В лице со-основательницы и музыкальной менеджерки Кати Штарёвой и главы отдела PR Ани Кострюковой с недавних пор представлен филиал бутикового петербургского коммуникационного агентства Doing Great Agency в Алматы.
Помимо работы в агентстве и менеджменту инди-артистов, девушки организовывают секретные концерты Secret Land, знакомятся с казахстанской творческой тусовкой и ищут лучшую матчу в городе.
В этом году они также успели разработать курс по менеджменту и PR вместе с Фондом им. Батырхана Шукенова, который был прослушан учениками летней резиденции Batyr LAB 2023.
Что есть PR для артиста? Как выходить из критических ситуаций? Когда наступает та самая пора обзавестись собственным менеджером? Как молодому артисту не впасть в кабалу контракта? На эти и многие другие вопросы ищите ответ в нашем новом материале.
Аня, привет, расскажи, чем ты занимаешься в агентстве?
Привет, я руковожу командой PR-специалисток в агентстве и мы занимаемся тем, что курируем культурные и брендовые проекты. В целом это всё то, что мы сами искренне любим: фестивали, живые концерты, кинопоказы, театральные постановки. Хотелось, конечно, работать только с культурными проектами, но со временем поняли, что из-за специфики индустрии и бюджетов это тяжело осуществить, поэтому мы занялись также брендовой историей, но не изменяя себе. Связываем инфоповоды с нашими ценностями.
Например, как Secret Land?
Да! Проект Secret Land в Алматы это продолжение нашего петербургского формата Sofar Sounds. Концепция заключается в том, что мы выбираем локацию, в которой не проходят в классическом понимании концерты. Зовём трёх артистов, как начинающих, так и уже состоявшихся. И держим всё в секрете. Люди регистрируются и в день концерта получают уведомление на почту. Самое важное, как по мне, что зритель приходит полностью открытый ко всему новому.
Возвращаясь к теме разговора: ваше агентство занималось промокампанией концертов звёзд А-листа. В том числе Дженнифер Лопес. Этот опыт помогает в продвижении начинающих артистов?
Да, мы занимались промокампанией концерта Джей Ло. Многие могут подумать, а что там делать, ведь это же большой артист. Он приезжает, все покупают билеты, и всё, успешный успех. В реальности это не так. Проблема заключалась ещё в том, что артистка подтвердила концерт за три месяца до даты. Чтобы собрать большой стадион, такие концерты анонсируются как минимум за полгода-год.
Инструменты продвижения тут мне кажется одинаковые, но разные задачи и их объём. Если для Джей Ло это стадион, то для начинающего артиста, это зал на 100-500 человек.
Главное на что стоит смотреть — количество уникальных касаний. Например, можно распечатать афиши с цитатами из песен артиста и повесить их в go-to кофейнях. Или попросить артиста день вести аккаунт, например, студии керамики, если они мэтчатся по аудитории.
Конечно, Джей Ло не будет вести аккаунт керамистки, и тут начинаются различия. Ты должен понимать, что с начинающими артистами ты делаешь всё вместе, а состоявшиеся, как правило, закрытые. Но продвигать их концерты тоже нужно.
Например, с Jungle мы устраивали закрытую встречу по типу пресс-конференции вместе с лидерами мнений и журналистами. А концерт немецкой группы Kraftwerk продвигали через фан-сообщество. Артисты сразу сказали, что интервью никому давать не будут. И мы нашли мужчину, который был на каждом концерте Kraftwerk и предложили взять интервью у него. Вышли заголовки по типу «Он был на 200 концертах Kraftwerk: кто он, что он, почему он это делает».
Что делать, если PR-кампания сработала не так, как хотелось?
Окей, мы не собрали зал. Но если вы начинающий артист, нужно не расстраиваться, ведь вы уже провели ряд активностей, а значит уже об артисте узнали люди.
Кэнселлинг пока ещё жив. Что делать артисту, например, как было с Shiza, когда тебя вот-вот планируют отменить?
Здесь есть два стандартных решения: сделать заявление от лица пиар-команды с такими вырванными формулировками, которые можно будет растащить по заголовкам. И через время вернуться с социальным проектом, либо уйти в молчанку. Другого пока не придумали.
Блиц? Твои топ-3 совета начинающему артисту.
Выступайте как можно чаще, ловите коннект с аудиторией, показывайте свои live-выступления. Если у вас есть цель выступать на крупных мероприятиях, фестивалях, очень важно показать, что ты умеешь вести себя на сцене, что ты сопровождаешь выступление перфомансами. Это тоже суммарная часть заработка артиста.
