То, что внутри: убийство идеальных незнакомцев в Восточном экспрессе

Амбициозный дебют, ставший самым дорогим приобретением Netflix на фестивале «Сандэнс» в этом году, наконец-то получил свою онлайн премьеру на стриминг-платформе. О том, почему вам стоит обратить внимание на этот изобретательный сайфай-триллер о компании друзей, поменявшихся телами на предсвадебной вечеринке, рассказывает наш редактор Рамазан Малик.

Сюжет

Старая компания друзей, знакомых с колледжа, собирается на предсвадебную вечеринку в загородном особняке. Как и любую старую компанию, их объединяют общие истории со студенческих тусовок, забытые чувства, запутанные любовные треугольники, зависть и охапка мелких обид.

История принимает неожиданный поворот, когда на порог дома заявляется Форбс — ещё один общий друг, с которым все давно потеряли связь. В колледже он одинаково любил настойки и настолки, но после одной особенно яркой тусовки его отчислили и он уехал в Калифорнию, где стал успешным айтишником. На предсвадебную вечеринку друга он привозит своё последнее изобретение — машину, которая может менять людей телами. «Всё просто, – уверяет Форбс, – просто думайте о своих мозгах как о жёстких дисках».

И друзья не придумывают ничего лучше, чем использовать свои жёсткие диски для футуристичной игры в мафию. Правила простые: все меняются телами, а затем угадывают, кто в кого вселился. Однако очень скоро змеиный клубок лучших друзей начинает затягиваться в борьбе за (чужое) место под солнцем. 

Жанровый винегрет

Начинается «То, что внутри» как драматичная, но не лишённая юмора история о кризисе в отношениях молодой пары. Продолжается как камерная трагикомедия о компании друзей в духе «Идеальных незнакомцев», хотя визуальное повествование постоянно напоминает, что перед нами – хоррор. Однако Форбс вместе со своим изобретением привносит в повествование элементы даже не ужаса, а неожиданно сайфая, которые становятся триггером сначала для детектива, а потом и для небольшой психологической драмы.

В итоге запутавшегося и в сюжетных, и в жанровых перипетиях, но ни минуты не скучающего зрителя прокатывают по целому ряду эмоциональных аттракционов из интриг, саспенса и сюжетных поворотов. Режиссёр, который здесь по совместительству и сценарист, не пытается изобрести драматургический велосипед, но прекрасно обходится со знакомыми тропами, персонажами и клише, умело жонглируя ими и пересобирая в напряжённую и истерически смешную историю «на один вечер». 

Он как бы предлагает: «Представьте себе “Друзей”, только с главной героиней из “Солнцестояния”, которых собрали в особняке из “Достать ножи”, и теперь прибавьте к ним игру как в “Тела, тела, тела”. А ещё немного “Чёрного зеркала”, и немного Хичкока, и немного…» и так до тех пора, пока вы не потеряете счёт возможным референсам.

Несмотря на то, что картина стала полнометражным дебютом Грега Жардина, она отлично написана и работает во всех аспектах: от пресловутой мотивации персонажей до юмора и неожиданных плот-твистов. Фильм стремительно развивается, превращая посиделку старых знакомых в похотливую, перверсивную, кровавую посиделку всё тех же старых знакомых. Единственное, за что можно упрекнуть режиссёра, так это за общую стерильность происходящего: когда сюжет начинает подступаться к безумному психологическому триллеру, он слишком цепляется за очаровательность фильма, не давая ему скатится в настоящий трангрессивный ад.

I’ll be there for you

Собирая вместе повзрослевших друзей из студенчества, режиссёр в очередной раз напоминает нам, что ад — это другие. Твои успешные одногруппники, твой бойфренд, предпочитающий тебе порнографию, и твоя подружка с девятью миллионами подписчиков. И пока их оценивающие взгляды направлены на тебя, ты вечно будешь ощущать стыд за потраченные впустую десять лет, отсутствие на пальце обручального кольца или за парня, который всё ещё предпочитает тебе порнографию.

