Сюжет
В открывающей сцене зрителей знакомят с поселением индейцев племени Осейдж, которых правительство США когда-то переселило в штат Оклахома. Однако, в начале 20 века местные жители обнаружили на своей территории огромные месторождения нефти, после чего превратились из маргинализированной прослойки общества в самую богатую группу людей в стране. Тем не менее деньги не принесли счастье индейцам, ведь с роскошью на их территорию пришло зло, физическое воплощение которому подарили персонажи Леонардо Ди Каприо и Роберта Де Ниро.
Первый – Эрнест Бёркхарт, ветеран Первой мировой, прибывший в округ Осейдж в поисках работы. Второй – его дядя, Уильям Хэйл, землевладелец, бизнесмен и местный «король». Вместо работы Хэйл предлагает своему глуповатому родственнику жениться на чистокровной представительнице Осейджей по имени Молли (Лили Гладстоун). Основной мотивацией союза становятся её деньги, о чём Эрнест шутя говорит на первом же свидании. Молли с самого начала видит корыстные намерения своего избранника, но наивно надеется в обмен на деньги получить полноценную семью.
Одновременно с этим зрители узнают, что в поселении уже долгое время погибают Осейджи, в то время как власти не берутся за расследование, спирая всё на несчастные случаи и самоубийства. Стоящие за этими смертями люди свободно говорят о своей причастности, понимая, что их никогда не посадят за убийство индейцев. За большинство таких «несчастных случаев» оказываются ответственны уже знакомые нам Эрнест и Хэйл.
После первого часа картины у публики остаётся лишь один вопрос: сможет ли Молли избежать уготованной ей участи или же зло навсегда нависнет над округом Осейдж?
Фильм о персонаже
«Убийцы цветочной луны» поражают, в первую очередь, своим хронометражем: фильм идёт больше трёх часов. В современном мире, где людям всё сложнее концентрировать своё внимание, такая длина для потенциального блокбастера может показаться непреодолимой. Конечно, множество популярных проектов последних лет позволяли себе схожий хронометраж, да и новая манера binge-watch просмотра сериалов даёт надежду, что публика сможет усидеть в зале на протяжении всего фильма. Тем не менее какую-то часть зрителей с большой вероятностью оттолкнёт тон повествования картины, ведь новая лента Скорсезе — это не кино-аттракцион, а скрупулёзно нарисованный портрет истинного зла, сделанного в духе «Крёстного отца» и «Нефти».
Зло в «Убийцах цветочной луны» приобретает разные формы, будь то грабители, готовые раскапывать могилы индейцев ради их украшений, наёмники, способные убить близкого друга, или же местный шериф, закрывающий глаза на творящееся беззаконие. Все эти примеры, детально показанные в фильме, позволяют аудитории почувствовать всю беспросветность устоявшейся системы.
Герой Ди Каприо здесь выступает главным воплощением зла, для которого убийство — это будничная суета. «Убийцы цветочной луны» — это фильм именно о нём и его внутренних противоречиях. Эрнест одновременно любит свою жену и предан своему дяде. Он хочет заработать денег через смерти Осейджей, но боится даже ассоциировать себя с убийством. Он желает избежать наказания, но не знает кому доверять. Его зло — это хаотичный набор действий глупого человека, результат которых приводит к трагическим последствиям.
Злые мужчины и некрасивая Америка
Тем, кто знает Скорсезе лишь за его «Славных ребят» и «Казино», может показаться, что в «Убийцах цветочной луны» режиссёр отошёл от привычных нарративов. Тут стоит возразить, что постановщик никогда не сковывал себя рамками одного жанра, а фокус его картин почти всегда был на исследовании личности. Его главные герои — это сломанные жизнью мужчины, будь то Трэвис Бикл из «Таксиста» или же Фрэнк Ширан из «Ирландца». Его фильмы практически всегда превращались в атмосферные исследования людей и их взаимодействий с внешним миром. В первом случае таким миром был погрязший в преступности Нью-Йорк 1970-х, а во втором пришедшее на смену гангстерам новое поколение бизнесменов.
Схожие примеры можно найти на протяжении всей карьеры Скорсезе, начиная с ранних «Злых улиц», продолжая культовым «Бешеным быком» и заканчивая безумным «Волком с Уолл-стрит». Все эти фильмы объединяет не только рассказ о поломанном мужчине, но и критика американских устоев своего времени. Так, «Таксист» говорил о Вьетнаме, «Король комедии» о культуре консьюмеризма, а «Волк с Уолл-стрит» о проблемах капитализма. Поэтому не удивительно, что «Убийцы цветочной луны» поднимают тему расизма и колониализма. Ведь то, что Хэйл и Эрнест делали с Осейджами, делала вся белая Америка с представителями любых расовых и этнических меньшинств на протяжении сотен лет. Неспроста среди персонажей мы видим последователей движения Ку-клукс-клана и наблюдаем документальные кадры расовых беспорядков в Талсе.
По словам Скорсезе, смерть Джорджа Флойда в 2020 году в очередной раз показала насколько эти проблемы остаются релевантными и в сегодняшней Америке. Более того, во время пресс-конференции в Каннах было сказано, что убийства женского коренного населения продолжается по сей день. Поэтому «Убийцы цветочной луны» заканчиваются на столь неожиданной ноте, напоминая нам о постоянном присутствии зла на Земле.
Вестерн
Наконец, хочется поговорить об «Убийцах цветочной луны» как о представителе вестернов. Изначально жанр героизировал белых мужчин, исследующих бескрайний фронтир и борющихся со «злобными» индейцами. Чаще всего последние были лишены какой-либо субъектности и выступали в роли безликого препятствия героям. Однако по прошествию множества десятилетий образ индейцев в кино начал постепенно меняться, превратив их в более живых персонажей. Тем не менее, редкий фильм мог позволить себе прямую критику колонизаторов, особенно в столь крупнобюджетном проекте как «Убийцы цветочной луны». В 2023 году автор наконец явно делит персонажей на жертв и захватчиков, при этом указывая на все недостатки последних.
Поэтому местный ковбой Эрнест — это необразованный и трусливый койот (так его называет Молли при первой встрече). От когда-то героического образа не остаётся и следа, хоть и присутствуют привычные атрибуты, такие как фирменная шляпа, джинсы и конь. Для Ди Каприо это уже второй образ фальшивого ковбоя после «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино. Вместе с этим подвергаются критике и местная власть. Если в классических вестернах их олицетворяли шериф и уважаемый в обществе человек, то в «Убийцах цветочной луны» оба типажа превратились в коррумпированных злодеев.
Вывод
Новая картина Скорсезе — это монолитная работа, полная важных деталей и смыслов. Все травмы коренного населения были обнажены перед зрителями, в то время как образ белого спасителя начисто уничтожен через персонажей Ди Каприо и Де Ниро. Фильм не всем придётся по вкусу, но его важность как для американского общества, так и для многих других народов, столкнувшихся с колонизацией, отрицать невозможно. Ведь наблюдая за ужасами прошлого, публика возможно сможет увидеть ужасы настоящего.