Второе, пробуйте всё. Вам говорят, что раздача листовок не работает, но вы попробуйте. Например, раздавайте не листовки, а открытки. Придумайте, почему и как человек получает её.
Третий совет, конечно, странный, но он про человеческие качества. Если посмотреть на те проекты, которые стрельнули среди инди-артистов, но это чаще всего те, кто заходит с искренности и натуральности. Поэтому мне сильно импонируют Samrattama и Dudeontheguitar. Я не могу отделять творчество артиста от личности. Наверное, поэтому на концерт Петара Мартича я не пойду.
Катя, привет, расскажи про свой опыт в агентстве.
Привет! Я со-основательница Doing Great, и вот уже больше пяти лет мы делаем узнаваемый креатив и продвигаем музыкальные группы. Из артистов мы уже долгое время работаем с «АИГЕЛ», «Директором Всего», по букингу с Kedr Livanskiy и нишевым проектом «Оркестр “Антон тут рядом“» — это инклюзивный театр, где играют нейротипичные/нейроотличные люди в жанре авангардно-джазового оркестра.
Мы с Аней уже немного затронули эту тему, но давай поговорим, как менеджерить артиста, которого не просто кэнселлят, а запрещают на уровне государства. Мы сейчас говорим про «АИГЕЛ».
Это не секрет, про это можно рассказывать. Как это произошло: у нас в прошлом году был намечен тур по России. В какой-то момент начали звонить со всех клубов и говорить «Ой, простите, концерта не будет». После третьего раза мы поняли, в чём дело. Коллеги, наши друзья, с питерского клуба подсказали что произошло – «АИГЕЛ» запретили.
Мы с моей коллегой Таней пошли в Комитет по культуре. Там сидел парень, у которого на лацкане пиджака была буковка Z. Он хотел показать, что такой же как мы: смотрит YouTube, листает тикток. Пытался дружить, а вот нам дружить с ним не очень хотелось. Грубо говоря, он сказал, что это не его решение и ему очень жаль: «Идите разбираться в Администрацию президента». Отличная мысль, это именно то, чем мы никогда не займемся!
Группа «АИГЕЛ» покинула Россию и карьера сейчас продолжается на мировом уровне. У нас запланирован тур в США и Европе. Это, конечно, не Москва и Питер, но новый путь и новое начало.
Чем отличается менеджмент в России от других стран?
В первую очередь большое количество разных менталитетов, от Нидерландов до США. А второе, это то, что музыкальный бизнес везде работает по-разному. Например, в России парой сообщений в телеграме можно решить судьбы человечества за пять минут. В Казахстане без личной встречи и знакомства организовать концерт вряд ли получится, а в Европе мне сказали, мол, ждите ответ на ваш запрос в письме через два месяца.
Менеджер — залог успеха? И когда стоит его привлекать?
Если простыми словами, то менеджер – это больше тот человек, который забирает административные вещи на себя. Потому что большинству артистов не свойственно заниматься таким видом работы.
Кому-то бывает сложно сказать «Привет, я артист, возьмите меня выступать», кому-то сразу назвать гонорар, а кому-то сопоставить количество билетов и ценник.
В такие моменты менеджер сразу подключается к делу. Но если у артиста получается всё контролировать, тогда он совмещает роли. До того времени, когда административные вещи превалируют над творчеством. Вот тогда нужно освобождать себя от этих обязанностей и брать менеджера.
Что произошло на Большом Летнем Фестивале?
Там выступал наш артист «Директор Всего». Букинг произошёл давно, и в принципе мы с организаторами знакомы давно. Вопросов никогда не было и другие мероприятия проходили успешно.
К сожалению, в тот период, я была в Питере и решала вопросы дистанционно. Мы можем судить только по хостингу артиста. Не было гримёрок, бэкстейджа, нашу аппаратуру немного попинали, не было такси и еды.
Мы подробно обсудили с организатором наш фидбэк, они его классно приняли и услышали наш комментарий. Мы договорились о компенсации за такие бытовые условия.
Договор в таких случаях нужен? И что вообще нужно прописывать в нём?
В целом, коммерческие взаимоотношения с точки зрения закона должны регулироваться договором, это может быть как простая отписка, так хорошо прописанный договор.
Важно учитывать предмет договора (что ты делаешь: поёшь, танцуешь, читаешь стихи), временные данные (что, когда, во сколько) и длительность.
Из-за последнего часто происходят недопонимания. Например, был интересный кейс с группой «Грибы» в 2018 году. Они были хэдлайнерами петербургского фестиваля, и у них стоял слот на два часа, а программа на 40 минут. И они играли программу три раза. Людям было уже плохо и смешно. Такое может случиться. Поэтому всегда уточняйте, сколько должно идти ваше выступление.