Увлекающий
Майкл Майерс, Джейсон Вурхиз, Фредди Крюгер и Пеннивайз. Теперь список безжалостных маньяков убийц, в которых дети и взрослые радостно наряжаются на Хэллоуин, пополнился именем Клоуна Арта (в оригинале, более мелодичное Art the Clown). И на это есть целый ряд причин. Во-первых, как и в случае с другими культовыми образами, Арт — это не очередной сошедший с ума маньяк, а неконтролируемая сила, стирающая всё на своём пути. Несмотря на все попытки убить его, бессмертный клоун из раза в раз восстаёт из мёртвых, продолжая сеять хаос в округе Майлз. В его натуре нет ничего человеческого, о чём свидетельствует и тот факт, что Арт не разговаривает на протяжении всех фильмов франшизы. Здесь сразу же напрашиваются параллели между ним и Джейсоном, который давно стал ассоциироваться с силами природы, призванными очистить город от неугодных подростков.
Во-вторых, Арт, несмотря на все кровавые убийства, остаётся привлекательным персонажем. На протяжении всех картин клоун то и дело разыгрывает комедийные спектакли перед своими жертвами, играясь с ними и веселя зрителей в кинозале. Тут можно вспомнить и сцену с велосипедом из первой части, и эпизод с кассиром из сиквела, и уже культовый фрагмент из триквела с Сантой в баре. Своей дурашливостью Арт напоминает ребёнка, а происходящее вокруг – slapstick комедию. В этих эпизодах режиссёр ловит зрителя в ловушку эмпатии, заставляя ассоциировать себя с Артом. Благодаря такой разрядке, сцены убийства ощущаются ещё более кровавыми и отталкивающими.
Не последнюю роль в создании культового экранного персонажа играет визуальный образ. Чёрно-белый костюм, длинный нос, широкая улыбка и покосившаяся шляпа стали визитной карточкой клоуна. Совокупность его мистического ориджина, нечеловеческой живучести, детской привлекательности и впивающегося в память образа позволило превратить безжалостного маньяка в культового персонажа.
Убивающий
Что отличает франшизу «Ужасающий» от остальных хорроров? Нежелание режиссёра Дэмиена Леоне идти на поводу студий и зрителей. По словам постановщика, слэшеры сегодня будто стесняются показывать реальную жестокость на экране. В большинстве случаев маньяки занимают меньшую часть экранного времени, а их кровавые расправы над подростками чаще всего обрезаются, защищая публику от травматического опыта. Леоне идёт по иному пути, оставляя нас наедине с беспощадным киллером на добрую половину ленты. Именно поэтому сегодня любой фанат франшизы помнит детальную сцену расчленения подруги главной героини из первой части или открывающую сцену триквела. Большинство кровавых эпизодов и комедийных прелюдий можно легко вырезать из финального монтажа, при этом не потеряв ничего сюжетно. Однако именно эти сцены делают «Ужасающего» культовой серией фильмов.
В различных интервью Леоне говорил, что после финансового успеха второй части главы всевозможных студий предлагали ему выпустить следующую картину под их руководством. Франшизу ожидало увеличение в бюджете, но и контроль со стороны продюсеров. А это значит меньше крови, меньше убийств и меньше креативного контроля со стороны Леоне. Постановщик утверждает, что если бы ему было 20-25 лет, он бы тут же согласился на эти условия. Но зрелому 42-летнему Леоне было куда важнее сделать проект, которым он бы мог гордиться. По словам режиссёра, он хочет оставаться единственным человеком, который решает, что допустимо и недопустимо показывать на экране.
За пару дней до выхода «Ужасающего 3» Леоне дал интервью, где неуверенно обмолвился, что его фильм может занять второе место в лидерах проката за выходные. Однако в премьерный уикенд «Ужасающий 3» оказался первым по кассовым сборам, заработав аж $18 миллионов в прокате, легко скинув «Джокера: Безумие на двоих» с пьедестала. Сенсационные показатели сразу же запустили сарафанное радио, вызвав интерес у зрителей, находящихся далеко за пределами хоррор комьюнити. Многие эксперты начали связывать столь внушительный бокс-офис с провалом «Джокера», ведь зрители оказались лишены мрачного фильма про сумасшедшего клоуна. Как нельзя кстати, неделей позже им был дарован Арт, убивший не только десяток случайных невинных людей, но и шансы «Джокера» хоть как-то окупиться в прокате.
Утомляющий
Франшиза Дэмиена Леоне заработала более $60 миллионов в мировом прокате. Судьба клоуна началась с короткометражного фильма «Девятый круг» и антологии «Канун Дня Всех Святых» 2013 года. За ними в 2016 году последовала первая часть «У;жасающего» и шестилетний перерыв, в течение которого Леоне неспешно писал сценарий, работал курьером, доставляя цветы, и собирал донаты на съёмку второй части. Наблюдать за многолетней историей развития вселенной, в которую, несмотря на весь внешний ужас, было вложено столько любви и заботы, доставляет одно удовольствие.
Тем не менее, стоит отметить, что серия фильмов «Ужасающий» подойдёт далеко не каждому любителю хорроров, не говоря уже об обычных зрителях. Кровавое месиво, в которое Леоне загоняет публику, может как завораживать, так и отталкивать. В некоторых случаях изобилие жестокости приводит к самой страшной из реакций — утомлению от однообразного, бесконечно повторяющегося насилия.
Ужасающий
Несмотря на личные предпочтения, существование и финансовый успех «Ужасающего 3» заставляет радоваться любого фаната жанра. Ведь триумф работы Леоне говорит о развитии хорроров, которые сегодня представляют всю палитру от экспериментального «Я видел свечение телевизора» до медитативной «Нежити» и безжалостного «Ужасающего». Значит в ближайшее время нас ждёт больше успешных примеров необычных картин, берущих своими концептами, а не большими финансовыми вливаниями.