Но напрашивающаяся экзистенциальная драма о противостоянии настоящего тебя (того, что внутри) и внешней обёртки сталкивается с другой слабой стороной фильма — плоскими персонажами. Ведь они представляют из себя в лучшем случае набор шаблонов из усреднённого ситкома: будь то серая мышка Шелби, гениальный айтишник Форбс, популярная блондинка Никки или туповатый тусовщик Дэнис. Конечно, эти ярлыки помогают нам быстрее определить персонажей и вникнуть в сюжет, однако фильм и не планирует двигаться дальше, довольствуясь понаставленными шаблонами.

Рилсмейкер в кино

Дебютант Грег Жардин в прошлом занимался видеомонтажом и спецэффектами, работая преимущественно над рекламой, клипами и промокампаниями телевизионных проектов. Среди его работ, например, изобретательный тизер-трейлер для лайв-экшн ремейка «Ковбоя Бибопа» от Netflix. Однако уже в ранних коммерческих видео прослеживается стиль, который ярко выделяет его дебют на фоне похожих проектов. Годы работы с короткими форматами и VFX не прошли даром: Жардин прекрасно справляется с визуальным повествованием и удержанием внимания зрителя при помощи нескольких интересных приёмов.

Во-первых, рамки. Режиссёр постоянно использует сплит-скрины, показывая при помощи них точку зрения героев, их тайные желания и конфликты, что очень упрощает понимание запутанного сюжета. К тому же, они неплохо разбавляют повествование и помогают ускорить темп фильма. Во-вторых, фотомонтаж прямиком из опенинга «Как я встретил вашу маму», который он использует, чтобы быстро погрузить зрителя в экспозицию, не утомив монотонными диалогами. И, в-третьих, агрессивная работа со светом, нужная здесь не только для подчёркивания атмосферы, но и как дополнительный сюжетный инструмент, позволяющий быстро разделить личности персонажей и их физические оболочки.

Однако всё это обилие модных визуальных приёмов и лощёная неоновая картинка в какой-то момент создают ощущение рекламного рилса, попавшегося в инстаграм-ленте. Это играет с фильмом злую шутку, придавая ему ненужную DIY-стилистику, которая мешает восприятию. 

Почему вы никогда о нём не слышали

У «То, что внутри» были все шансы если не стать кинотеатральным хитом, то хотя бы найти своего зрителя в онлайне. Снятый силами нескольких независимых продакшенов всего за $2,5 млн фильм получил премьеру в январе этого года на фестивале «Сандэнс» в программе Midnight. Именно там его заметили продюсеры Netflix, купившие ленту после напряжённых торгов за рекордные $17 млн.

И всё это только для того, чтобы спустя полгода просто слить фильм в сеть без надлежащей промокампании. Всё продвижение картины, наделавшей столько шума на «Сандэнсе» и ставшей самым дорогим приобретением за период фестиваля, уложилось в трейлер, десяток статей и два трёхминутных интервью. Это далеко не первый раз, когда Netflix скупает фестивальные хиты и отпускает в свободное плавание в надежде, что фильм чудесным образом сам найдёт свою аудиторию. Тем не менее, у себя на родине картина, кажется, всё равно стала хитом и попала в тренды Netflix благодаря сарафанному радио.

«То, что внутри» — это далеко не идеальное кино, в нём проглядывается и маленький бюджет, и неопытность режиссёра-дебютанта, но напористость и обаятельность этой по-хорошему сумасшедшей картины заставляют забыть обо всех недостатках и просто насладиться просмотром. В конце концов мы получили увлекательный мультижанровый карнавал, который остроумно написан, изобретательно снят и от которого невозможно оторваться. Остаётся надеяться, что несмотря на слабое, если не сказать отсутствующее, промо фильма, студии обратят внимание на Грега Жардина и он ещё не раз удивит нас своим кино.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя