюжетах из первых двух частей, то копируя сцену у водопада из оригинального фильма, то в очередной раз напоминая нам, что монстры боятся воды. В «День первый» даже был включён один из героев второй части, чтобы выстроить хоть какую-то связь между двумя картинами. Выглядит это лишним и скорее раздражает, ведь он практически никак не влияет на сюжет. В итоге, картина Сарноски натужно пытается сказать, что это всё ещё знакомая нам вселенная, но забрав оболочку «Тихого места», режиссёр забыл наполнить её субстанцией.

 

Кот — лучшая находка фильма

Ругать «День первый» можно за многое, но у картины есть и несколько сильных моментов. Так, скримеры чаще всего действительно пугают, хотя и появляются очень редко. Но главное достоинство ленты — это сильная актёрская работа Лупиты Нионго, которая умудряется показать зрителю максимум даже при крайне среднем сценарии. Наблюдать за её персонажем, вечно бегущем и борющемся за свою жизнь, доставляет одно удовольствие. Что примечательно, в течение всей картины она ходит бок о бок с милым котиком, который нередко пугает зрителей своим неожиданным появлением больше, чем инопланетные монстры. Дуэт Сэм и её домашнего животного смотрится куда более привлекательнее, чем тот же нервозный Эрик в исполнении Джозефа Куинна. Как минимум, кот оказывается умнее его, ведь он ни разу не разговаривает (мяукает) в течение фильма. Поэтому, смотря «День первый», зрители как минимум смогут насладиться искренней химией между этими двумя персонажами. 

 

Вывод

Подытожив, работа Сарноски — это всего лишь очередной незапоминающийся хоррор, призванный напугать зрителей всяческими скримерами и порадовать умилительным котом. Новому «Тихому месту» подчас оказывается нечего сказать, при этом все в фильме говорят чересчур много, просто сотрясая воздух ради не интересной экспозиции. Если бы спин-офф попытался держаться формулы оригинала, сфокусировавшись на тишине, то возможно у картины были бы шансы запомниться массовому зрителю. Но, к сожалению, «День первый» — это не более чем обычный ужастик на вечер. Поэтому нам остаётся с опаской ожидать «Тихое место 3», надеясь, что Джон Краснински сможет поставить франшизу на былые рельсы.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Co-Creation Fest — фестиваль, объединяющий бизнес и креативную индустрию Казахстана
Город
#события
Co-Creation Fest — фестиваль, объединяющий бизнес и креативную индустрию Казахстана
Третий сезон «Медведя» — блюдо, которое подали сырым
Культура
#кино
Третий сезон «Медведя» — блюдо, которое подали сырым
Делимся анонсами проектов Яндекс Плюс с Yandex Qazaqstan Day
Культура
#Яндекс Музыка
Делимся анонсами проектов Яндекс Плюс с Yandex Qazaqstan Day
Клип Адилета Абиша получил награду Berlin Music Video Awards
Культура
#музыка
Клип Адилета Абиша получил награду Berlin Music Video Awards
Десять в одном: о роли креативного директора в агентстве
Ликбез
#истории
Десять в одном: о роли креативного директора в агентстве